Важно! Как отличить шамана от шамана?
Добавлено: 15 май 2018, 00:02
Почитав присутствующие здесь темы, пришёл к интересному выводу: В сознании как обывателей, так и большинства практиков, традиционный шаманизм не отличим от нью-эйдж, городского шаманизма, кастанедовщины-серковщины и всех прочих современных практик модно именующихся шаманизмом. И уж тем более неотличимы сохранившиеся традиции и восстановленные.
Например, тывинская традиция является восстановленной, как и алтайская, чукотская является утерянной, ненецкая частично утерянной, а вот бурятско-монгольская является сохранившейся. Аналогичная ситуация с шаманизмом северной и центральной Америк. Не весь тот шаманизм, который даже принято считать традиционным, является реально сохранившимися традиционными практиками.
Давайте разберёмся, что есть что и с чем его едят?!
У шаманизма столько же течений, сколько шаманов на земле, поскольку каждый шаман сам строит собственное мировоззрение. Наставник обучает шамана лишь общению с его духами-помощниками. По этой самой причине, любой учебник шаманизма - обман, либо новодел от неошаманов. Я могу рассказать вам, как больно неофиту во время традиционного бурятского посвящения, но передать всю силу своих эмоций я не смогу. Мои слова "было больно", останутся просто словами. В лучшем случае вы вспомните, как было больно от удара мизинцем о комод во время ночного дожора. По этой причине нет смысла ориентироваться при изучении шаманизма на работы этнографов. Они просто не понимают половины того, что им говорят и описывают это через призму своего мировосприятия. Конечная работа сильно искажает действительность. Всяк сверчок хвалит свой шесток. Для представителя христианской религии чёрный шаман - это злой шаман. Просто потому что белое это хорошо, а чёрное это плохо. Этот шаблон заложен с раннего детства. Пытаться что-то доказать бессмысленно. Аналогично, для человека выросшего среди шаманистов всё, что происходит с шаманом в мире духов столь же реально, как и то, что происходит на физике. Поэтому он легко расскажет вам, как шаман умеет превращаться в птицу, отрезать себе голову оставаясь живым, что в его венах течёт жидкое железо, а вместо сердца бьётся холодный камень. По этой причине не стоит опираться на информацию вообще от кого-либо, кроме как от собственных глаз.
Шаманизм - это комплекс верований и практик опирающийся на культ предков и анимизм. Более поздним развитием стало появление в шаманизме политеистического пантеона.
В шаманизме существует две основных практики во множестве вариаций. Первая общеизвестна благодаря основателю неошаманизма Майклу Харнеру - это шаманское путешествие в мире духов. Второй практикой является контролируемое одержание духом-помощником. Чаще всего в качестве такого помощника выступает кто-то из предков шамана, предков пришедшего к нему за помощью человека, либо духов-хозяев местности. В совершенстве эта практика развита только у бурят-монголов. В некоторых течениях она отсутствует вовсе. У большинства шаманских традиций она представлена только у сильнейших шаманов или в виде случайного события.
Первым из основных постулатов является то, что шаман должен быть посвящён только другим шаманом и никак иначе. Если перед вами шаман, которого посвятили духи или боги - это представитель восстановленной традиции (в лучшем случае). Любой традиционный шаман всегда назовёт вам имя своего наставника и имя его наставника.
Вторым постулатом является то, что шамана среди людей определяют и выбирают духи. Поэтому старый шаман не имеет права отказать в обучении и посвящении молодому - это воля духов. Если человек хотел стать и стал шаманом по своей воле - перед вами или лжец, или дурак. Участь шамана среди всех народов мира практикующих традиционный шаманизм считается вовсе не завидной.
Третьим постулатом является правило: хочешь стать шаманом - станешь. Остальное твои проблемы. В шаманизме просто нет шаманских практик для простых людей. Их не существует. Не может быть по определению. Как только ты стал заниматься шаманизмом - ты шаман. Качество твоей жизни - следствие твоей глупости. Духи не просто так выбирают людей, а за способность без серьёзных потерь и даже с прибытком пережить то, что на шамана взваливается.
О чём ещё хотелось бы сказать.
Большинство людей при слове шаман автоматически включают шаблон. Это или старичок тольтек на фоне ацтекских развалин с напитком из лиан в руках, или старичок якут перед чумом вокруг которого пасутся олени. Всё остальное - не настоящие шаманы. Это в корне не верный взгляд!
Первый шаблон продиктован художественной литературой и желанием бедняков из стран центральной Америки заработать на богатых туристах из Европы и стран Северной Америки. Причём, зачастую так зарабатывают и настоящие шаманы. Второй шаблон придуман этнографами.
На самом деле, оленеводство - традиционный промысел Сибири, где у нас распространён более менее живой шаманизм. Шаман просто занимается тем же, чем и все кругом. Если бы такой традиционный шаман жил в городе, он ходил бы с вами на работу в офис и занимался, например, гейм-дизайном. И вы никогда не поняли бы что он шаман пока он не оденет атрибутику и не начнёт камлать призывая духов. Собственно, так оно и происходит. Шаман вовсе не обязательно старик. Средний возраст призыва молодых шаманов духами колеблется от 30 до 33 лет. Но есть и шаманы 17 лет от роду. Бывает призывают и в 50 и позже. А ещё среди шаманов очень много женщин.
А что говорят другие?
Неошаманы утверждают, что шаманские практики полезны, шаманом может стать каждый и это пойдёт в прок. Или что шаманские практики вообще можно использовать не становясь при этом шаманом. На лицо желание заработать на доверии. Неошаманизм хотя бы опирается на практики традиционного шаманизма. Тем же самым страдают многие восстановленные традиции. Самый известный пример - тывинский шаманизм, где посвящение новых шаманов вообще превратилось в сетевой маркетинг.
Есть ещё туристические шаманы. Эти даже в практиках ни на что не опираются. Вам покажут платное шоу, продадут атрибутику и объявят шаманом. На этом ваш ретрит закончится.
Традиционные шаманы не устраивают ретритов, не ездят по местам силы с группами, не посвящают желающих в тайны шаманизма. Это делают люди, которые хотят заработать. Иногда заработать хотят и шаманы, но делают они это исключительно как простые люди. Никакие духи им этого не велят, а могут ещё и по шапке навешать.
Вообще, надо помнить простую вещь. Пока вы не пришли к шаману с просьбой о помощи, пока он не одел атрибутику, пока не начал камлать призывая духов - шаман обычный человек. Такой же как все. Со всеми человеческими пороками и достоинствами.
Большинство традиционных шаманов дают клятву являющуюся частью посвящения: никому не отказывать в помощи, не назначать цен за свою работу. Поэтому шамана проводящего акцию со скидкой на погадашки вы не увидите. Так же как и предлагающего свою помощь всем желающим ввиду удачной фазы луны.
Несколько сумбурно получилось и очень много буков. Но, наверняка, сможет помочь людям не попасть на удочку обычных жадных до денег дельцов.
Например, тывинская традиция является восстановленной, как и алтайская, чукотская является утерянной, ненецкая частично утерянной, а вот бурятско-монгольская является сохранившейся. Аналогичная ситуация с шаманизмом северной и центральной Америк. Не весь тот шаманизм, который даже принято считать традиционным, является реально сохранившимися традиционными практиками.
Давайте разберёмся, что есть что и с чем его едят?!
У шаманизма столько же течений, сколько шаманов на земле, поскольку каждый шаман сам строит собственное мировоззрение. Наставник обучает шамана лишь общению с его духами-помощниками. По этой самой причине, любой учебник шаманизма - обман, либо новодел от неошаманов. Я могу рассказать вам, как больно неофиту во время традиционного бурятского посвящения, но передать всю силу своих эмоций я не смогу. Мои слова "было больно", останутся просто словами. В лучшем случае вы вспомните, как было больно от удара мизинцем о комод во время ночного дожора. По этой причине нет смысла ориентироваться при изучении шаманизма на работы этнографов. Они просто не понимают половины того, что им говорят и описывают это через призму своего мировосприятия. Конечная работа сильно искажает действительность. Всяк сверчок хвалит свой шесток. Для представителя христианской религии чёрный шаман - это злой шаман. Просто потому что белое это хорошо, а чёрное это плохо. Этот шаблон заложен с раннего детства. Пытаться что-то доказать бессмысленно. Аналогично, для человека выросшего среди шаманистов всё, что происходит с шаманом в мире духов столь же реально, как и то, что происходит на физике. Поэтому он легко расскажет вам, как шаман умеет превращаться в птицу, отрезать себе голову оставаясь живым, что в его венах течёт жидкое железо, а вместо сердца бьётся холодный камень. По этой причине не стоит опираться на информацию вообще от кого-либо, кроме как от собственных глаз.
Шаманизм - это комплекс верований и практик опирающийся на культ предков и анимизм. Более поздним развитием стало появление в шаманизме политеистического пантеона.
В шаманизме существует две основных практики во множестве вариаций. Первая общеизвестна благодаря основателю неошаманизма Майклу Харнеру - это шаманское путешествие в мире духов. Второй практикой является контролируемое одержание духом-помощником. Чаще всего в качестве такого помощника выступает кто-то из предков шамана, предков пришедшего к нему за помощью человека, либо духов-хозяев местности. В совершенстве эта практика развита только у бурят-монголов. В некоторых течениях она отсутствует вовсе. У большинства шаманских традиций она представлена только у сильнейших шаманов или в виде случайного события.
Первым из основных постулатов является то, что шаман должен быть посвящён только другим шаманом и никак иначе. Если перед вами шаман, которого посвятили духи или боги - это представитель восстановленной традиции (в лучшем случае). Любой традиционный шаман всегда назовёт вам имя своего наставника и имя его наставника.
Вторым постулатом является то, что шамана среди людей определяют и выбирают духи. Поэтому старый шаман не имеет права отказать в обучении и посвящении молодому - это воля духов. Если человек хотел стать и стал шаманом по своей воле - перед вами или лжец, или дурак. Участь шамана среди всех народов мира практикующих традиционный шаманизм считается вовсе не завидной.
Третьим постулатом является правило: хочешь стать шаманом - станешь. Остальное твои проблемы. В шаманизме просто нет шаманских практик для простых людей. Их не существует. Не может быть по определению. Как только ты стал заниматься шаманизмом - ты шаман. Качество твоей жизни - следствие твоей глупости. Духи не просто так выбирают людей, а за способность без серьёзных потерь и даже с прибытком пережить то, что на шамана взваливается.
О чём ещё хотелось бы сказать.
Большинство людей при слове шаман автоматически включают шаблон. Это или старичок тольтек на фоне ацтекских развалин с напитком из лиан в руках, или старичок якут перед чумом вокруг которого пасутся олени. Всё остальное - не настоящие шаманы. Это в корне не верный взгляд!
Первый шаблон продиктован художественной литературой и желанием бедняков из стран центральной Америки заработать на богатых туристах из Европы и стран Северной Америки. Причём, зачастую так зарабатывают и настоящие шаманы. Второй шаблон придуман этнографами.
На самом деле, оленеводство - традиционный промысел Сибири, где у нас распространён более менее живой шаманизм. Шаман просто занимается тем же, чем и все кругом. Если бы такой традиционный шаман жил в городе, он ходил бы с вами на работу в офис и занимался, например, гейм-дизайном. И вы никогда не поняли бы что он шаман пока он не оденет атрибутику и не начнёт камлать призывая духов. Собственно, так оно и происходит. Шаман вовсе не обязательно старик. Средний возраст призыва молодых шаманов духами колеблется от 30 до 33 лет. Но есть и шаманы 17 лет от роду. Бывает призывают и в 50 и позже. А ещё среди шаманов очень много женщин.
А что говорят другие?
Неошаманы утверждают, что шаманские практики полезны, шаманом может стать каждый и это пойдёт в прок. Или что шаманские практики вообще можно использовать не становясь при этом шаманом. На лицо желание заработать на доверии. Неошаманизм хотя бы опирается на практики традиционного шаманизма. Тем же самым страдают многие восстановленные традиции. Самый известный пример - тывинский шаманизм, где посвящение новых шаманов вообще превратилось в сетевой маркетинг.
Есть ещё туристические шаманы. Эти даже в практиках ни на что не опираются. Вам покажут платное шоу, продадут атрибутику и объявят шаманом. На этом ваш ретрит закончится.
Традиционные шаманы не устраивают ретритов, не ездят по местам силы с группами, не посвящают желающих в тайны шаманизма. Это делают люди, которые хотят заработать. Иногда заработать хотят и шаманы, но делают они это исключительно как простые люди. Никакие духи им этого не велят, а могут ещё и по шапке навешать.
Вообще, надо помнить простую вещь. Пока вы не пришли к шаману с просьбой о помощи, пока он не одел атрибутику, пока не начал камлать призывая духов - шаман обычный человек. Такой же как все. Со всеми человеческими пороками и достоинствами.
Большинство традиционных шаманов дают клятву являющуюся частью посвящения: никому не отказывать в помощи, не назначать цен за свою работу. Поэтому шамана проводящего акцию со скидкой на погадашки вы не увидите. Так же как и предлагающего свою помощь всем желающим ввиду удачной фазы луны.
Несколько сумбурно получилось и очень много буков. Но, наверняка, сможет помочь людям не попасть на удочку обычных жадных до денег дельцов.