Birdy писал(а):
То, о чем Вы говорите, называется "платоновским учением о Идеи" и, насколько я Вас понял, Вы говорите именно о потенциальности, скрытой в протяженности, которая, по мере "необходимости", проявляет себя примерно так: пришло время, сложились обстоятельства и -- бац! -- человек изобрел самолет, идея которого УЖЕ существовала в протяженности. Но такой подход лишь подтверждает правоту моих (и Платона) слов: протяженность УЖЕ содержит в себе Идеи ВСЕХ предметов, которые предстоит человеку "обнаружить" в ходе своей жизнедеятельности.
Я не нашел у Платона главную Идею, может просто пропустил, может Вы подскажите, а именно конечная цель, всего этого многообразия идей.
Каббала говорит:Цель творения (его конечная форма, наше будущее состояние, называемые замыслом творения) заключена в самой первой мысли Творца.
И эта цель определяется как "сотворение созданий, чтобы насладить их". Я поясню, почему это так важно, ведь идея, и абсолютно не важно от кого она исходит, имеет такое свойство, что ей можно проникнутся и идея Творца может стать моей идеей. Где наши идеи, а где идеи, почерпнутые у других мыслителей в настоящее время трудно разобраться, все мы созидаем одно Здание Мудрости на вершине которого – Истина. И если кто-то бережно приготовил и обработал хотя бы один «кирпичик» для этого Здания и внес его в общее дело, то он уже не зря прожил. Велика его награда среди грядущих миров.
Это для материальных ценностей сказано «Если бы они знали что, человек не смеет даже на волос дотронуться до приготовленного для другого, ибо все и вся от ВСЕВЫШНЕГО, согласно ЕГО дивному Замыслу и непостижимой Мудрости – у них не было бы не каких причин сожалеть о благе других». И еще сказано «Множащий имущество, множит заботу» (Авот, 2:7).
В мире идей по другому. В мире возвышенной духовности с каждой светлой мыслью: «И у вас радость, и у нас радость», ибо благодать знания разливается по всем мирам. Идею нельзя украсть, ибо она изначально принадлежит всем. Это так же как у одного человека было одно яблоко и у другого – одно яблоко. Обменявшись ими, у них вновь осталось по одному яблоку. Но если у одного была одна идея и у другого была другая идея, то обменявшись идеями, у них останется по две идеи. Вопрос лишь в почестях за идею, хотя для ищущих Истину, это не имеет никакого значения.
Платон по цепи ученической преемственности также был великим посвященным, но в его трудах тайны были надежно завуалированы. То, что Платон был посвящен в тайны, подобные Меркабе (Колеснице), свидетельствует «Федр», где он говорит: «До того как человеческий дух был погружен в чувственность и стал воплощенным вследствие утери своих крыльев, он жил среди богов в воздушном духовном мире, где все истинно и чисто». Платон был служителем Аполлона – бога Солнца.
В философии Платона над всем Миром Властвует СОЗДАТЕЛЬ – ДЕМИУРГ, обладающий двумя качествами: протяженным бесформенным субстратом, служившим материалом для строительства, и идеальными Мыслеобразами, посредством Взирания на которые ОН оформлял конечные формы, населяющие Миры. Пассивное Начало Бытия, проявленное в бесформенное протяжение, Платон именовал «Воспреемницей», «Кормилицей», «МАТЕРЬЮ всего Сущего», а ДЕМИУРГ (Активное Начало) уподоблялся Платоном ОТЦУ, а проявлявшийся в итоге Мир – СЫНУ. В философии Платона выделялось «то, что рождается; то, внутри чего совершается рождение; и то, по образу чего возрастает рождающееся»
Учение Платона согласуется с Каббалой, которая учит: «Источник нижних – это Слава ВСЕВЫШНЕГО, т. е. Шхина (Присутствие) Б-ЖЕЕ, которое он Распространяет на них. Раскрытие Славы – это раскрытие ЕГО Царской Власти, поэтому корень нижних называется Малхут (Царство). «Малхут – корень нижних и власть Святости» (Клалим Ришоним, 29). Все, что должно возникнуть в нижних, сначала возникает в Сфире Малхут. Все законы и свойства созданных и самого Творения установлены исходя из того, что необходимо для раскрытия Славы ВСЕВЫШНЕГО. Когда миры становятся носителями Высшей Славы и привязаны к Ней, как ветви к корням, тогда Слава наполняет все Творение и оно превращается в Трон Славы. При этом Малхут, Шхина и Слава – это одно и то же» (Даат Твунот, 160).
Слава ВСЕВЫШНЕГО находится везде, и она оживляет все сущее по слову пророков: «И ТЫ Оживляешь все» (Нехемия 9:6); «Полна земля Славой ЕГО» (Йешаягу 6:3).
«Пустую протяженность», наделенную в потенции бесконечным многообразием различных свойств, каббала проясняет как «ОБЩНОСТЬ ВСЕХ МИРОВ В ЗАМЫСЛЕ ТВОРЕНИЯ НАЗЫВАЕМЫХ СВЕТОМ БЕСКОНЕЧНОСТИ, А ОБЩНОСТЬ ВСЕХ ПОЛУЧАЮЩИХ СВЕТ В ЗАМЫСЛЕ ТВОРЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ МАЛХУТ БЕСКОНЕЧНОСТИ»
Исходящий непосредственно из Источника свет создал единственное творение – малхут мира бесконечности и наполнил ее. Эта малхут мира бесконечности и есть то творение, которое Творец желал сотворить. А свет, который эту малхут наполняет, и есть то наслаждение, которым Творец желал это единственное творение насладить. Но хотя относительно Творца Его создание находится уже в желаемом Им конечном совершенном виде, самим созданием это еще не ощущается: создание изначально сотворено в свойстве поглощения (желанием получить) и не может ощутить свое состояние как совершенное. Поэтому исправление создания сводится к его добровольной, и постепенной (поступенчатой) сознательной замене, свойства получения на противоположное (свойство распространения), благодаря которому оно сможет увидеть свое неизменное, вечное состояние как истинно совершенное.
Меры исправления желания в творении, человеке, называются ступенями, парцуфим, мирами. Цель творения – не малхут мира бесконечности. Эта малхут мира бесконечности – совокупность всего творения. Но цель творения – человек, созданный из этой малхут, из ее самой центральной точки, и потому человек и есть единственное творение. А все остальные миры и их населяющие, кроме человека, не более, чем 9 первых сфирот этой малхут, т.е. свет Творца, сфера, в которой действует человек, которую он ощущает как проявление Творца. Во многих восточных учениях присутствует: тайна девяти или девять первых, и что Платон был служителем Аполлона – бога Солнца, свидетельствует 81 год его жизни (8 + 1 = 9 и 9 ´ 9 = 81), а девять – это число Муз, служительниц Аполлона.
Сейчас вкратце все заново: - все миры – это свет Творца, Сам Творец, воспринимаемый нами в некоем ограниченном виде, называемом "мир". Вне нас существует только Творец. В наших же ощущениях Он воспринимается искаженно, частично, в меру совпадения наших свойств с Ним.
И это возникающее в нас частичное ощущение Творца воспринимается нами как окружающий нас мир. Свет, выделенный Творцом для наполнения творения, полностью наполняет малхут мира бесконечности. А творение может ощутить только ту часть этого света, которая воспринимается исправленными желаниями, то есть в меру приобретения свойств подобных свету. И эта часть общего света создает в самом творении картину окружающего его мира.
Само же получающее свет – творение, малхут мира бесконечности, желание полностью получить все, исходящее из Творца, желание ощутить всего Его. Ощутить в меру величины желания, какой ее создал под себя сам свет. Поэтому желание абсолютно равно, соответствует величине света. Отличие созданного Творцом – малхут мира бесконечности – и развившегося затем из этого состояния человека в том, что человек должен пройти все состояния от полного неощущения Творца, по всем ступеням, до абсолютного слияния с Ним.
Только в таком случае создаются в человеке все необходимые для ощущения истинного совершенства желания и способность насладиться Творцом. В итоге мы видим, что совокупностью всех желаний, которые затем называются "человек", является малхут мира бесконечности. Источником же всех желаний является свет, исходящий из Творца. И сам свет – это совокупность всех миров, ощущений, наслаждений, созданных Творцом для Своего творения.