Кирра писал(а): ↑16 ноя 2023, 00:17
А следующий год-то под знаком рептилоидов пройдет:
Тоже вспомнила и... в свете чего...
Решила малость] "препарировать" дракона.
А заодно и принцессу, что тот в башне стережет!!!
Принято считать, что
принцесса и дракон - это архетипическая предпосылка, сюжетно общая для многих средневековых европейских легенд, сказок и рыцарских романов(!).
История повествует о женщине из высшего общества, принцессе или подобной благородной особе, спасенной добродетельным героем от дракона... или или иной подобной опасности.
Собственно, повествовательный прием и термин
девица в бедственном положении (англ. damsel in distress), этимологически происходит от французского
demoiselle, что означает "молодая леди", а термин "девица в бедственном положении", в свою очередь, является переводом французского
demoiselle en détresse. Этот архаичный термин, не используемый в современном английском языке (за исключением эффекта или в выражениях, подобных этому), но его происхождение можно проследить до странствующего рыцаря из средневековых песен и сказок, и по-видимому, впервые появился в стихотворении Ричарда Эймса 1692 года "Жалоба Сильвии"
Обычно, спасенная девица выходит замуж за убийцу дракона...
А что ещё волшебной/архетипической сказке надо?! Дескать, махровая ж психология - доминирование сознания над бессознательным. дракон (змей) - символ нижнего, земного или даже подземного, олицетворение материи и хаоса. Так, как он связан с материальным, то он также может символизировать материнское начало, архетип великой матери в своём ужасающем аспекте.
Принцесса же связана со средневековым культом прекрасной дамы, и в сочетании с более древним мифом о змееборстве даёт сюжет с охраняющим её драконом. В психологическом же смысле данный сюжет означает необходимость "отвоевать" аниму у великой матери. Простыми словами, здесь отражён психологический процесс, через который мужчина должен пройти, чтобы выстраивать здоровые отношения с противоположным полом: отделить образ женщины как объекта сексуальной любви (принцессу) от образа женщины-матери (дракон). У тех, кто не прошёл успешно через этот процесс, не отвоевал принцессу у дракона, возникают заморочки на сексуальной почве вида "ей же этими губами моих детей целовать", и ряд других психологических проблем...
Вот только...
Архетип, как говорится, архетипом, но не стоит забывать и тот факт, что "месторождение" сказочки прослеживается до достаточно конкретного времени и более чем конкретного места - Англия, в период XI—XV веков. И что, при достаточно пристальном рассмотрении, дает нам явственный исторический контекст...
И мы рассмотрим!
Для начала, кем же была та
принцесса, то есть благородная дама, в широком смысле слова. А главное в результате какого события, она оказалась надолго запертой в неприступной башне, и почему то не съеденной безжалостным гадом?!
А поможет нам в этом старый советский фильм
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»
Желающие могут посмотреть фильм с самого сначала, однако, раскрытие сказочного контекста...
Что это за башня и какое отношение к ней имеет дракон? - таймкод 40:00
пересказ сцены: Захваченную, вместе с дядей Седриком и раненым Айвенго, Ровену отвозят в замок Торкилстон, резиденцию нормандского барона Реджинальда Фрон де Бефа. Девушку приводят в башню, где пленница Ульрика, дочь бывшего хозяина замка Торкиля Вольфгангера, рассказывает о своей судьбе - преступлениях, совершённые родом Реджинальда против неё и её семьи. И предрекает молодой аристократке столь же незавидную долю.[/SPOILER]
Но почему же, с учетом предыдущего пункта, годами в башне сидит именно ДЕВИЦА? - таймкод 53:25.
пересказ сцены: Ровену приводят в комнату, в которой вскоре появляется Бриан де Буагильбер и начинает пытаться томными словами найти ключ к её сердцу... Ведь, по понятным причинам, руку свою храмовник предложить не может, даже невесте с таким завидным приданным...
Но Ровене он противен, так как, алчущий плоти монашествующий рыцарь, априори предал всё, во что верят рыцари и братья его Ордена в особенности.
Почему дракон "принцессу" строжит, вместо того чтобы просто сожрать и дальше жить в замке в своё удовольствие, причем в полной безопасности от покушательств на свою жизнь, со стороны разных рыцарей и принцев, настроенных особенно геройски? - без таймкода
По причине, схожей с ситуацией Ровены.
Отец Реджинальда Фрон де Бефа, поскольку уже был женат (о чем свидетельствует не слишком большая разница в возрасте между Реджинальдом и Ульрикой), не мог вступить в брак со своей благородной пленницей - де-юре, наследницей замка и всех прилегающих земель.
Да и со свадьбой самого Реджинальда тоже явно не заладилось... Пусть "девица" не слишком молода (и местами попорчена), однако при публичном венчании согласия своего однозначно не даст, а тайное - по церемониалу не прокатит. Ведь сюзерен, пусть и чисто номинально, должен бы дать благословение бракосочетанию своих вассалов.
Как, собственно в конце фильма и произошло - Ричард Львиное Сердце засвидетельствовал и одобрил помолвку Айвенго и Ровены.
По этой же матримониальной причине Ульрика и оставалась в живых - у замка есть номинальная хозяйка, которую, от каких либо посягательств (третьими лицами на собственность одинокой сиротки), ревностно "защищает" рыцарь-храмовник, нормандский барон Фрон де Беф...
В общем, ситуация с "девицей" в замковой башне была явно не единичной, а вполне, так сказать в духе времени и нравов, этому времени соответствующих!
Ну и собственно, почему в сказках упорно фигурирует ДРАКОН, если на гербе того же Реджинальда красуется бычья голова?..
А дело ТУТ именно в королевской короне...
Начало XVI века в Англии ознаменовалось восшествием на престол династии Тюдоров, а именно с приходом к власти Генриха VII победившего войска Ричарда III Йорка и короновавшегося в Лондоне 30 октября 1485 г. Положение новой династии было непростым...
Поэтому как самим королем, так и его сторонниками были приняты меры по репрезентации собственной власти, результатом чего стал небывалый взлет придворной культуры (включая придворную поэзию, литературу и живопись).
Двор укреплял престиж монарха и его окружения посредством богатых пиршеств, роскошных одежд, празднеств, турниров, маскарадов, свадебных церемоний и похорон. Придворные авторы, как официальных исторических документах, так и в литературно-поэтических сочинениях демонстрировали образы правителей, оттеняя оные образами их врагов и верных подданных трона...
И в контекст нашей сказки эти факты ложатся потому, что первые представители династии Тюдоров (так же за ради репрезентации королевских прав) остановили свой выбор на двух геральдических фигурах – красном драконе и белом грейхаунде, встречающихся как в нарративных, так и, что еще более важно, изобразительных источниках.
Причем, в анонимной хронике «Прием леди Екатерины», повествующей о бракосочетании первенца короля Генриха VII принца Артура с испанской принцессой Екатериной Арагонской, сообщается следующее «…башня была прекрасно украшена, и на верхушке были большие гербы и на самой высокой из бойниц располагался ужасный красный дракон, держащий посох из железа, а посох венчала корона из золота. Пути для лошадей и проходы располагались под крыльями названной постройки (то есть дракона)» [Ibidem. P. 20].
В общем, королю-захватчику, народная молва вполне могла высказать своё категорическое "фи!"... пусть и в предельно завуалированной, сказочной форме!!!!!