Одичалый писал(а): ↑10 ноя 2019, 08:33
я в принципе почему интересуюсь. мне хочется понять, зачем нужны эти практики и как я понимаю, всё это необходимо для познания Пуруши (космическое начало), через Пракрити (материя) для того, чтобы Пуруша приобрела опыт и стала более крепкой, обрела силу, овладела силами своей природы через получаемый опыт через Практити, а также идет усовершенствование самой природы человека.
Ну я себе представляю это так. Есть некий мир в котором происходят феномены. Процессы. У него есть внешняя сторона. Мир наблюдаемый, мир который проявлен в виде всякого рода частиц, объектов, электромагнитных волн, звука, цвета. Эта часть мира познаваема и наблюдаема. Поскольку собой представляет формальное выражение признаков и свойств заложенных в объекте.
Например камень - свойство постоянства и твердости. Он плотный, крепкий, устойчивая форма.
Или например вода - свойство текучести, перемен, отсутствие собственной формы, динамично перетекает и меняется. Вода ведь это жидкий газ состоящий из соединений водорода и кислорода. Это свойство отличное от камня, не постоянное, меняющееся, одновременно легкое и адаптирующееся к любым переменам.
Тут мы переходим на природу вещей в виде свойств. А форма материального мира лишь выражает заложенный набор свойств.
То есть, любое тело и объект это формальное выражение внутренних свойств посредством какой-то конфигурации атомов и молекул.
Не материальный мир - это мир свойств. Мир внутренних качеств. Они трудно позноваемы сами по себе. Но они могут быть выражены посредством объектов или образов.
С материальным миром понятно.
Теперь то что касается духовного мира, непроявленного в физическом. Так называемая Пуруша - это некое свойство способное воспринимать и наблюдать, способное ощущать.
Если нет наблюдателя, нет Пуруши - то всякие чувства были бы мертвы. Некому было бы воспринять то, что чувствуется. Каким-то образом свойство восприятия и сознания связаны. И каким-то образом связана реальность как кажущаяся действительность. То есть чтобы реальность развернуть в пространстве и времени нужен некто кто будет ее наблюдать и чувствовать. Без этого процесса восприятия реальность как бы свернутая и непроявленная.
Возможно что сознание Атмана, Пуруши - это и есть ткань реальности. Точнее даже сказать основа для того, чтобы эта ткань могла быть развернута.
Поэтому говорится о том, что Бог (во всех странах и народах) это вездесущая природа. И именно ее вездесущность определяет проявленность каждого фрагмента реальности. Таков смысл слова сущее. В христианстве и иудаизме - Бог определяется как Сущий.
В общем. Как не крути. Бог как Абсолют. И Пуруша - это источник жизни. То что проявляет жизнь и то, что заставляет весь мир и всю вселенную двигаться. Основа движения. И основа восприятия, основа сознания.
Вот где-то между Непроявленым Абсолютом и проявленной материальной Вселенной существует природ сознания, природа ума и природа чувств. Это разные уровни одного и того же сознания. Только сознание это более одухотворенное, сочетание материи и духа, способное воспринимать и ощущать. А ум это тоже сознание, но не одухотворенная его часть, а так, которая способна чувствовать разницу между импульсами, между впечатлениями. Он имеет различающую способность. Он сам не способен воспринимать и чувствовать. Но способен видеть разницу между впечатлениями и анализировать ее. Распознавать.
И третий уровень более низкий (уровень сознания) это чувства и эмоции. Чувства - это то, что способно чувствовать импульсы от органов чувств. зрения, слуха, тактильные. А эмоции - это то, что способно реагировать на измения. Эмоции это реакции от различения полученных впечатлений.
Сознание (высшее) не реагирует. У него нет эмоциональных реакций. И оно не различает объекты и смыслы как ум. Но оно воспринимает и осознает все эти процессы.
Психикой я называю совокупность процессов ума, чувств, эмоций и сознания. Некая нематериальная деятельность. Но все это относится к Пракрити, к проявленному миру.
Поэтому. Когда кто-то спрашивает о существовании Души как вечного начала, получается что он претендует на то, что сознание души как индивидуальный объект - это нечто вечное и самосущее.
В то время как базовые школы философии буддизма учат тому что:
В йогачаре Васубандху весь мир это природа сознания. Где сознание как первичная ткань для существования мира.
В мадхъямике Нагарджуны говорится о том, что ни сознание ни материя одинаково не обладают самосущеностью, а равно не существуют. Это лишь обусловленные временные явления.
Из этих школ, понимать душу как индивидуальное вечное сознание - не возможно.
Оно либо кусочек общего сознания, который по стечению обстоятельств на время оказался сконцентрирован на объекте - существе и отождествляет себя с ним, хотя не является по сути этим объектом.
Либо душа это даже не индивидуальное сознание, а некий кристалл выросших впечатлений. Как если бы мы засунули электрод в соль и на нем образовались кристаллы по силовым линиям электричества. Можно ли эти наросты назвать душой. Вечной и самосущей? Нет. Это феномен электрификации соли. Так же как и душа человека, индивидуальное сознание - это феномен воплощения одного человека. И если его вынуть из воплощения - не факт что это сознание будет способно функционировать вообще. Быть может оно как капля раствориться в море общего мирового сознания. А может быть даже испариться в небытие. Потому что Пуруша - непроявлен, и не существует в материальной реальности. А значит, без его присутствия любая душа будет просто мертвой неживой структурой сознания. Структурой из впечатлений и отпечатков пережитого опыта. Вот чтобы она жила - нужен Пуруша. Нужно воздействие. Нужно свойство наблюдателя, воспринимающего.
Поэтому иногда в буддизме говорят что душа не существует. Она подобна телу, пусть и духовному, способному возможно реинкарнировать в разные тела. Но при прекращении реинкарнаций, она не обладает самостоятельным источником жизни, не является самосущей.
И вот вам две школы буддизма и недр индуизма и йоги. Они говорят что самосущая только духовная природа сознания. Только она реальная.
А мадхъямика считает что никакой самосущности быть не может ни у чего. Поскольку Пуруша - источник проявленного сам по себе не проявлен. И все существующее в проявленном мире полностью зависимо от его бдения. Если он бодрствует, смотрит на мир, тогда мир живет. Если он спит и не функционирует, то мир не существует без его восприятия.
Это все очень большие упрощения насколько это возможно. На самом деле все гораздо сложнее.
И объемней. И буддизм как учение появился не сам по себе, а во-первых возник из предыдущих школ от йоги и индуизма. А во-вторых многократно как система восприятия мира модифицировался.
Вообще между буддизмом махаяны и христианством есть очень много общих установок. Возможно что даже на ранних стадиях были взаимные влияния. Потому что на Севере Индии в начале первого тысячелетия были греческие княжества или страны под совместным управлениям с греками. А на территории римской империи во времена становления христианства и немножечко до него уже гуляли буддисткие миссионеры посланные царем Ашокой на самом высшем уровне как ученые, и высшая знать, ученые обменивались философскими концепиями. И после царя Ашоки тоже были контакты на уровне философских школ.
В общем.
Что мы имеем на выходе. Мы имеем ряд концепций из разных веков и разных школ, учений и традиций. Которые в чем-то похожи. А в чем-то нет.
Помните я писал что никому не доверяю? Вот сейчас будет понятно почему. Потому что каждый ученый, философ, мистик, йог, буддист, тантрик - в те древние годы имея группу последователей, финансирование от правителей, мог получать свой собственный мистический опыт, выводить свои собственные концепнции и создавать сутры, которые потом становились очень почитаемой основой для последующих учений.
И черт его знает. Кто из этих мистиков того времени был прав, а кто нет. И существует ли пуруша и пракрити вообще, или мы глюки каких-нибудь жрецов 5 тысяч летней давности считаем за основу учений о мироздании. Может ничего подобного и нет. Кто знает.
Как этому можно верить?
А что если мир формируется сам в представлениях смотрящего по его установкам и существует в пространстве только его собственного восприятия? Может быть весь мир умещается в капсуле одного воспринимающего сознания?
Никто не знает на самом деле и не может гарантированно подтвердить.
Поэтому, духовная природа, в данный момент признается непознаваемой. Однако, люди занимающиеся познанием духовной природы очень хорошие навыки получают. Это навыки самоконтроля. Они управляют умом, чувствами, желаниям. Они более сознательны. Более спокойны. Психически более устойчивы. Физически более здоровые.
Я считаю, что следует полагаться только на личную практику и на личный опыт. Однако, благотворно влияет изучение предыдущего опыта, от предшественников. Потому что это обогащает сознание занимающего. Дает ему новые возможности, новые идеи, новые смыслы и углубляет его собственный опыт.
Основой же всего процесса жизни - я считаю свойства. Базовые свойства духа и материи. И промежуточные между ними принципы взаимодействий, проникновений, объединения, принципы постоянства и непостоянства, принципы получения и принципы отдачи.
Мы живем в мире свойств. И эти базовые законы вселеной, базовые свойства порождают некие сочетания благодаря которым возникают и существующие формы объектов и проявляются взаимодействия между ними.