ДУАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА.
Добавлено: 06 июл 2022, 01:03
Очерк по соционике.
СОЦИОНИКА, наука о шестнадцатитипной природе людей и о закономерностях отношений между ними. Данная работа посвящена единственному отношению - отношению дополнения. Основная цель данной работы - показать, что в проявлениях любви, как и во всех других областях человеческого общения, нет правых и виноватых, хороших и плохих. Есть лишь люди с подходящими и неподходящими типами личности.
Кроме того, есть люди с более уравновешенной психикой. Это те, которые выросли, живут и работают среди людей с подходящими типами.
И есть люди с менее уравновешенной психикой,потому что их окружение образовано из людей с неподходящими типами и его воздействие деструктивно.
1. ПРИРОДА ЭРОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.
Где причина эротической любви? В очеловеченном половом инстинкте.
Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а две, совершенно независимые друг от друга потребности: потребность снятия сексуального напряжения и потребность психической связи с другим человеком.
Наиболее убедительной нам кажется гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как парного существа. Об этом размышляли многие философы.
"Один человек еще не человек, - писал Фейербах, - только в паре он обретает гармоничную целостность".
Подобным образом рассуждает Эрих Фромм: "Любовь позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадоксом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя". Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками использовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диалоге Платона "Пир".Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело -
две пары рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэтому каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстановления своего прежнего полного Я. Похоже звучат строки Ю.Рюрикова: "Это физическое ощущение своей слитности с другим человеком - ощущение совершенно фантастическое..психологам и физиологам еще предстоит разрешить эту загадку".
Если эротическая любовь является последствием психической структуры человека, то о ней можно говорить не только на языке искусства, но и на точном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для того,
чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как и психическое одиночество в браке, ненормальные явления, заставляют смотреть на брак
более серьезно.
2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДОПОЛНЯЕМОСТИ.
Если человек ищет психические дополнения, значит его дополняет не каждый физически приятный партнер, а лишь индивидуум с определенными психическими качествами. Эти качества и нужно установить. В какой-то мере правы утверждающие, что для дополнения нужны противоположные качества. НО наши исследования показали, что не каждую противоположность можно назвать дополнением. Есть противоположности, дающие постоянную напряженную конфликтность или погашение активности другого. А есть и дополняющие противоположности,ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни. Ответ лежит за каждой из типологий, которыми пользуются психиатры, начиная от П.Б.Ганушкина, Э.Кречмера,К.Г.Юнга, А.Кемпинского, кончая А.Е.Личко,К.Леонгардом. З а к а ж д о й!
Просто есть совместимые типы людей и несовместимые.
Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей является типология К.Г.Юнга. Этому способствует подход автора к
психике человека как к определенной структуре, тогда как все другие типологии имеют описательный характер.Достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации.
3. ПРЕИМУЩЕСТВА ТИПОЛОГИИ К.Г.ЮНГА.
Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход. Кроме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными названиями как другие.
За его названиями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека,называемые автором психическими функциями.
Основные функции - это способности человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира. Мы эти функции будем называть элементами информационного метаболизма(ИМ)человека.
Когда К.Г.Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а вторые "живут эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о другом: первые об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы про этих последних говорим: "у этих людей преобладает этическое мышление",
это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы сказали "у этих людей
преобладает эмоциональное мышление". У людей с "этическим" мышлением -
склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности- неэтич
ности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном инте
ресует логичность - алогичность отношений и поступков.
Итак, с одной стороны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь на наиболее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия немного изменили. Поэтому вместо юнговских:
мышление, эмоции, сенсорика, интуиция
появились:
логика, этика, сенсорика, интуиция.
Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам
Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека опре
деляется не одной, а двумя "функциями". Когда, например, говорим "логичес
кий тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой, или тот,
что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - практичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к теориям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками.Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрятный, знает, что красиво, что нет, всегда собранный. Второй - рассеянный,старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это ему далеко не всегда удается.
Человек, который хочет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в его воле, во всей деятельности пользоваться только этими двумя элементами.
Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о своих чувствах.
Экстраверт настоящую женственность видит в интровертной девушке, интроверт - в экстравертной, личность логического типа ИМ - в этическом мышлении, личность этического типа ИМ - в логическом мышлении.
Нет ни абсолютной женственности, ни абсолютной мужественности. Есть мужчины и женщины с разными психическими структурами,которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или идеально
мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную психическую структуру.
6. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЛЮБВИ.
Любовь - осознанное явление или неосознанное ?
Когда любят того, кого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими-то преимуществами, является более интересным,
ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это любовь по выбору. Если объект не осуществляет надежд и имеется возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются. Но так любят не все.Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ.
А у кого элементы сенсорики и этики не развиты /все логические и интуитивные/ любят потому, что выбрали. Они выбирают того, кого любят. Любовь - не то, что они делают, а то, что с ними происходит.
Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознано /все ин
туитивно-этические/.
И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства не подчиняются контролю сознания /все сенсорно-логические/.
Все этические - отлично разбираются как в своих собственных, так и в чувствах и эмоциях других людей. Они их не стесняются, легко о них говорят(это относится ко всем видам чувств: любовь, страх, восхищение), если не объекту любви, то друзьям, так как чувства и переживания это то, что облагораживает человека, делает его более ценным.
Все логические - чувства вытесняют и молчат, так как любое чувство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что
в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума.
Все сенсорские хорошо понимают как свои, так и чужие физические потребности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они элегантностью, грациозностью движений открыто привлекают внимание партнера.
Интуитивные в лучшем случае верят в то, что им говорят. И только до тех пор,пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего комплименты.
Как логический не склонен верить, что его любят, так интуитивный
постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным.
Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали.
Интуитивный часто еще более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным.Он как будто прячется за своей элегантностью.
Сенсорный в своем влечении легко признается не только себе. Влечение - обыкновенное, понятное явление,часть его прекрасной здоровой натуры.
Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать другому.
Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить - другие быть любимыми, одни желать, другие быть желаемыми. Одних с полным основанием можно назвать субъектами любви, других - объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и такие, которые оставляют ее всю партнеру. Вот здесь и начинается отбор психически дополняющего партнера, потому что, когда оба инициативны или одинаково неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в инициативе, или образуется напряжение из-за обоюдного недоверия к чувствам партнера.То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя любимым и уважаемым, другому может быть лишь доказательством отсутствия
чувств.Поэтому если появляются обиды(что часто неразумно скрывается), по-видимому, есть психическое несоответствие о котором нужно думать заранее.
Когда партнеры полностью подходят друг к другу, они не могут
обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова и настроения. Это и есть тот красный цвет, которым природа
обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для себя партнера.
Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что
вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противоречия лишь обостряются.
7. КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДБОРЕ ПАРТНЕРА.
Изучение супружеских пар показывает справедливую тягу к полному дополнению. Оптимальным партнером является, как мы уже знаем, только один из 16психических типов.
По-видимому, как в поведении природы, так и в поведении человека есть еще меньше случайного, чем мы до сих пор полагали ;)
А. Шизотимность-циклотимность /рациональность-иррациональность/
В чем заключается это врожденное различие между людьми?
Ни один человек не может быть одновременно экстравертом и интровертом,
сенсорным и интуитивным, логическим и этическим. Его психика напоминает образованный из двух индивидуальных полюсов магнит. Только полюсы магнита
всегда вместе, а человек асимметричен, его вторым полюсом является другой
человек.
Жизнь человека в обществе осложняется его дуальностью и, тем более его
16-типностью, при которой обзавестись своим вторым полюсом не всегда удается. А без дополнения, т.е. недуализированный, человек - неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват. Он чувствует, что его "не понимают", но кто в этом виновен -
он сам, " трудное детство", супруг или общество - не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со всем миром, нагромождаются всевозможные конфликты,
противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в своих отношениях. Трудно найти нужное,
если сами собой не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда.
Гармонична экзистенция человека, когда он имеет не только любящего, но и психически дополняющего партнера - дуала. Брак - право не только на сексуального партнера, но и на психическое дополнение и на
продолжение своей личности в другом, на дуализацию психики.
Поэтому один из моментов подготовки к семье - умение распознавать различия психических структур для отбора полностью подходящего партнера или приспособления к не полностью подходящему. При понимании, что неприемлемое поведение для партнера определяется не его волей, а объективной
психической структурой, появляется возможность хотя бы частичного сознательного приспособления. Кроме того, при сознании, что не полностью удовлетворяющий партнер и сам не может быть полностью удовлетворен, будет легче искать компромисс.
Вообще психика сама
умеет позаботиться о себе, если обстоятельства ей не мешают.
Тем не менее сегодня к натуральному предчувствию необходимо добавить немного психологических знаний.
Лишь отношение дополнения дает полную сексуальную совместимость.
Сексуальное влечение не дремлет, оно постоянно наготове и легко принимается за "настоящую любовь". А ведь каждый от супруга ожидает не чего-то другого, а только п о л н о г о п с и х и ч е с к о г о д о п о л н е н и я
и уравновешивания психики.
Как люди с дополняющими психиками воспринимают друг друга? Как самого
"человечного" человека, самого мягкого, гуманного, доступного, отзывчивого.
Таким он и является. Кроме того, это партнер, который всегда знает, что и
когда нужно делать, как ответить, что посоветовать, какой шуткой рассеять
напряжение. Который все понимает, всегда умеет поддержать, защитить, никогда не обидит и, что возможно еще важнее, сам никогда не обижается.
При дуале каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Недулизированный человек постоянно, в проявлении любой активности, как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называется отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстановления равновесия психики.
Многие люди не знают, не чувствуют, что такое дуализация психики, и по
тому не ищут ее.
Бытует уверенность, что чувство любви должно
сопровождаться духовными страданиями. Но это верно только для тех случаев,
когда влюбленные не дополняют друг друга.
Дуализация повышает самоуважение человека. Благодаря ей постоянно осознается и собственная полезность другим людям и собственное место в обществе.
Второй постоянно обеспечивает достоверной информацией об этом. Пропадают все чувства неполноценности и страх почувствовать себя выскочкой.
Примечательно, что ворчливость дуала никогда не воспринимается как град
попреков. Часто именно ворчание - та форма общения, которая отличается самой большой непосредственностью и обоюдосторонней понимаемостью, когда все
понимают с полуслова, когда за самое минимальное время партнеру передается
самая обширная информация и про то, что происходит в объективном мире, и -
самое главное - про свое замешательство, неопределенность отношения к этому
происходящему. Ворчливость - лишь обращенная к партнеру полусознательная
просьба объяснить что-то непонятное. На это ворчание никто, кроме дуала,
правильно прореагировать, дать нужный ответ или объяснение, а иногда просто
промолчать, не умеет.
Источником раздраженности и конфликтов между людьми на работе и в семейном быту бывает столкновение в проявлении инициативы или неумение одного подхватить и поддержать инициативу другого. У дуалов такие конфликты невозможны. Действуют они слаженно, этой слаженностью активизируя и уравновешивая друг друга. Один подхватывает инициативу другого для того, чтобы в нужный момент вернуть ее в первые руки. Попеременная активность не оставляет вниманием обойденных звеньев в исполняемой работе, повышает результативность труда, сокращает необходимое на его выполнение время, не оставляет места фрустрации. То, что делается одним, другим воспринимается как проявление исключительно сильных и редких качеств, умения. Постоянное удивление и нужные (не любые, а нужные) похвалы подзадоривают и распаляют эмоционально.
Дуалы не только не хотят, но и не могут деструктивно влиять друг на друга. У
них нет такой возможности,потому что нет слов, которыми можно обидеть другого.
Если это супружеская пара,то они как бы сращиваются в одно
общее Я.
Такому партнеру не нужны сознательные уступки. Все идет как бы само собой. Отношения между ними могут быть серьезно деловыми или шутливыми, но ни
когда злобными или агрессивными.
Кто однажды попал в объятия дуала, тот не склонен менять их на что-либо другое. При отношении дополнения нет сексуально холодных мужчин и фригидных женщин. Супруги долго остаются сексуально активными.
И в браке дуалов возможны временные недоразумения. Это иногда происходит с людьми, которые не чувствуют своих дуальных склонностей из-за того,
что росли в семьях, в которых не видели отношений психического дополнения,
не почувствовали, как свободно ведет себя человек, каким он является спокойно натуральным, когда его кто-то дополняет. Дуала нужно уметь "программиро
вать". Программируют, когда ведут себя импульсивно, "по велению души".В тех случаях, когда хотя бы у одного эта непосредственность имеется, второй очень быстро обучается как "принимать программу", так и давать её...
Это лучшие, наиболее гармоничные семьи.
Человек, один из родителей которого обладает дополняющим типом психики, чувствует свою ценность и значимость для людей. Он уверен, что его как в детстве, так и в течение всей жизни будут понимать и любить - в будущей семье и в рабочем коллективе. Он отличается более легким нравом и более уравновешенной нервной системой, более социализирован.
Другие, которым с родителями "не повезло", всегда чувствуют себя в
какой-то мере потерянными, виновными и ненужными, им не хватает психического имммунитета, ярче выступает агрессивность (у экстравертов) или конформность (у интровертов). Они чаще попадают в конфликтные ситуации, утопают в неврозах и в любых хронических болезнях.
Дуализация является обязательным условием не только удачного психического, но и удачного физического функционирования организма. Люди с дуализированной психикой гораздо меньше болеют, скорее выздоравливают.
Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях, мечтали быть понятыми и
хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательство и самим быть
доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим. Сегодня мы знаем, что
нельзя мечтать по-настоящему о гармоничной, мирной и творческой жизни общества и отдельного человека, пока люди не поняли своей разнотипной природы и скрытых за своими типами закономерностей общения. Совершенно новым этапом в жизни общества будет такая его реорганизация, которая каждому человеку предоставит возможность для достаточного количества контактов с нужными для его психического здоровья людьми.
А.Аугустинавичюте
Вильнюс, 1983
СОЦИОНИКА, наука о шестнадцатитипной природе людей и о закономерностях отношений между ними. Данная работа посвящена единственному отношению - отношению дополнения. Основная цель данной работы - показать, что в проявлениях любви, как и во всех других областях человеческого общения, нет правых и виноватых, хороших и плохих. Есть лишь люди с подходящими и неподходящими типами личности.
Кроме того, есть люди с более уравновешенной психикой. Это те, которые выросли, живут и работают среди людей с подходящими типами.
И есть люди с менее уравновешенной психикой,потому что их окружение образовано из людей с неподходящими типами и его воздействие деструктивно.
1. ПРИРОДА ЭРОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.
Где причина эротической любви? В очеловеченном половом инстинкте.
Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а две, совершенно независимые друг от друга потребности: потребность снятия сексуального напряжения и потребность психической связи с другим человеком.
Наиболее убедительной нам кажется гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как парного существа. Об этом размышляли многие философы.
"Один человек еще не человек, - писал Фейербах, - только в паре он обретает гармоничную целостность".
Подобным образом рассуждает Эрих Фромм: "Любовь позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадоксом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя". Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками использовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диалоге Платона "Пир".Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело -
две пары рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэтому каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстановления своего прежнего полного Я. Похоже звучат строки Ю.Рюрикова: "Это физическое ощущение своей слитности с другим человеком - ощущение совершенно фантастическое..психологам и физиологам еще предстоит разрешить эту загадку".
Если эротическая любовь является последствием психической структуры человека, то о ней можно говорить не только на языке искусства, но и на точном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для того,
чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как и психическое одиночество в браке, ненормальные явления, заставляют смотреть на брак
более серьезно.
2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДОПОЛНЯЕМОСТИ.
Если человек ищет психические дополнения, значит его дополняет не каждый физически приятный партнер, а лишь индивидуум с определенными психическими качествами. Эти качества и нужно установить. В какой-то мере правы утверждающие, что для дополнения нужны противоположные качества. НО наши исследования показали, что не каждую противоположность можно назвать дополнением. Есть противоположности, дающие постоянную напряженную конфликтность или погашение активности другого. А есть и дополняющие противоположности,ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни. Ответ лежит за каждой из типологий, которыми пользуются психиатры, начиная от П.Б.Ганушкина, Э.Кречмера,К.Г.Юнга, А.Кемпинского, кончая А.Е.Личко,К.Леонгардом. З а к а ж д о й!
Просто есть совместимые типы людей и несовместимые.
Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей является типология К.Г.Юнга. Этому способствует подход автора к
психике человека как к определенной структуре, тогда как все другие типологии имеют описательный характер.Достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации.
3. ПРЕИМУЩЕСТВА ТИПОЛОГИИ К.Г.ЮНГА.
Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход. Кроме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными названиями как другие.
За его названиями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека,называемые автором психическими функциями.
Основные функции - это способности человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира. Мы эти функции будем называть элементами информационного метаболизма(ИМ)человека.
Когда К.Г.Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а вторые "живут эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о другом: первые об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы про этих последних говорим: "у этих людей преобладает этическое мышление",
это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы сказали "у этих людей
преобладает эмоциональное мышление". У людей с "этическим" мышлением -
склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности- неэтич
ности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном инте
ресует логичность - алогичность отношений и поступков.
Итак, с одной стороны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь на наиболее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия немного изменили. Поэтому вместо юнговских:
мышление, эмоции, сенсорика, интуиция
появились:
логика, этика, сенсорика, интуиция.
Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам
Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека опре
деляется не одной, а двумя "функциями". Когда, например, говорим "логичес
кий тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой, или тот,
что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - практичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к теориям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками.Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрятный, знает, что красиво, что нет, всегда собранный. Второй - рассеянный,старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это ему далеко не всегда удается.
Человек, который хочет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в его воле, во всей деятельности пользоваться только этими двумя элементами.
Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о своих чувствах.
Экстраверт настоящую женственность видит в интровертной девушке, интроверт - в экстравертной, личность логического типа ИМ - в этическом мышлении, личность этического типа ИМ - в логическом мышлении.
Нет ни абсолютной женственности, ни абсолютной мужественности. Есть мужчины и женщины с разными психическими структурами,которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или идеально
мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную психическую структуру.
6. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЛЮБВИ.
Любовь - осознанное явление или неосознанное ?
Когда любят того, кого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими-то преимуществами, является более интересным,
ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это любовь по выбору. Если объект не осуществляет надежд и имеется возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются. Но так любят не все.Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ.
А у кого элементы сенсорики и этики не развиты /все логические и интуитивные/ любят потому, что выбрали. Они выбирают того, кого любят. Любовь - не то, что они делают, а то, что с ними происходит.
Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознано /все ин
туитивно-этические/.
И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства не подчиняются контролю сознания /все сенсорно-логические/.
Все этические - отлично разбираются как в своих собственных, так и в чувствах и эмоциях других людей. Они их не стесняются, легко о них говорят(это относится ко всем видам чувств: любовь, страх, восхищение), если не объекту любви, то друзьям, так как чувства и переживания это то, что облагораживает человека, делает его более ценным.
Все логические - чувства вытесняют и молчат, так как любое чувство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что
в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума.
Все сенсорские хорошо понимают как свои, так и чужие физические потребности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они элегантностью, грациозностью движений открыто привлекают внимание партнера.
Интуитивные в лучшем случае верят в то, что им говорят. И только до тех пор,пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего комплименты.
Как логический не склонен верить, что его любят, так интуитивный
постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным.
Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали.
Интуитивный часто еще более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным.Он как будто прячется за своей элегантностью.
Сенсорный в своем влечении легко признается не только себе. Влечение - обыкновенное, понятное явление,часть его прекрасной здоровой натуры.
Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать другому.
Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить - другие быть любимыми, одни желать, другие быть желаемыми. Одних с полным основанием можно назвать субъектами любви, других - объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и такие, которые оставляют ее всю партнеру. Вот здесь и начинается отбор психически дополняющего партнера, потому что, когда оба инициативны или одинаково неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в инициативе, или образуется напряжение из-за обоюдного недоверия к чувствам партнера.То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя любимым и уважаемым, другому может быть лишь доказательством отсутствия
чувств.Поэтому если появляются обиды(что часто неразумно скрывается), по-видимому, есть психическое несоответствие о котором нужно думать заранее.
Когда партнеры полностью подходят друг к другу, они не могут
обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова и настроения. Это и есть тот красный цвет, которым природа
обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для себя партнера.
Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что
вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противоречия лишь обостряются.
7. КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДБОРЕ ПАРТНЕРА.
Изучение супружеских пар показывает справедливую тягу к полному дополнению. Оптимальным партнером является, как мы уже знаем, только один из 16психических типов.
По-видимому, как в поведении природы, так и в поведении человека есть еще меньше случайного, чем мы до сих пор полагали ;)
А. Шизотимность-циклотимность /рациональность-иррациональность/
В чем заключается это врожденное различие между людьми?
- | +
- | +
- | +
- | +
- | +
Ни один человек не может быть одновременно экстравертом и интровертом,
сенсорным и интуитивным, логическим и этическим. Его психика напоминает образованный из двух индивидуальных полюсов магнит. Только полюсы магнита
всегда вместе, а человек асимметричен, его вторым полюсом является другой
человек.
Жизнь человека в обществе осложняется его дуальностью и, тем более его
16-типностью, при которой обзавестись своим вторым полюсом не всегда удается. А без дополнения, т.е. недуализированный, человек - неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват. Он чувствует, что его "не понимают", но кто в этом виновен -
он сам, " трудное детство", супруг или общество - не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со всем миром, нагромождаются всевозможные конфликты,
противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в своих отношениях. Трудно найти нужное,
если сами собой не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда.
Гармонична экзистенция человека, когда он имеет не только любящего, но и психически дополняющего партнера - дуала. Брак - право не только на сексуального партнера, но и на психическое дополнение и на
продолжение своей личности в другом, на дуализацию психики.
Поэтому один из моментов подготовки к семье - умение распознавать различия психических структур для отбора полностью подходящего партнера или приспособления к не полностью подходящему. При понимании, что неприемлемое поведение для партнера определяется не его волей, а объективной
психической структурой, появляется возможность хотя бы частичного сознательного приспособления. Кроме того, при сознании, что не полностью удовлетворяющий партнер и сам не может быть полностью удовлетворен, будет легче искать компромисс.
Вообще психика сама
умеет позаботиться о себе, если обстоятельства ей не мешают.
Тем не менее сегодня к натуральному предчувствию необходимо добавить немного психологических знаний.
Лишь отношение дополнения дает полную сексуальную совместимость.
Сексуальное влечение не дремлет, оно постоянно наготове и легко принимается за "настоящую любовь". А ведь каждый от супруга ожидает не чего-то другого, а только п о л н о г о п с и х и ч е с к о г о д о п о л н е н и я
и уравновешивания психики.
Как люди с дополняющими психиками воспринимают друг друга? Как самого
"человечного" человека, самого мягкого, гуманного, доступного, отзывчивого.
Таким он и является. Кроме того, это партнер, который всегда знает, что и
когда нужно делать, как ответить, что посоветовать, какой шуткой рассеять
напряжение. Который все понимает, всегда умеет поддержать, защитить, никогда не обидит и, что возможно еще важнее, сам никогда не обижается.
При дуале каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Недулизированный человек постоянно, в проявлении любой активности, как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называется отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстановления равновесия психики.
Многие люди не знают, не чувствуют, что такое дуализация психики, и по
тому не ищут ее.
Бытует уверенность, что чувство любви должно
сопровождаться духовными страданиями. Но это верно только для тех случаев,
когда влюбленные не дополняют друг друга.
Дуализация повышает самоуважение человека. Благодаря ей постоянно осознается и собственная полезность другим людям и собственное место в обществе.
Второй постоянно обеспечивает достоверной информацией об этом. Пропадают все чувства неполноценности и страх почувствовать себя выскочкой.
Примечательно, что ворчливость дуала никогда не воспринимается как град
попреков. Часто именно ворчание - та форма общения, которая отличается самой большой непосредственностью и обоюдосторонней понимаемостью, когда все
понимают с полуслова, когда за самое минимальное время партнеру передается
самая обширная информация и про то, что происходит в объективном мире, и -
самое главное - про свое замешательство, неопределенность отношения к этому
происходящему. Ворчливость - лишь обращенная к партнеру полусознательная
просьба объяснить что-то непонятное. На это ворчание никто, кроме дуала,
правильно прореагировать, дать нужный ответ или объяснение, а иногда просто
промолчать, не умеет.
Источником раздраженности и конфликтов между людьми на работе и в семейном быту бывает столкновение в проявлении инициативы или неумение одного подхватить и поддержать инициативу другого. У дуалов такие конфликты невозможны. Действуют они слаженно, этой слаженностью активизируя и уравновешивая друг друга. Один подхватывает инициативу другого для того, чтобы в нужный момент вернуть ее в первые руки. Попеременная активность не оставляет вниманием обойденных звеньев в исполняемой работе, повышает результативность труда, сокращает необходимое на его выполнение время, не оставляет места фрустрации. То, что делается одним, другим воспринимается как проявление исключительно сильных и редких качеств, умения. Постоянное удивление и нужные (не любые, а нужные) похвалы подзадоривают и распаляют эмоционально.
Дуалы не только не хотят, но и не могут деструктивно влиять друг на друга. У
них нет такой возможности,потому что нет слов, которыми можно обидеть другого.
Если это супружеская пара,то они как бы сращиваются в одно
общее Я.
Такому партнеру не нужны сознательные уступки. Все идет как бы само собой. Отношения между ними могут быть серьезно деловыми или шутливыми, но ни
когда злобными или агрессивными.
Кто однажды попал в объятия дуала, тот не склонен менять их на что-либо другое. При отношении дополнения нет сексуально холодных мужчин и фригидных женщин. Супруги долго остаются сексуально активными.
И в браке дуалов возможны временные недоразумения. Это иногда происходит с людьми, которые не чувствуют своих дуальных склонностей из-за того,
что росли в семьях, в которых не видели отношений психического дополнения,
не почувствовали, как свободно ведет себя человек, каким он является спокойно натуральным, когда его кто-то дополняет. Дуала нужно уметь "программиро
вать". Программируют, когда ведут себя импульсивно, "по велению души".В тех случаях, когда хотя бы у одного эта непосредственность имеется, второй очень быстро обучается как "принимать программу", так и давать её...
Это лучшие, наиболее гармоничные семьи.
Человек, один из родителей которого обладает дополняющим типом психики, чувствует свою ценность и значимость для людей. Он уверен, что его как в детстве, так и в течение всей жизни будут понимать и любить - в будущей семье и в рабочем коллективе. Он отличается более легким нравом и более уравновешенной нервной системой, более социализирован.
Другие, которым с родителями "не повезло", всегда чувствуют себя в
какой-то мере потерянными, виновными и ненужными, им не хватает психического имммунитета, ярче выступает агрессивность (у экстравертов) или конформность (у интровертов). Они чаще попадают в конфликтные ситуации, утопают в неврозах и в любых хронических болезнях.
Дуализация является обязательным условием не только удачного психического, но и удачного физического функционирования организма. Люди с дуализированной психикой гораздо меньше болеют, скорее выздоравливают.
Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях, мечтали быть понятыми и
хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательство и самим быть
доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим. Сегодня мы знаем, что
нельзя мечтать по-настоящему о гармоничной, мирной и творческой жизни общества и отдельного человека, пока люди не поняли своей разнотипной природы и скрытых за своими типами закономерностей общения. Совершенно новым этапом в жизни общества будет такая его реорганизация, которая каждому человеку предоставит возможность для достаточного количества контактов с нужными для его психического здоровья людьми.
А.Аугустинавичюте
Вильнюс, 1983