Особенности характера или психические отклонения? Акцентуации.
Добавлено: 25 янв 2019, 21:16
Один из самых сложных моментов в практической психологии – это определить, где норма поведения, а где нет. Потому что там, где не подходит практическая психология, нужна клиническая. Конечно написано очень много трудов по определению этой грани, но в итоге все равно и психологи и психиатры даже довольно опытные делают ошибки и ставят неправильные диагнозы. Иногда практический психолог начинает «лечить» человека с проблемами, обусловленными изменениями мозга, как здорового человека в норме, и потом это приводит к плачевным последствиям. А бывает и наоборот, когда пытаются навязать клинику людям довольно адекватным. Когда решится вопрос с этими врачебными ошибками нам пока неизвестно, но давайте в заметке разберем, кто у нас все же относится к норме.
Есть такое интересное понятие как Акцентуация. Смотрим старую добрую википедию. Акцентуа́ция -- находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.
В некоторых работах встречается мнение, что это крайние варианты нормы, но я бы не согласилась с этим. Бывает, что выраженность действительно подходит к краю нормы, а бывает, что очень сильно приближено к центру нормы. Поэтому тут все индивидуально.
Ниже рассмотрим акцентуации.
1. Гипертим (гипертивная акцентуация). У такого человека почти всегда приподнятое настроение, он неунывающий оптимист. Со школьных лет проявляет такие особенности, как подвижность, общительность, чрезмерную самостоятельность, озорство, быстро все схватывает. Психическая и физическая энергия на высоком уровне. Могут не понимать правил дистанции. Это все вроде хорошо в целом, но обратная сторона этой акцентуации выражается в легкомысленности, в необдуманных поступках под влиянием эмоций, частой отвлекаемости (если говорить о школьных годах, недисциплинарности). Высокий риск конфликтов (особенно с учителями). Плохо переносят жесткую обстановку, правила. Есть риск раннего начала половой жизни, раннего алкоголизма, наркомании. Эти люди не переносят однообразную обстановку и одиночество. Увлечения у них не стойкие, непостоянные, могут часто меняться.
2. Циклоидная акцентуация (аффективно-лабильные люди). Чаще всего это скрытый тип акцентуации и в детстве не проявляется. Не грубо выраженные колебания настроения. Во время спада состояние может снижаться до депрессивного. В период подъема такой человек может быть похожим на гипертима с высоким уровнем физической и психической энергии. Эту акцентуацию психологи могут путать с биополярным аффективным расстройством (БАР). Во время депрессивной фазы у человека проявляются апатия, раздражительность, стремление к одиночеству. Самооценка у человека с данной акцентуацией несовершенная, формируется в течение опыта. У этих людей при определенных обстоятельствах есть риск получить низкую самооценку, самобичевание. В подростковом возрасте риск суицида во время депрессивной фазы.
3. Лабильный (эмотивный, экзальтированный, сверхподвижный). Несколько раз в день смена настроения. Чувствительны к чужому мнению. 1/5 подростков обладают этой акцентуацией. В детстве болезненные, с вегетативными дисфункциями, восприимчивы к инфекциям. Самочувствие зависит от настроения. Самооценка адекватная. Всегда ищут близкую привязанность. У таких людей узкий круг общения из близких людей.
Слабые места: критика, ситуации потери и утраты, отвержения. Увлечения: музыка, привычная компания, домашние животные. Есть стремление понравиться окружающим.
Легко обидеть.
4. Астено-невротический (неврастенический).
В раннем детстве – форма невропатии. Нарушение сна. В подростковом возрасте ипохондричность, вегетативные расстройства, быстрая утомляемость, раздражительность. Аккуратные, дисциплинированные. Такие люди тревожно-мнительные. Мысли о будущем – забота о здоровье. Самооценка обычно заниженная. У них мало друзей. Пугливые и капризные.
5. Сензитивный (Боязливый). Чувствительный тип, впечатлительный, очень ранимый. В детском возрасте трудно адаптируются в коллективе. Даже могут бояться домашних животных. Бегут за защитой ко взрослым. Предпочитают тихие игры. Постоянно ощущают свою неполноценность, но при этом высоко интуитивны. С 16-19 лет пытаются надеть «маску» и влиться в непривычное для себя русло, чтобы быть как все. Потом снова возвращаются в привычный образ жизни. Когда происходят вспышки несвойственного для них поведения, в каких-то делах если одержат победу, то для них это хорошая ступень вверх. Если не получится, то дестабилизируются. Риск суицида может быть даже через длительное время после «провала».
Продолжение следует. О других акцентуациях напишу в следующей заметке.
Есть такое интересное понятие как Акцентуация. Смотрим старую добрую википедию. Акцентуа́ция -- находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.
В некоторых работах встречается мнение, что это крайние варианты нормы, но я бы не согласилась с этим. Бывает, что выраженность действительно подходит к краю нормы, а бывает, что очень сильно приближено к центру нормы. Поэтому тут все индивидуально.
Ниже рассмотрим акцентуации.
1. Гипертим (гипертивная акцентуация). У такого человека почти всегда приподнятое настроение, он неунывающий оптимист. Со школьных лет проявляет такие особенности, как подвижность, общительность, чрезмерную самостоятельность, озорство, быстро все схватывает. Психическая и физическая энергия на высоком уровне. Могут не понимать правил дистанции. Это все вроде хорошо в целом, но обратная сторона этой акцентуации выражается в легкомысленности, в необдуманных поступках под влиянием эмоций, частой отвлекаемости (если говорить о школьных годах, недисциплинарности). Высокий риск конфликтов (особенно с учителями). Плохо переносят жесткую обстановку, правила. Есть риск раннего начала половой жизни, раннего алкоголизма, наркомании. Эти люди не переносят однообразную обстановку и одиночество. Увлечения у них не стойкие, непостоянные, могут часто меняться.
2. Циклоидная акцентуация (аффективно-лабильные люди). Чаще всего это скрытый тип акцентуации и в детстве не проявляется. Не грубо выраженные колебания настроения. Во время спада состояние может снижаться до депрессивного. В период подъема такой человек может быть похожим на гипертима с высоким уровнем физической и психической энергии. Эту акцентуацию психологи могут путать с биополярным аффективным расстройством (БАР). Во время депрессивной фазы у человека проявляются апатия, раздражительность, стремление к одиночеству. Самооценка у человека с данной акцентуацией несовершенная, формируется в течение опыта. У этих людей при определенных обстоятельствах есть риск получить низкую самооценку, самобичевание. В подростковом возрасте риск суицида во время депрессивной фазы.
3. Лабильный (эмотивный, экзальтированный, сверхподвижный). Несколько раз в день смена настроения. Чувствительны к чужому мнению. 1/5 подростков обладают этой акцентуацией. В детстве болезненные, с вегетативными дисфункциями, восприимчивы к инфекциям. Самочувствие зависит от настроения. Самооценка адекватная. Всегда ищут близкую привязанность. У таких людей узкий круг общения из близких людей.
Слабые места: критика, ситуации потери и утраты, отвержения. Увлечения: музыка, привычная компания, домашние животные. Есть стремление понравиться окружающим.
Легко обидеть.
4. Астено-невротический (неврастенический).
В раннем детстве – форма невропатии. Нарушение сна. В подростковом возрасте ипохондричность, вегетативные расстройства, быстрая утомляемость, раздражительность. Аккуратные, дисциплинированные. Такие люди тревожно-мнительные. Мысли о будущем – забота о здоровье. Самооценка обычно заниженная. У них мало друзей. Пугливые и капризные.
5. Сензитивный (Боязливый). Чувствительный тип, впечатлительный, очень ранимый. В детском возрасте трудно адаптируются в коллективе. Даже могут бояться домашних животных. Бегут за защитой ко взрослым. Предпочитают тихие игры. Постоянно ощущают свою неполноценность, но при этом высоко интуитивны. С 16-19 лет пытаются надеть «маску» и влиться в непривычное для себя русло, чтобы быть как все. Потом снова возвращаются в привычный образ жизни. Когда происходят вспышки несвойственного для них поведения, в каких-то делах если одержат победу, то для них это хорошая ступень вверх. Если не получится, то дестабилизируются. Риск суицида может быть даже через длительное время после «провала».
Продолжение следует. О других акцентуациях напишу в следующей заметке.