О зависти и работе с ней (к темам влияний)
Добавлено: 18 фев 2009, 13:47
Списавшись в «Одноклассниках», группа, окончившая институт 10 лет назад, решила встретиться в кафе вместе с женами.
Олег с красавицей женой жили рядом и поэтому пришли пешком.
Затем стали подъезжать остальные. Машины были разные: от «Жигулей» до «Лексуса».
После объятий пошли расспросы о том, где кто и кем работает, а затем о машинах.
Пообщавшись, все разошлись, обещая встречаться чаще. Дома все пары обсуждали встречу.
Олег с женой восхищались, какие все молодцы и умницы, как отлично все устроились в жизни.
Жена Алексея говорила: все надутые индюки, все выше тебя по должностям и машины у них лучше нашей. Но Алексей обнял жену и сказал: « Что же надо работать лучше и у нас все это будет, есть к чему стремится.»
Влад сожалел о том, что он лузер и пожелал всем сдохнуть или разбиться на своих машинах.
Дмитрий думал, что Олег сволочь, т.к. женился на первой красавице и должность у него выше, а в институте он был ботаником. Это нельзя терпеть, надо отомстить.
В « Одноклассниках» есть фото, т.ч. он сходит к магам и разведет, и уничтожит их.
Для других больше подходит вариант: «Мне лень, У меня так не получится; они жулики, а я – честный и все оставлю, как есть».
Вам знакомо это?
В ком вы узнали себя?
Вы сами испытываете на себе зависть?
Или завидуете другим?
Какие действия вызывает у вас зависть, стать лучше или отомстить?
Чувство зависти испытывал хоть раз в жизни каждый из нас.
Каждый здравомыслящий человек хотя бы раз завидовал:
58 процентов мужчин испытывают чувство лютой зависти к профессиональным успехам подруги жизни;
67 процентов сотрудников обсуждают заработную плату других;
74 процента не рады карьерному взлету сослуживцев.
На самом деле, никто не рождается завистливым.
Завистливыми становятся в процессе становления психики.
Часто зависть пускает корни в душе человека, когда он еще ходит под стол пешком. Например, родители ставят в пример своему чаду кого-нибудь из его сверстников.
Но делают это так неумно и неумело, что вместо здорового чувства конкуренции вызывают в душе ребенка зависть, раздражение и озлобление. Вместо импульса к позитивному действию ребенок выплескивает в мир или затаивает в душе свои первые негативные чувства.
Время закрепляет такую реакцию на сравнение не в свою пользу, и она становится доминирующей, искажая реальное восприятие мира.
Поводами для зависти могут быть любые внешние преимущества другого человека: красота, богатство, власть, талант, ум, здоровье, благосостояние.
Не многие люди столь самодостаточны, чтобы не сравнивать себя с другими.
А сравнение – первый повод к зависти.
Трудно быть самим совершенством!
У вас лучше образование, а у нее длиннее ноги.
У вас большая квартира в престижном районе, а у него жена красавица.
У вас отменное здоровье, а у нее трое богатых любовников.
Извилистые пути избирает зависть, дабы поселиться в человеческом сердце!
Зависть существует на всех ступенях социального положения и духовного развития человека.
Зависть ухудшает взаимоотношения с друзьями и близкими, делает вас недовольным, раздражительным, брюзжащим, не радующимся жизни.
Опасна она еще и тем, что через нее вами можно манипулировать: «Смотри, у твоего друга есть то, чего у тебя нет; разве это справедливо? Восстанови справедливость, сделай это и то».
Кроме того, одновременно с завистью мы испытываем стыд (согласно социальным установкам: завидовать нехорошо, зависть – плохое чувство).
Мы начинаем страдать не от того, как мы живем, а от того, что не можем жить по-другому, иметь все то, что имеют другие.
Это чувство грызет нашу душу, отравляя нашу жизнь и мешая нам дружелюбно общаться с теми, у кого есть то, чего нет у нас.
Здесь можно вспомнить слова Гете:
«Ненависть – активное чувство недовольства; зависть – пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть».
Так что это серьезное предупреждение.
Общество в целом осуждает зависть, считая ее недобрым чувством.
В христианстве, например, это первый из семи смертных грехов. Иоанн Златоуст говорил: «Бес завидует людям, а отнюдь не другому бесу; а ты, человек, завидуешь человеку, восстаешь против единоплеменного и однородного тебе, чего не делает и бес! Какое же тебе будет прощение, какое оправдание! Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому завидует. Завистливый, желая погубить другого, погубляет самого себя. Нет зла хуже зависти».
Действительно, мы испытываем при этом недовольство, раздражение, дискомфорт, нам трудно сохранить добрые чувства к тем людям, которым мы завидуем.
Если это наш знакомый или друг, мы стараемся избегать общения с ним, начинаем приписывать ему такие негативные качества, как снобизм, гордыню, презрительное отношение к нам… Все это порождает внутренний конфликт. Нам комфортнее общаться с теми, кому мы не завидуем, с теми, у кого дела идут хуже, чем у нас.
Для компенсации той разницы в чем-то, которая и вызывает у нас чувство зависти, мы начинаем или саркастически отзываться о предмете нашей зависти или принижать достоинства объекта зависти.
Если это имущественное и финансовое положение, то «с жиру бесится».
Если это природные данные, то «подумаешь, Аполлон Бельведерский» или «и этот туда же, музыкант».
Если это образование, то презрительный отзыв <интеллигент собачий> объекту зависти обеспечен…
Нередко случается и так, что зависть толкает человека на преступление.
«Словарь по этике» считает, что зависть — это чаще всего неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Такое понимание зависти как «враждебной», «черной», идет от философов, которые считают, что зависть всегда агрессивна.
С точки зрения психологии, зависть — это проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ, материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями.
Однако даже «черная» зависть может остаться одномоментной, ситуативной эмоцией, главное — не допустить ее трансформации в эмоциональную установку, то есть в чувство. Такое может случиться, если зависть устойчива по отношению к какому-то объекту.
Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств.
«Белая» зависть может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком. В случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя, стать таким же, как другой человек.
Так что не зацикливайтесь на том, что кто-то где-то преуспел, иначе вы рискуете скатиться по черной лестнице вниз.
Первая ее ступенька — социальное сравнение, потом — восприятие чужого превосходства, переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу.
Лучше всего не культивировать в себе такое чувство, иначе вы и сами не заметите, откуда возьмется неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит, желание или причинение ему вреда и даже желание или реальное лишение его предмета превосходства.
Олег с красавицей женой жили рядом и поэтому пришли пешком.
Затем стали подъезжать остальные. Машины были разные: от «Жигулей» до «Лексуса».
После объятий пошли расспросы о том, где кто и кем работает, а затем о машинах.
Пообщавшись, все разошлись, обещая встречаться чаще. Дома все пары обсуждали встречу.
Олег с женой восхищались, какие все молодцы и умницы, как отлично все устроились в жизни.
Жена Алексея говорила: все надутые индюки, все выше тебя по должностям и машины у них лучше нашей. Но Алексей обнял жену и сказал: « Что же надо работать лучше и у нас все это будет, есть к чему стремится.»
Влад сожалел о том, что он лузер и пожелал всем сдохнуть или разбиться на своих машинах.
Дмитрий думал, что Олег сволочь, т.к. женился на первой красавице и должность у него выше, а в институте он был ботаником. Это нельзя терпеть, надо отомстить.
В « Одноклассниках» есть фото, т.ч. он сходит к магам и разведет, и уничтожит их.
Для других больше подходит вариант: «Мне лень, У меня так не получится; они жулики, а я – честный и все оставлю, как есть».
Вам знакомо это?
В ком вы узнали себя?
Вы сами испытываете на себе зависть?
Или завидуете другим?
Какие действия вызывает у вас зависть, стать лучше или отомстить?
Чувство зависти испытывал хоть раз в жизни каждый из нас.
Каждый здравомыслящий человек хотя бы раз завидовал:
58 процентов мужчин испытывают чувство лютой зависти к профессиональным успехам подруги жизни;
67 процентов сотрудников обсуждают заработную плату других;
74 процента не рады карьерному взлету сослуживцев.
На самом деле, никто не рождается завистливым.
Завистливыми становятся в процессе становления психики.
Часто зависть пускает корни в душе человека, когда он еще ходит под стол пешком. Например, родители ставят в пример своему чаду кого-нибудь из его сверстников.
Но делают это так неумно и неумело, что вместо здорового чувства конкуренции вызывают в душе ребенка зависть, раздражение и озлобление. Вместо импульса к позитивному действию ребенок выплескивает в мир или затаивает в душе свои первые негативные чувства.
Время закрепляет такую реакцию на сравнение не в свою пользу, и она становится доминирующей, искажая реальное восприятие мира.
Поводами для зависти могут быть любые внешние преимущества другого человека: красота, богатство, власть, талант, ум, здоровье, благосостояние.
Не многие люди столь самодостаточны, чтобы не сравнивать себя с другими.
А сравнение – первый повод к зависти.
Трудно быть самим совершенством!
У вас лучше образование, а у нее длиннее ноги.
У вас большая квартира в престижном районе, а у него жена красавица.
У вас отменное здоровье, а у нее трое богатых любовников.
Извилистые пути избирает зависть, дабы поселиться в человеческом сердце!
Зависть существует на всех ступенях социального положения и духовного развития человека.
Зависть ухудшает взаимоотношения с друзьями и близкими, делает вас недовольным, раздражительным, брюзжащим, не радующимся жизни.
Опасна она еще и тем, что через нее вами можно манипулировать: «Смотри, у твоего друга есть то, чего у тебя нет; разве это справедливо? Восстанови справедливость, сделай это и то».
Кроме того, одновременно с завистью мы испытываем стыд (согласно социальным установкам: завидовать нехорошо, зависть – плохое чувство).
Мы начинаем страдать не от того, как мы живем, а от того, что не можем жить по-другому, иметь все то, что имеют другие.
Это чувство грызет нашу душу, отравляя нашу жизнь и мешая нам дружелюбно общаться с теми, у кого есть то, чего нет у нас.
Здесь можно вспомнить слова Гете:
«Ненависть – активное чувство недовольства; зависть – пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть».
Так что это серьезное предупреждение.
Общество в целом осуждает зависть, считая ее недобрым чувством.
В христианстве, например, это первый из семи смертных грехов. Иоанн Златоуст говорил: «Бес завидует людям, а отнюдь не другому бесу; а ты, человек, завидуешь человеку, восстаешь против единоплеменного и однородного тебе, чего не делает и бес! Какое же тебе будет прощение, какое оправдание! Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому завидует. Завистливый, желая погубить другого, погубляет самого себя. Нет зла хуже зависти».
Действительно, мы испытываем при этом недовольство, раздражение, дискомфорт, нам трудно сохранить добрые чувства к тем людям, которым мы завидуем.
Если это наш знакомый или друг, мы стараемся избегать общения с ним, начинаем приписывать ему такие негативные качества, как снобизм, гордыню, презрительное отношение к нам… Все это порождает внутренний конфликт. Нам комфортнее общаться с теми, кому мы не завидуем, с теми, у кого дела идут хуже, чем у нас.
Для компенсации той разницы в чем-то, которая и вызывает у нас чувство зависти, мы начинаем или саркастически отзываться о предмете нашей зависти или принижать достоинства объекта зависти.
Если это имущественное и финансовое положение, то «с жиру бесится».
Если это природные данные, то «подумаешь, Аполлон Бельведерский» или «и этот туда же, музыкант».
Если это образование, то презрительный отзыв <интеллигент собачий> объекту зависти обеспечен…
Нередко случается и так, что зависть толкает человека на преступление.
«Словарь по этике» считает, что зависть — это чаще всего неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Такое понимание зависти как «враждебной», «черной», идет от философов, которые считают, что зависть всегда агрессивна.
С точки зрения психологии, зависть — это проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ, материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями.
Однако даже «черная» зависть может остаться одномоментной, ситуативной эмоцией, главное — не допустить ее трансформации в эмоциональную установку, то есть в чувство. Такое может случиться, если зависть устойчива по отношению к какому-то объекту.
Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств.
«Белая» зависть может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком. В случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя, стать таким же, как другой человек.
Так что не зацикливайтесь на том, что кто-то где-то преуспел, иначе вы рискуете скатиться по черной лестнице вниз.
Первая ее ступенька — социальное сравнение, потом — восприятие чужого превосходства, переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу.
Лучше всего не культивировать в себе такое чувство, иначе вы и сами не заметите, откуда возьмется неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит, желание или причинение ему вреда и даже желание или реальное лишение его предмета превосходства.