Йога молочения языком.
Добавлено: 20 июл 2008, 09:22
Цельной, системной и научной методологии и идеологии ЙОГИ в современном мире не существует. Для того, чтобы в этом достоверно убедится, достаточно лишь прочитать с полтора десятка издаваемых ныне книг по йоге, да несколько дней почитать различные сайты посвященные йоге и особенно популярные и посещаемые конференции на таких сайтах. Десятки школ, направлений и отдельных «просветленных учителей» трактуют и развивают некие общеизвестные и изначальные посылы, лежащие в основе практик йоги совершенно по разному. И надо понимать, что подобный разнобой и разношерстность - это не продукт сегодняшнего упадка и вольнодумства. Еще в глубокой древности уже существовали десятки направлений как теоретической мысли, так и не меньшее количество разнообразных, порой даже диаметрально противоположных по воззрениям практических школ. Каждый развивал какой-то свой, наиболее ему близкий и понятный аспект практики или теории и объявлял это наиболее близким к истине достижением.
Самые древнейшие документальные свидетельства о существовании йоги можно отнести к протоиндийской цивилизации Хараппы в долине Инда (3 тысячелетие до нашей эры). При раскопках найдена печать, где изображен человек в головном уборе с рогами, сидящий в позе называемой в йоге сидхасана. Примерно к этому времени некоторые исследователи относят возникновение первых литературных источников индийской обрядово - религиозной литературы - четырех классических Вед. Риг Веда - это собрание гимнов, которые восхваляют архаических богов. Яджур Веда содержит жертвенные формулы, используемые ведическими жрецами. Сама Веда представляет собой сборник текстов песнопений, которые сопровождают жертвоприношения. Атхарва Веда содержит магические заклинания для всех случаев жизни - от излечения самых различных болезней, до вызывания дождя и повышения плодовитости скота.
Представляется очень вероятным, что элементы древнейшей архаической йоги, которые возникли в те древнейшие времена были, прежде всего, тесно связаны с жизненно важными ритуалами поклонения богам и принесения им жертв. Идея древнейшей, архаической йоги возникла на основе идеи жертвоприношения как ритуала связывания, выхода «на контакт» людей из этого материального мира с невидимым миром богов и духов. Для успеха подобных жертвенных обрядов и церемоний испрашивания у богов желаемых результатов жрецы - организаторы подобных процедур должны были фокусировать силы своего сознания на нематериальных аспектах реальности, где и находились цели и объекты их молитвенных призывов - божества и духи. Естественно, успеха в своих действиях древний жрец и служитель культа, который и был одним из первых представителей йогической традиции, мог добиться в том случае, если он развивал в себе нематериальное “видение” и опыт восприятия трансцендентальной реальности. Именно так возникала древнейшая йога многие тысячи лет назад, и основным ее содержанием были созерцательные практики и медитативные упражнения в стремлении воспринимать потусторонний мир.
Шли сотни лет и тысячелетия. Можно только предположить, сколько различных школ и направлений самых разных стилей и методик самосовершенствования возникло и исчезло в те теряющиеся во тьме былых столетий времена. Постепенно начали возникать тексты, где описывались различные аспекты практик йоги. Это были и «Бхагавадгита» и древнейшие Упанишады, но в этих текстах о телесно ориентированных практиках не было ни слова.
Проходит еще некоторое время и появляется самый авторитетный и развернутый текст по практикам йоги. Это «Йога сутра» где в 200 небольших, сжато сформулированных разделах древний мудрец Патанджали формулирует смысл и средства технологий йоги. Но о физических техниках и позах из 200 строф говорит всего одна и то крайне скупо. Время возникновения этого текста не имеет четкой датировки. Одни исследователи указывают на 3 век до нашей эры, другие на 2 век уже нашей эры.
Где-то в период средневековья в системах и направлениях йоги возникает серьезное изменение ориентации. Йога быстро начинает приобретать стремление к большой степени работы над физическим телом. Соответственно появляется значительное количество текстов описывающих большое разнообразие упражнений и поз для тела. Здесь можно упомянуть как наиболее значительные и авторитетные, такие как «Хатха йога прадипика» и «Гхеранда самхита»». Новые генерации мастеров и учителей йоги уже не столько стремились исключительно за счет длительных созерцательных практик слиться с запредельной реальностью высших измерений и постигнуть там природу божественной реальности, но все больше пытались создавать практики укрепления и совершенствования тела, вплоть до создания идеологии обретения бессмертия в физической оболочке. Видимо, именно в средневековье возникло все многообразие хатха - тантра - кундалини и прочих йог, и которое благополучно дожило до наших дней. Еще надо сказать, что прикладные техники йоги начали использовать самые разные религиозные идеологии и их адепты - индуисты, буддисты, мусульмане, сикхи, а также многочисленные секты и школы, выделившиеся из основных течений этих религий.
Вот именно в таком положении находилась эта весьма древняя и обширная по многообразию своих практических школ и теоретических воззрений традиция самосовершенствования, когда в последней четверти девятнадцатого века она начала близко и систематически соприкасаться с европейской культурой. Первым понимание о йоге, как о системе метафизического совершенствования в семидесятых годах девятнадцатого века широкой европейской общественности принесла мадам Блаватская и ее сподвижники и последователи по теософскому движению.
А потом появились сотни учителей, которые начали зарабатывать на йоге деньги. И все! Йога исчезла. Остался бизнес. Если кто-то из читающих этот текст форумчан, считает, что он занимается йогой (может быть), то он глубоко заблуждается. Он занимается бизнесом. Или является покупателем в системе бизнеса, который называется йогой.
Флософ йоги Вивекананда - умер в 39 лет глубоко больным человеком. Рамакришна - умер в 45 лет от рака горла. Одним из ярчайших представителей современных гуру был «йог Рамачарака» написавший в начале 20-го века не одну книгу по йоге. В России его книги активно переиздаются и сейчас. Настоящее имя йога Рамачараки было Уильям Аткинсон - и он сам никогда йогой не занимался. После Свами Вивекананды наиболее популярным учителем в ранние годы западной йоги был Парамаханса Йогананда, приехавший в Бостон в 1920 году. Спустя 5 лет он основал Братство Само-Осознания, которое до сих пор имеет штаб-квартиру в Лос-Анжелесе. Хотя он, как говорят йоги, «покинул тело» в 1952 году в возрасте 59 лет, он до сих пор имеет многочисленных последователей во всем мире. Сам йогой никогда также не занимался. С 1930 года и до своей смерти в 1986 году Джидду Кришнамурти восхищал и ставил в тупик тысячи философски настроенных западных умов своими выразительными беседами. Сам йогой не занимался, но очень любил беседовать и источать восточную мудрость.
И люди ринулись в йоги, где не нужно заниматься телом, а где хорошо и удобно лежа на диванчике говорить о йоге. И йог этих появились сотни и сотни. Эти йоги развивают чакры и меридианы, позволяют слиться с абсолютом, богом, сатаной, читать карму и свои воплощения, видеть ауру и ментал, выходить в астрал и еще бог знает куда. Сотни астральнутых и ментальнутых йогинов рассказывают о своих практиках и дают советы. Появился даже термин, предложенный злобным скептиком - Чижом - "йоги молочения языком".
Вообще удивительно, но ни один из учителей (и перечисленных и неперечисленных) йогой, в ее нынешнем самом распространенном понимании как системы физических гимнастик, не занимался никто. У каждого из них была своя йога, но совершенно очевидно не имеющая ничего общего с физическими практиками. Ну языком то молоть, этож не тело совершенствовать.
Удивительно, почему никто из последователей йог, пусть не физической, пусть не хатха, пусть любой из "йог молочения языком" не замечает, что сами учителя ничего в этих йогоах не добились. Ну почему?
Философ йоги Вивекананда вообще умер в возрасте 39 лет, что очень странно для «высокореализованного» йога. Причем смерть наступили не неожиданно и современники отмечают, что уже за два года до своей кончины он был весьма больным человеком. Учитель Вивеканады Рамакришна умер в возрасте сорока пяти лет от рака горла. Судя по книгам, описывающим биографию этого человека, он был религиозным учителем исключительно духовно - интеллектуальной направленности, абсолютно игнорирующим физические техники. То же самое можно сказать о Йогананде и его учителе Юктешваре. В обширной и весьма содержательной автобиографической книге Йогананды «Биография йогина» нет ни одного упоминания, чтобы автор книги или его учитель занимались физическими техниками хатха йоги.
Примерно то же самое можно сказать о все еще популярных в России фигурах Елены и Николая Рерихов. Очень любопытно, что прожившая много лет в Индии и написавшая «под диктовку свыше» объемнейший текст «Агни йога» Елена Рерих никогда гимнастиками йогов не занималась. Ее биографы отмечают, что большую часть жизни она серьезно страдала от значительного количества болезней.
Вспоминавший о Ауробиндо Гхоше (Шри Ауробиндо) Сатпрем пишет, что Ауробиндо не делал специальных упражнений. А своем объемистом томе «Интегральной йоги» Ауробиндо практически ничего не пишет о техниках хатха йоги.
Знаете почему? А потому что все эти люди занимались бизнесом на легковерных. Йога-бизнес очень успешен. На одного йога, занимающегося хатха йогой и совершенствующих свое тело, приходятся 1 000 адептов "йоги молочения языком". И это направление развивается очень и очень быстро. И появилась масса учителей разных йог, а также разных магов, которые сами магией не занимаясь - учать магии других. Или астралополетчиков. Или видящих ауру. Кастанеда, Лобсанг Рампа... Да сами можете продолжить.. И оне очень и очень популярны. Ну ведь языком молоть, этож не позу лотоса принять...
Самые древнейшие документальные свидетельства о существовании йоги можно отнести к протоиндийской цивилизации Хараппы в долине Инда (3 тысячелетие до нашей эры). При раскопках найдена печать, где изображен человек в головном уборе с рогами, сидящий в позе называемой в йоге сидхасана. Примерно к этому времени некоторые исследователи относят возникновение первых литературных источников индийской обрядово - религиозной литературы - четырех классических Вед. Риг Веда - это собрание гимнов, которые восхваляют архаических богов. Яджур Веда содержит жертвенные формулы, используемые ведическими жрецами. Сама Веда представляет собой сборник текстов песнопений, которые сопровождают жертвоприношения. Атхарва Веда содержит магические заклинания для всех случаев жизни - от излечения самых различных болезней, до вызывания дождя и повышения плодовитости скота.
Представляется очень вероятным, что элементы древнейшей архаической йоги, которые возникли в те древнейшие времена были, прежде всего, тесно связаны с жизненно важными ритуалами поклонения богам и принесения им жертв. Идея древнейшей, архаической йоги возникла на основе идеи жертвоприношения как ритуала связывания, выхода «на контакт» людей из этого материального мира с невидимым миром богов и духов. Для успеха подобных жертвенных обрядов и церемоний испрашивания у богов желаемых результатов жрецы - организаторы подобных процедур должны были фокусировать силы своего сознания на нематериальных аспектах реальности, где и находились цели и объекты их молитвенных призывов - божества и духи. Естественно, успеха в своих действиях древний жрец и служитель культа, который и был одним из первых представителей йогической традиции, мог добиться в том случае, если он развивал в себе нематериальное “видение” и опыт восприятия трансцендентальной реальности. Именно так возникала древнейшая йога многие тысячи лет назад, и основным ее содержанием были созерцательные практики и медитативные упражнения в стремлении воспринимать потусторонний мир.
Шли сотни лет и тысячелетия. Можно только предположить, сколько различных школ и направлений самых разных стилей и методик самосовершенствования возникло и исчезло в те теряющиеся во тьме былых столетий времена. Постепенно начали возникать тексты, где описывались различные аспекты практик йоги. Это были и «Бхагавадгита» и древнейшие Упанишады, но в этих текстах о телесно ориентированных практиках не было ни слова.
Проходит еще некоторое время и появляется самый авторитетный и развернутый текст по практикам йоги. Это «Йога сутра» где в 200 небольших, сжато сформулированных разделах древний мудрец Патанджали формулирует смысл и средства технологий йоги. Но о физических техниках и позах из 200 строф говорит всего одна и то крайне скупо. Время возникновения этого текста не имеет четкой датировки. Одни исследователи указывают на 3 век до нашей эры, другие на 2 век уже нашей эры.
Где-то в период средневековья в системах и направлениях йоги возникает серьезное изменение ориентации. Йога быстро начинает приобретать стремление к большой степени работы над физическим телом. Соответственно появляется значительное количество текстов описывающих большое разнообразие упражнений и поз для тела. Здесь можно упомянуть как наиболее значительные и авторитетные, такие как «Хатха йога прадипика» и «Гхеранда самхита»». Новые генерации мастеров и учителей йоги уже не столько стремились исключительно за счет длительных созерцательных практик слиться с запредельной реальностью высших измерений и постигнуть там природу божественной реальности, но все больше пытались создавать практики укрепления и совершенствования тела, вплоть до создания идеологии обретения бессмертия в физической оболочке. Видимо, именно в средневековье возникло все многообразие хатха - тантра - кундалини и прочих йог, и которое благополучно дожило до наших дней. Еще надо сказать, что прикладные техники йоги начали использовать самые разные религиозные идеологии и их адепты - индуисты, буддисты, мусульмане, сикхи, а также многочисленные секты и школы, выделившиеся из основных течений этих религий.
Вот именно в таком положении находилась эта весьма древняя и обширная по многообразию своих практических школ и теоретических воззрений традиция самосовершенствования, когда в последней четверти девятнадцатого века она начала близко и систематически соприкасаться с европейской культурой. Первым понимание о йоге, как о системе метафизического совершенствования в семидесятых годах девятнадцатого века широкой европейской общественности принесла мадам Блаватская и ее сподвижники и последователи по теософскому движению.
А потом появились сотни учителей, которые начали зарабатывать на йоге деньги. И все! Йога исчезла. Остался бизнес. Если кто-то из читающих этот текст форумчан, считает, что он занимается йогой (может быть), то он глубоко заблуждается. Он занимается бизнесом. Или является покупателем в системе бизнеса, который называется йогой.
Флософ йоги Вивекананда - умер в 39 лет глубоко больным человеком. Рамакришна - умер в 45 лет от рака горла. Одним из ярчайших представителей современных гуру был «йог Рамачарака» написавший в начале 20-го века не одну книгу по йоге. В России его книги активно переиздаются и сейчас. Настоящее имя йога Рамачараки было Уильям Аткинсон - и он сам никогда йогой не занимался. После Свами Вивекананды наиболее популярным учителем в ранние годы западной йоги был Парамаханса Йогананда, приехавший в Бостон в 1920 году. Спустя 5 лет он основал Братство Само-Осознания, которое до сих пор имеет штаб-квартиру в Лос-Анжелесе. Хотя он, как говорят йоги, «покинул тело» в 1952 году в возрасте 59 лет, он до сих пор имеет многочисленных последователей во всем мире. Сам йогой никогда также не занимался. С 1930 года и до своей смерти в 1986 году Джидду Кришнамурти восхищал и ставил в тупик тысячи философски настроенных западных умов своими выразительными беседами. Сам йогой не занимался, но очень любил беседовать и источать восточную мудрость.
И люди ринулись в йоги, где не нужно заниматься телом, а где хорошо и удобно лежа на диванчике говорить о йоге. И йог этих появились сотни и сотни. Эти йоги развивают чакры и меридианы, позволяют слиться с абсолютом, богом, сатаной, читать карму и свои воплощения, видеть ауру и ментал, выходить в астрал и еще бог знает куда. Сотни астральнутых и ментальнутых йогинов рассказывают о своих практиках и дают советы. Появился даже термин, предложенный злобным скептиком - Чижом - "йоги молочения языком".
Вообще удивительно, но ни один из учителей (и перечисленных и неперечисленных) йогой, в ее нынешнем самом распространенном понимании как системы физических гимнастик, не занимался никто. У каждого из них была своя йога, но совершенно очевидно не имеющая ничего общего с физическими практиками. Ну языком то молоть, этож не тело совершенствовать.
Удивительно, почему никто из последователей йог, пусть не физической, пусть не хатха, пусть любой из "йог молочения языком" не замечает, что сами учителя ничего в этих йогоах не добились. Ну почему?
Философ йоги Вивекананда вообще умер в возрасте 39 лет, что очень странно для «высокореализованного» йога. Причем смерть наступили не неожиданно и современники отмечают, что уже за два года до своей кончины он был весьма больным человеком. Учитель Вивеканады Рамакришна умер в возрасте сорока пяти лет от рака горла. Судя по книгам, описывающим биографию этого человека, он был религиозным учителем исключительно духовно - интеллектуальной направленности, абсолютно игнорирующим физические техники. То же самое можно сказать о Йогананде и его учителе Юктешваре. В обширной и весьма содержательной автобиографической книге Йогананды «Биография йогина» нет ни одного упоминания, чтобы автор книги или его учитель занимались физическими техниками хатха йоги.
Примерно то же самое можно сказать о все еще популярных в России фигурах Елены и Николая Рерихов. Очень любопытно, что прожившая много лет в Индии и написавшая «под диктовку свыше» объемнейший текст «Агни йога» Елена Рерих никогда гимнастиками йогов не занималась. Ее биографы отмечают, что большую часть жизни она серьезно страдала от значительного количества болезней.
Вспоминавший о Ауробиндо Гхоше (Шри Ауробиндо) Сатпрем пишет, что Ауробиндо не делал специальных упражнений. А своем объемистом томе «Интегральной йоги» Ауробиндо практически ничего не пишет о техниках хатха йоги.
Знаете почему? А потому что все эти люди занимались бизнесом на легковерных. Йога-бизнес очень успешен. На одного йога, занимающегося хатха йогой и совершенствующих свое тело, приходятся 1 000 адептов "йоги молочения языком". И это направление развивается очень и очень быстро. И появилась масса учителей разных йог, а также разных магов, которые сами магией не занимаясь - учать магии других. Или астралополетчиков. Или видящих ауру. Кастанеда, Лобсанг Рампа... Да сами можете продолжить.. И оне очень и очень популярны. Ну ведь языком молоть, этож не позу лотоса принять...