ДОЛЯ И НЕДОЛЯ
Добавлено: 11 янв 2020, 15:58
Парные богини, воплощение счастья и несчастья, посланной богами удачи и преследующей человека по пятам неудачи.
Согласно мифологическим представлениям, Доля и Недоля – две богини судьбы, небесные пряхи, ткущие нить жизни каждого человека. Доля прядёт длинную, ровную и прочную нить, а Недоля – неровную и непрочную, готовую вот-вот оборваться. Божественные сёстры могут иметь в славянской мифологической традиции и имена Встреча и Невстреча.
Миф о пряхах, богинях судьбы, встречается и в других мифологиях мира – греческой, римской, скандинавской.
Славяне верили, что каждый человек при рождении наделяется долей – определённым количеством блага, которое включает в себя срок жизни, здоровье, а также те события, которые должны с человеком произойти. Сами слова, обозначающие судьбу, - доля, у-часть, у-дел (от глагола делить) – показывают, что она представлялась нашим предкам некой частью общего блага, которая выделялась человеку свыше. Вполне уместно сравнить долю с куском, который каждый получает от общего пирога, - одному достаётся ломоть из серединки, другому бочок с обгорелой корочкой. Но какая бы доля ни досталась человеку – хорошая или плохая, он должен её всю избыть, не пытаясь уклониться. Подобное понимание судьбы, сравнимое с образом хлеба, разделенного на части, характерно для всей восточнославянской культуры, но лишь в украинской и, очень слабо, - в белорусской традициях оно воплотилось в конкретном мифологическом образе Доли.
СРЕЧА, РОДСТВЕННИЦА ДОЛИ
Украинской Доле во многом близка сербская Среча. Это наименование (счастье, а также встреча) связано с осмыслением счастья как вовремя произошедшей встречи (оказаться в нужное время в нужном месте), счастливого случая (сравните русское выражение «быть в случае» о внезапной удаче, везении). Среча выглядит как очень красивая девушка, прядущая золотую нить. Она стережёт поля своего хозяина, пасёт ему овец, юношам помогает в драках, ребёнку приносит сон. Согласно сербским представлениям, носителем счастья в доме может быть конкретный человек, животное и даже предмет – деньги, кольцо и прочее. Сербский аналог Недоли – Несреча (дословно «невстреча») имеет вид седой старухи с мутными глазами. Сербы считают, что изменить свою Долю невозможно, - если человек несчастлив, ему ничем нельзя помочь. В сербской быличке богач, желая помочь своему бедному соседу, положил для него на мосту кошелёк с деньгами, но тот перешёл через мост, зажмурившись, и не заметил денег.
ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЁШЬ
Доля – олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни, определяя его счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящий человеку богатство. У украинцев Долей также нередко называют душу умершего предка, который, посещая дом, приносит добро или зло своим живым родственникам. Часто Долей именуют только счастливую судьбу, а несчастливую – Недолей, Бедой, Злыдней лихой, Злыднями и тому подобными именами.
По одним верованиям, Доля рождается вместе с человеком, по другим, Долю человеку нарекает мать при рождении. Каждому человеку даётся по одной Доле. Доля и Недоля похожи на тех людей, которым они даны. Доля отличается от Недоли тем, что наряжена в красивое платье, а Недоля носит старое и порванное платье и подпоясывается обрывком верёвки. Недолю можно накликать, если проклясть ребёнка в недобрый час или причитать о том, что у него будет несчастливая судьба. Доля может оставить человека, если он грешит. Доля умирает вместе со своим хозяином, и многие верят, что она сидит на его могиле или навещает дома его родственников.
Доля – это что-то вроде двойника того человека, чью судьбу она олицетворяет, её вид зависит от того, кому она принадлежит. Это может быть здоровая старуха в белой добротной одежде, с костылём в руке; или женщина с распущенными волосами. Доля счастливого человека ходит в красивой одежде, Доля купца имеет облик красивой девушки, крестьянина – здорового чёрного мужика, работника – облик кобылы. Доля может представляться медведем, волом и другими животными. Вид Доли меняется, если человека ждут важные перемены. К примеру, Доля одной крестьянки имела облик женщины, но перед смертью её отца показалась медведем. Доля умершего родственника является живым в облике покойного. Белорусы верят, что Доля – это красивая нагая девушка, всюду сопровождающая человека. Западные белорусы представляют её (там Доля называется Счастьем) в виде маленького человека, который носит с собой в сумке разные милости.
Бедность и богатство человека зависят от трудолюбия его Доли, ведь она помогает в выполнении хозяйственных работ. Трудолюбивая доля крестьянина работает вместе с ним, вяжет в поле снопы и даже ворует для него зерно с соседних полей. Плохая Доля только отдыхает и гуляет. Бедность человека объясняют ленью его Доли – она-де лежит под грушей, пьянствует в кабаке и так далее. Если у человека ленивая Доля, он должен разыскать её и побить – тогда она начнёт работать и помогать своему хозяину. Вот как об этом говорится в предании: « Жили два брата: богатый и бедный. Богатый пьёт да гуляет, а добра у него не убывает. Бедный же с утра до ночи за работой убивается и едва на кусок хлеба зарабатывает. Скосил бедный свою ниву – поставил всего три копны пшеницы, посмотрел на участок богатого брата – а там копны в ряд стоят. Остался бедный брат около своих трёх копен ночевать, чтобы и те кто-нибудь ночью не украл. Проснулся в полночь и видит – какая-то женщина собирает на его десятине упавшие колосья и относит к копнам его брата. Подкрался бедняк и схватил её: «Кто ты такая? Что ты тут делаешь?» - «Я – Доля твоего брата. Я ему служу». – «Эге, - говорит бедный брат, - чего же ему не пить, если его Доля по ночам за него работает. А я работаю, работаю, а ничего не имею». – «А ты разве не знаешь, что делать? – говорит Доля брата. – Ты сходи в трактир, там будут музыканты играть, там твоя Доля гуляет. Так возьми хорошую палку и бей её, пока не поклянётся, что не будет больше бездельничать. Тогда только её отпусти». Бедный отпустил Долю богатого брата, а сам пошёл в указанный трактир и там увидел свою Долю: музыканты играют, а она отплясывает. Не долго думая, схватил он её и ударил ногайкой. Бьёт и приговаривает: «Не расточай моего хозяйства, а собирай, не гуляй, а работай!» Тут Доля взмолилась: «Не буду гулять, всё буду делать для прибыли хозяйства». С тех пор стал бедняк богатеть, потому что теперь его Доля неустанно на него работала».
ПОМОЩНИЦА И ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНИЦА
Считается также, что человек может быть беден, потому что часто занимается не своим делом, не знает, где его Доля. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у неё, каково его призвание, в каком деле он получит удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретёт своё счастье.
Доля может предсказать человеку перемены в его судьбе, показываясь перед каким-нибудь событием. Доля спившегося человека, собирающегося повеситься, поёт грустные песни; Доля умершего предка показывается его родственникам на его могиле перед несчастьем в семье. У Доли можно узнать, кто из семьи в текущем году умрёт. Для этого после ужина в канун Крещения домочадцы оставляют свои ложки в миске от кутьи, а сверху кладут хлеб. Ночью Доля перевернёт ложку того, , кто должен в этом году умереть. Пришедшую в дом Долю умершего родственника можно спросить о будущем: «На добро или на худо?» Если она скажет «Ху!», значит, случится несчастье. Долю умершего предка можно вызвать из могилы, перепрыгнув через неё крест-накрест, но вместо Доли может появиться и Недоля, приносящая несчастья. На Украине, в Белоруссии и в южнорусских областях на Святки девушки «кликали Долю»: выйдя поздно вечером к реке или на открытое место, громко кричали: «Доля, гу-у-у!», после чего прислушивались. Считалось, что в той стороне, откуда донесётся собачий лай, живёт суженый.
Согласно мифологическим представлениям, Доля и Недоля – две богини судьбы, небесные пряхи, ткущие нить жизни каждого человека. Доля прядёт длинную, ровную и прочную нить, а Недоля – неровную и непрочную, готовую вот-вот оборваться. Божественные сёстры могут иметь в славянской мифологической традиции и имена Встреча и Невстреча.
Миф о пряхах, богинях судьбы, встречается и в других мифологиях мира – греческой, римской, скандинавской.
Славяне верили, что каждый человек при рождении наделяется долей – определённым количеством блага, которое включает в себя срок жизни, здоровье, а также те события, которые должны с человеком произойти. Сами слова, обозначающие судьбу, - доля, у-часть, у-дел (от глагола делить) – показывают, что она представлялась нашим предкам некой частью общего блага, которая выделялась человеку свыше. Вполне уместно сравнить долю с куском, который каждый получает от общего пирога, - одному достаётся ломоть из серединки, другому бочок с обгорелой корочкой. Но какая бы доля ни досталась человеку – хорошая или плохая, он должен её всю избыть, не пытаясь уклониться. Подобное понимание судьбы, сравнимое с образом хлеба, разделенного на части, характерно для всей восточнославянской культуры, но лишь в украинской и, очень слабо, - в белорусской традициях оно воплотилось в конкретном мифологическом образе Доли.
СРЕЧА, РОДСТВЕННИЦА ДОЛИ
Украинской Доле во многом близка сербская Среча. Это наименование (счастье, а также встреча) связано с осмыслением счастья как вовремя произошедшей встречи (оказаться в нужное время в нужном месте), счастливого случая (сравните русское выражение «быть в случае» о внезапной удаче, везении). Среча выглядит как очень красивая девушка, прядущая золотую нить. Она стережёт поля своего хозяина, пасёт ему овец, юношам помогает в драках, ребёнку приносит сон. Согласно сербским представлениям, носителем счастья в доме может быть конкретный человек, животное и даже предмет – деньги, кольцо и прочее. Сербский аналог Недоли – Несреча (дословно «невстреча») имеет вид седой старухи с мутными глазами. Сербы считают, что изменить свою Долю невозможно, - если человек несчастлив, ему ничем нельзя помочь. В сербской быличке богач, желая помочь своему бедному соседу, положил для него на мосту кошелёк с деньгами, но тот перешёл через мост, зажмурившись, и не заметил денег.
ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЁШЬ
Доля – олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни, определяя его счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящий человеку богатство. У украинцев Долей также нередко называют душу умершего предка, который, посещая дом, приносит добро или зло своим живым родственникам. Часто Долей именуют только счастливую судьбу, а несчастливую – Недолей, Бедой, Злыдней лихой, Злыднями и тому подобными именами.
По одним верованиям, Доля рождается вместе с человеком, по другим, Долю человеку нарекает мать при рождении. Каждому человеку даётся по одной Доле. Доля и Недоля похожи на тех людей, которым они даны. Доля отличается от Недоли тем, что наряжена в красивое платье, а Недоля носит старое и порванное платье и подпоясывается обрывком верёвки. Недолю можно накликать, если проклясть ребёнка в недобрый час или причитать о том, что у него будет несчастливая судьба. Доля может оставить человека, если он грешит. Доля умирает вместе со своим хозяином, и многие верят, что она сидит на его могиле или навещает дома его родственников.
Доля – это что-то вроде двойника того человека, чью судьбу она олицетворяет, её вид зависит от того, кому она принадлежит. Это может быть здоровая старуха в белой добротной одежде, с костылём в руке; или женщина с распущенными волосами. Доля счастливого человека ходит в красивой одежде, Доля купца имеет облик красивой девушки, крестьянина – здорового чёрного мужика, работника – облик кобылы. Доля может представляться медведем, волом и другими животными. Вид Доли меняется, если человека ждут важные перемены. К примеру, Доля одной крестьянки имела облик женщины, но перед смертью её отца показалась медведем. Доля умершего родственника является живым в облике покойного. Белорусы верят, что Доля – это красивая нагая девушка, всюду сопровождающая человека. Западные белорусы представляют её (там Доля называется Счастьем) в виде маленького человека, который носит с собой в сумке разные милости.
Бедность и богатство человека зависят от трудолюбия его Доли, ведь она помогает в выполнении хозяйственных работ. Трудолюбивая доля крестьянина работает вместе с ним, вяжет в поле снопы и даже ворует для него зерно с соседних полей. Плохая Доля только отдыхает и гуляет. Бедность человека объясняют ленью его Доли – она-де лежит под грушей, пьянствует в кабаке и так далее. Если у человека ленивая Доля, он должен разыскать её и побить – тогда она начнёт работать и помогать своему хозяину. Вот как об этом говорится в предании: « Жили два брата: богатый и бедный. Богатый пьёт да гуляет, а добра у него не убывает. Бедный же с утра до ночи за работой убивается и едва на кусок хлеба зарабатывает. Скосил бедный свою ниву – поставил всего три копны пшеницы, посмотрел на участок богатого брата – а там копны в ряд стоят. Остался бедный брат около своих трёх копен ночевать, чтобы и те кто-нибудь ночью не украл. Проснулся в полночь и видит – какая-то женщина собирает на его десятине упавшие колосья и относит к копнам его брата. Подкрался бедняк и схватил её: «Кто ты такая? Что ты тут делаешь?» - «Я – Доля твоего брата. Я ему служу». – «Эге, - говорит бедный брат, - чего же ему не пить, если его Доля по ночам за него работает. А я работаю, работаю, а ничего не имею». – «А ты разве не знаешь, что делать? – говорит Доля брата. – Ты сходи в трактир, там будут музыканты играть, там твоя Доля гуляет. Так возьми хорошую палку и бей её, пока не поклянётся, что не будет больше бездельничать. Тогда только её отпусти». Бедный отпустил Долю богатого брата, а сам пошёл в указанный трактир и там увидел свою Долю: музыканты играют, а она отплясывает. Не долго думая, схватил он её и ударил ногайкой. Бьёт и приговаривает: «Не расточай моего хозяйства, а собирай, не гуляй, а работай!» Тут Доля взмолилась: «Не буду гулять, всё буду делать для прибыли хозяйства». С тех пор стал бедняк богатеть, потому что теперь его Доля неустанно на него работала».
ПОМОЩНИЦА И ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНИЦА
Считается также, что человек может быть беден, потому что часто занимается не своим делом, не знает, где его Доля. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у неё, каково его призвание, в каком деле он получит удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретёт своё счастье.
Доля может предсказать человеку перемены в его судьбе, показываясь перед каким-нибудь событием. Доля спившегося человека, собирающегося повеситься, поёт грустные песни; Доля умершего предка показывается его родственникам на его могиле перед несчастьем в семье. У Доли можно узнать, кто из семьи в текущем году умрёт. Для этого после ужина в канун Крещения домочадцы оставляют свои ложки в миске от кутьи, а сверху кладут хлеб. Ночью Доля перевернёт ложку того, , кто должен в этом году умереть. Пришедшую в дом Долю умершего родственника можно спросить о будущем: «На добро или на худо?» Если она скажет «Ху!», значит, случится несчастье. Долю умершего предка можно вызвать из могилы, перепрыгнув через неё крест-накрест, но вместо Доли может появиться и Недоля, приносящая несчастья. На Украине, в Белоруссии и в южнорусских областях на Святки девушки «кликали Долю»: выйдя поздно вечером к реке или на открытое место, громко кричали: «Доля, гу-у-у!», после чего прислушивались. Считалось, что в той стороне, откуда донесётся собачий лай, живёт суженый.