Страница 1 из 1

учение о поклонах у старообрядцев

Добавлено: 18 окт 2011, 19:41
Саров
учение о поклонах у старообрядцев
Всегда бывают поясными поклоны:

* перед входом в храм, в христианское жилище и по выходе из него (три поклона);
* при молитвах за трапезу;
* при возглашении «За молитв святых отец наших... » и при молитве «Боже милостив... » перед этим возглашением;
* при молитве «Боже милостив... », совершаемой после «исходных поклонов»;
* при молитве «Ненавидящих и обидящих»,
* при возглашении «Господу помолимся — Господи помилуй».
* после первого запева на первой и девятой песни канона (исключение — Великий канон на Марьином стоянии);
* в начале утрени (на кафизмах поклоны могут быть уже земными);
* на вечерне в воскресенье вечером (но со « Сподоби Господи » поклоны могут быть уже земными);
* на павечернице вечером в воскресенье (до « Слава в вышних Богу»);
* первые два поклона при благословении и прощении, полагаемых чтецом перед и после чтения ексапсалмов, Апостола, канона на утрене или на молебне и т. п.;
* первые два поклона из трех, полагаемых по вкушении просфоры;



Всегда поклоны бывают земными:

* в приходных и исходных поклонах восьмой поклон (без крестного знамения);
* после «Достойно» и задостойников, если молятся не за трапезу;
* при целовании иконы или Евангелия (на утрене); при этом священнику и друг другу кланяются без крестного знамения;
* последний поклон при пении «Честнейшую херувим» перед 9-й песнью канона;
* первый и последний поклон на величании (на утрене);
* третий поклон во время великого выхода на литургии (между первой и второй частью Херувимской песни);
* на «Изрядно» на литургии;
* последний поклон (из двенадцати) в начале келейного правила;
* третий поклон при благословении и прощении, полагаемый чтецом перед и после чтения ексапсалмов, Апостола, канона на утрене или на молебне и т. п.
* третий поклон, полагаемый по вкушении просфоры;
* при священническом и архиерейском благословении, а также при архиерейской службе в то время, когда архиерей осеняет молящихся дикирием и трикирием (например, когда поют «исполла эти деспота»); поклоны здесь совершаются без крестного знамения.

Кроме того, существует ряд частных случаев, когда полагаются земные поклоны, например, как сказано выше, в конце икоса «аще кто не поклоняется Богородицыне иконе, анафема да будет», после слов «радуися Еяже ради покланяемся Творцу» (канон Богородице акафисто) и др.

Как бы застыв в великом земном поклоне, (главы с колени преклоньше на землю) положено выслушивать (или читать) прощение («Прости мя отче святыи...» и «Ослаби, остави...») а также молитвы на вечерне в день Пятьдесятницы.

В Великий пост порядок службы изменяется, добавляются и такие поклоны, которых не бывает в другие дни, например, после молитвы «Царю небесныи», на тропарях часов, на литургии преждеосвященных Даров и, конечно, на каждой великопостной службе полагаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

Прочие поклоны в церковной службе бывают как земными, так и поясными, в зависимости от дня. Поясными они бывают каждую субботу (кроме великой) и каждое воскресение года, а также от светлой утрени до недели всех святых и от Рожества Христова до крещенского сочельника. В большие праздники эти поклоны всегда поясные, в малые — могут быть поясными и земными, и здесь уже лучше сверяться с уставом.