Искусство и стратегия спокойной и уравновешенной жизни

Раздел где обсуждают различные энергетические практики. Рейки, Биоэнергетика, Йога, Медитации, Хаосизм
Ответить
Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 13 сен 2018, 13:55
Репутация: 78

Искусство и стратегия спокойной и уравновешенной жизни

Сообщение Николаев Игорь » 27 фев 2022, 21:35

Искусство спокойной жизни
В ПРЕДЫДУЩИХ главах были описаны практические приемы для более спокойной и счастливой жизни. В этой заключительной главе излагается стратегия их применения и дается представление о вероятных установках, психологии, философии и мировоззрении мужчины или женщины, реализующих осознанную жизнь.
СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ
Искусство спокойной жизни основано на практике техник общего расслабления и сидячей медитации, а также на применении мышечного расслабления (дифференциальной релаксации) и внимательности (подвижной медитации) в активной повседневной жизни. Обычное бодрствующее сознание станет более расслабленным и уравновешенным благодаря ежедневному использованию вышеупомянутых техник, при этом будут действовать как непроизвольные, так и добровольные влияния. Спокойное отношение к себе возникает как результат воздействия техник расслабления и спокойствия на эмоции, мышление и нервную систему. Они также могут быть культивированы в результате сознательного решения, основанного на их самоценности.
Примером непроизвольного влияния является то, как выверенная внешняя поза стремится сформировать гармоничную внутреннюю позу. Отношение - это внутренняя позиция, направленная на мир, других людей и самого себя. Осанка - это не просто сбалансированное положение конечностей и туловища, но, как говорит нам Краткий Оксфордский словарь, "осанка, положение тела или ума; состояние, состояние". В словах "осанка" подразумевается целый образ жизни - осанка в позе, а также осанка при стоянии, сидении и действиях. Поза - это позиция, которую мы занимаем по отношению к миру и другим людям.
Когда тело находится в равновесии, тогда его можно легко и естественно использовать в работе и в игре, в поднятии и в переноске, в ходьбе и в беге, в вождении автомобиля и в родах. Волевой аспект - это когнитивный фактор выбора правильных действий для сохранения энергии и использования минимальных усилий для достижения максимального эффекта.
Расслабленные мышцы и расслабленное отношение в сочетании друг с другом повышают легкость и удовольствие от жизни дома, работы и игры. Больше энергии доступно для использования и используется более экономно и в то же время более показательно. Здоровье улучшается, и вы не станете типом личности, склонным к серьезным заболеваниям - сердечным приступам, нервным срывам, раку и стрессовым заболеваниям. Спокойная жизнь - это стратегия выживания.
Расслабленное отношение к жизни снимает стресс, вызванный великими современными факторами - конкуренцией, сложностью и переменами. Достижениями наслаждаются ради них самих, а крысиные бега оставляют крысам; сложность считают интересной, а не подавляющей, а перемены принимают как закон жизни, без которого не было бы ни застоя, ни разнообразия, ни роста, ни дня и ночи, ни времен года. ... короче говоря, немыслимый, однообразный и разрушающий душу мир.
Когда расслабленная жизнь станет реальностью, отпадет необходимость в химических средствах для расслабления, таких как транквилизаторы, наркотики, табак и алкоголь - хотя пивом и вином можно наслаждаться ради них самих. Вы обнаружите, что многие вещи делаются и наслаждаются ими ради них самих.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И СВОБОДА
Установки важны, поскольку они определяют эмоции и поведение. Влияние психофизической релаксации, позы, дыхания и медитации формирует установки и способствует признанию их самоценности. Установки можно выбирать, а выбрав, действовать в соответствии с ними: они формируют образ жизни. Выбор может быть сделан на рациональных и, более того, здравых основаниях. Мудрость определенных установок может быть достигнута путем спокойного созерцания того, о чем идет речь, с учетом широкой перспективы.
Целью осознанного образа жизни является большая свобода на всех уровнях существования - физическая свобода через снижение напряжения и повышение самообладания, эмоциональная свобода через снижение тревожности и эгоцентризма и большее доверие к жизненному потоку, а также ментальная и духовная свобода через большую открытость к бытию и широкое расслабленное отношение.
Удивительно, как многого можно достичь, если в течение всего дня часто иметь в виду сознательную цель - отпустить себя, открыться, стать более расслабленным и уравновешенным физически и ментально - при наличии знаний и техник, подкрепляющих эту цель.
ЮМОР РАССЛАБЛЯЕТ
Промахи в мышлении и поведении следует высмеивать с добрым юмором и принимать к сведению их уроки. Легкий юмор по отношению к себе, другим людям (наиболее частая причина напряжения) и миру в целом - это расслабляющий штрих.
Недостатком большинства религий является отсутствие юмора. Исключение составляют даосизм и дзен, которые полны здорового смеха - больше всего над Великой Космической Шуткой.
Посетителям, приходящим в дом Зигмунда Фрейда, не предлагали выпить, но рассказывали еврейский анекдот. По словам Фрейда, эффект был тот же - посетитель расслаблялся и успокаивался. И шутки ничего не стоили!
Когда ситуация становится слишком напряженной, слишком напыщенной или слишком торжественной, юмор разрушает ее и вызывает смех. Эдвард де Боно говорит, что юмор - более значимый процесс в человеческом разуме, чем разум, потому что он позволяет нам переключаться с одного взгляда на вещи на другой. Это и есть способ творческого мышления.
СПОКОЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Юмор меняет шаблоны мышления и стимулирует новые идеи; это инструмент расслабленного или даосского мышления. Расслабленное мышление является антижестким и антидогматическим, оно вносит прерывистость, юмор, игривость, чувства и новые углы подхода к проблемам. Латеральное мышление Эдварда де Боно - это мышление такого типа. Объединение случайных и маловероятных идей - это веселый инструмент для творчества, в котором дети часто бывают очень хороши.
ЗАНЯТОСТЬ ДОСУГА
Утонченный человек, скорее всего, будет стремиться к наиболее глубокому удовлетворению от досуга, но при этом может быть способен на безрассудство и легкомыслие. Он или она получает удовольствие, погружаясь в творчество, которое может принимать различные формы. Было бы бессмысленно пытаться описать виды деятельности, их так много, и они так сильно зависят от образования и культуры, интроверсии и экстраверсии и так далее.
Стоит отметить, что когда весь человек целиком отдается какой-либо деятельности, это приносит удовлетворение и энергию.
ЧУВСТВО К ПРИРОДЕ
Особое чувство к природе является естественным развитием осознанной жизни и выражается в созерцании: остановитесь, посмотрите и послушайте. Особое внимание уделяется значению стихий - земли, воды, воздуха и огня. Это чувство к природе можно назвать даосским.
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Наслаждение значимостью природы происходит из жизни ощущений, из непосредственного восприятия и прямого опыта. Следует четко понимать различие между вербальным, рефлексивным уровнем опыта и невербальным, "голым" опытом внимания. Наша вербальная, концептуальная картина мира не должна накладываться на чувственный опыт жизни, иначе жизнь станет скучной и банальной. Если выпить чашку чая с полным вниманием, то это простое действие приобретет смысл. Эволюционное развитие корковых процессов не должно лишать жизнь конкретной реальности и удовольствия. Чувствовать дождь на своем лбу - это важно. Также как и смотреть на море, есть яблоко и пить бокал вина.
От прямого осознания постоянного потока чувств и ощущений можно отказаться только ценой потери здоровья, утраты чувства реальности и отчуждения от Природы, которая породила нас, как дерево порождает листья. Мы являемся частью космического танца, хотим мы этого или нет. Отказаться от этого невозможно, разве что покончить жизнь самоубийством.
Непосредственное восприятие - это искра мистического просветления, которую не заменит библиотека словесных размышлений. В дзэн это ярко выражено. Дзен ничего не отрицает, - писал Р. Х. Блит, - в нем нет ничего негативного, но он говорит: "Остерегайтесь абстракций!". Когда один монах спросил Фу-кэцу, как выйти за пределы относительного мира, где можно говорить и молчать, ответ последовал незамедлительно:
Я всегда думаю о Ко-Нане в марте;
Куропатки щебечут среди душистых цветов.
ТОНКИЕ ВЛИЯНИЯ
Практика обнаружения тонкого напряжения в мышцах должна быть расширена до обнаружения всех тех больших и малых вещей, которые вызывают психическое напряжение.
Пианист Святослав Рихтер считает, что голубой и серый цвета, доминирующие в оформлении концертного зала, приводят его в наиболее коммуникабельное настроение. Все мы - художники жизни и должны быть чувствительны к влиянию цвета в нашей жизни, который является лишь одним из многих факторов, влияющих на напряжение и расслабление. Чем больше мы их осознаем, тем более творчески мы можем подходить к жизни.
ПЛАТО СПОКОЙСТВИЯ
Эта книга посвящена практическим техникам, которые влияют на чувства, мышечный и психический тонус и состояние сознания. Вы должны обнаружить, что душевное спокойствие может быть достигнуто и поддерживаться, как бы скользя по воздуху, независимо от обычных превратностей жизни.
Отношение к жизни - подкрепленное психофизической подготовкой - делает спокойствие возможным. Спокойное, расслабленное, открытое отношение к жизни меняет мир к лучшему. Андре Моруа очень хорошо объяснил важность внутренней позиции, когда написал: "Не события и не вещи, которые человек видит и которыми наслаждается, порождают счастье, а состояние души, которое может наделить события своим собственным качеством, и мы должны надеяться на продолжительность этого состояния, а не на повторение приятных событий".
Вы можете не только надеяться на то, что это состояние возникнет и сохранится - вы можете культивировать его и научиться поддерживать его. Чтобы познать чистейшее счастье скользящего типа, которое является безмятежностью, необходимо глубочайшее расслабление. Вам нужно отпустить тревогу и недомогание, которые мешают осознанию (памятованию) бытия.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ: ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ
Человек, живущий спокойной, наполненной жизнью, скорее всего, проявит определенные черты характера и поведения, для адекватного описания которых потребуется целая книга. Некоторые из этих характеристик уже упоминались - например, особое чувство к природе и чувство юмора. К другим относятся: терпимость; широкие нежесткие, нефанатичные убеждения; любовь ради нее самой; признание красоты, как в природе, так и созданной художником, поэтом или композитором; признание вещей ради них самих, а не ради того, что эго может получить от них; забота о том, чтобы быть, а не становиться, и о том, чтобы быть, а не иметь - характеристика, в которой сегодня так нуждается мир и которая хорошо рассмотрена Эрихом Фроммом в книге "Иметь или быть"; не быть одержимым материальными благами, но не выпадать из общества; не быть толкаемым или тянущим, не быть побуждаемым, свобода от обусловленности; не вмешиваться, позволять быть, но при этом быть ответственным и заботливым (внимательно смотреть и слушать, помнить о чувствах и потребностях других людей).
Характеристики, которые я ожидал бы найти у людей, ставших экспертами в релаксации и самообладании, перенесенных в структуру личности и текстуру жизненного опыта, в общем и целом являются теми, которые описаны Абрахамом Маслоу (умер в 1970 году) как принадлежащие мужчинам, женщинам и детям, явно находящимся в процессе актуализации своего потенциала роста. Маслоу назвал этот процесс самоактуализацией.
В 1939 году Курт Гольдштейн использовал термин "самоактуализация" для объяснения того, как солдаты с травмами мозга реорганизуют свои способности после травмы. Другие названия тенденции к психологическому здоровью человека, более или менее синонимичные самоактуализации, - это рост, самореализация, саморазвитие, индивидуация и автономия. Это термины, используемые психологами гуманистической психологии, психологии третьей силы - двумя другими силами являются фрейдизм и бихевиоризм.
Маслоу был пионером новой силы в психологии, которая прочно утвердилась к концу 1960-х годов, имея большую литературу. До этого психология в основном изучала психические заболевания; гуманистическая психология рассматривает главным образом психологическое здоровье. Книга Маслоу "К психологии бытия" (Toward a Psychology of Being, 1962) имела огромный для книги такого типа сбыт. В своем предисловии ко второму изданию Маслоу сказал, что
Третья психология теперь является одной из граней общего Weltanschauung, новой философии жизни, новой концепции человека, начала нового века работы. . . . Она помогает сформировать образ жизни не только для самого человека в рамках его личной психики, но и для того же человека как социального существа, члена общества.
Тот "образ жизни", который описал Маслоу, по большому счету является тем, что я имею в виду под "осознанной жизнью". Если я говорю, что это обновление старого китайского философского даосизма в свете современных психологических исследований, я не думаю, что форсирую события - Маслоу сам часто использовал слово "даосский" для описания характеристик самоактуализирующихся людей.
Эти характеристики здоровых людей проявляются, когда удовлетворены основные потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважении и самоуважении. Эти психологически здоровые люди обладают повышенной спонтанностью, отстраненностью, автономностью, жизнеутверждением, принятием себя, других людей и природы, креативностью, чувством реальности, способностью любить и эго-трансцендентностью. У них, как правило, больше пиковых переживаний.
Самоактуализирующимся людям не хватает силы эго, но они могут быть самозабвенными в работе, игре и межличностных отношениях - "поглощенность восприятием, деланием, наслаждением, творчеством может быть очень полной, очень интегрированной и очень чистой". Они могут не быть социально замкнутыми, но они знают, как получить обогащение от периодов одиночества. Если ненадолго перейти к психологии Карен Хоуми, то они не вынуждены ни отдаляться от людей, ни двигаться к ним или против них. Они не принуждаются ни в каком направлении, будучи устойчивыми к инкультурации и не так подвержены влиянию условий, как другие люди. Они могут быть нетрадиционными, когда хотят, но чаще всего легко вписываются в общество, в котором живут.
Они обладают большой способностью к любви, но, похоже, нуждаются лишь в малом ее количестве в ответ. И теперь мы переходим к близости людей, мотивированных на рост, "к сфере Бытия... этой области, которая видна смутно, но, тем не менее, имеет несомненную основу в реальности". Маслоу противопоставляет D-любовь (любовь к недостатку) и B-любовь (любовь к бытию). Первая подобна дыре, которая должна быть заполнена, а если она не заполнена, это приводит к болезни. Когда потребности дефицита удовлетворены, высшие качества существа имеют тенденцию актуализироваться. Бытийная любовь бескорыстна, потому что ею не движет потребность в дефиците; она не является собственнической, ею наслаждаются ради нее самой и никогда не насыщаются. Она обладает качествами эстетического или мистического пикового переживания.
ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Есть самоактуализирующиеся люди, у которых нет пиковых переживаний, или, по крайней мере, пиковые переживания не имеют выраженной интенсивности. Маслоу упоминал в этой связи Элеонору Рузвельт. Но у большинства здоровых самоактуализирующихся людей пиковые переживания случаются чаще и имеют большее значение. Они бережно относятся к этим вспышкам восторга и значимости как к осязаемым ценностям, которые делают жизнь достойной.
Маслоу говорил, что люди, переживающие пиковые переживания, "на время становятся самоактуализаторами". Эти моменты восторга, счастья, экстаза и эго-трансценденции являются здоровыми. Они часто связаны с созерцанием природы, прослушиванием музыки, рассматриванием картин, чтением поэзии, религиозными чувствами, сексуальной любовью, родительской любовью и океаническим чувством единения со Вселенной или универсальным Бытием. Опыт дзенского "пробуждения" (сатори или кеншо) обладает всеми характеристиками чрезвычайно мощного пикового переживания.
Регулярная практика глубокой релаксации и медитации, а также культивирование осознанной жизни предрасполагает людей к получению более ярких переживаний и самореализации.
Пиковое переживание характеризуется тем, что Маслоу называет В-познанием (познание Бытия). Имеет место тотальное внимание: то, что видится, воспринимается так, как будто это все Сущее. Люди воспринимаются как уникальные личности. Один из факторов связан с нашим предыдущим обсуждением привыкания. Повторяющееся В-познание делает восприятие богаче; прекрасные вещи нравятся все больше и больше; люди нравятся все больше и больше. В противоположность этому, когда восприятие основано на тревоге или обусловлено недостатком, первый просмотр удовлетворяет потребность. Самоактуализаторы делают и наслаждаются вещами ради них самих. Пиковый опыт самооценивается: это конечный опыт, а не средство для достижения цели. Оно оправдывает жизнь.
В пиковом переживании, будь то религиозный, философский, эстетический, творческий или сенсорный восторг, присутствует чувство удивления, получения, "осознания без выбора", отсутствия желаний, отпускания и раскрытия. В то время как обычное познание утомляет, познание Бытия не требует усилий и освежает.
ЦЕННОСТИ БЫТИЯ
Эти ценности самоактуализатора - те, которые я бы снова ассоциировал с людьми, продвинутыми в осознанной жизни: целостность, живость, простота, истина, красота, доброта, непринужденность, простота и самодостаточность. Эти ценности в опыте сливаются друг с другом.
В пиковом переживании противоположности разрешаются - инь и ян, женское и мужское, тьма и свет и так далее. Это и есть даосский опыт.
В пиковых переживаниях возникает ощущение присутствия вне времени и пространства. Это переживание единства, потока и вневременности. Это верно для любого сильного опыта прямого восприятия, когда вербализованное понятие объекта не путается с реальностью объекта. Именно тогда, когда мы начинаем думать и вербализировать, мы вводим время и пространство, рождение и смерть, начало и конец. Вербальный уровень абстрагирования имеет свое место, но большинству из нас не мешало бы уделять больше времени невербальному уровню. Великие вопросы о смысле жизни и так далее не имеют ответов на своем вербальном уровне. Но на непосредственном невербальном уровне жизнь становится, по словам голландского философа Ван дер Леува, не проблемой, которую нужно решить, а тайной, которой нужно наслаждаться.
ПРОЖИВАНИЕ НА ПЛАТО.
Помимо того, что Маслоу писал о пиковых переживаниях, он писал о "жизни на плато", и это имеет отношение к любой концепции осознанной жизни. Со временем, а для многих людей это может быть удивительно короткий срок, если вы будете следовать практической программе этой книги, вы сможете поднять свой общий жизненный опыт до уровня благополучия, который когда-то мог быть уровнем незначительного пика. Временами вы все еще можете испытывать тревогу, страх, гнев, ненависть, зависть и другие негативные и потенциально опасные эмоции, но они становятся более редкими, а их воздействие смягчается. Если смотреть на такие эмоции с пристальным вниманием, они вскоре исчезают. Ваши взлеты уже не так контрастируют с падениями, и вы живете почти с постоянной невозмутимостью.
Маслоу не верил, что пиковое переживание может быть получено по желанию, а лишь достигнуто опосредованно - например, через преданность какому-то жизненному интересу. Существует два вида пиковых переживаний - те, которые сопровождаются чувством захватывающего возбуждения (забитый победный гол, видение забитого гола, Ницше на горе во время бури), и те, которые глубоко расслабляющие, тающие, мирные. Существует также опыт плато, который не является кратким и парящим, как опыт пика, а имеет шубертианскую "небесную длину", безмятежен, ровен и приносит только удовольствие. Маслоу приводит пример матери, спокойно наблюдающей за игрой своего ребенка, или пожилого человека, созерцающего море и знающего, что его прибой будет продолжаться вечно, в отличие от его собственной жизни.
Маслоу писал, что в отличие от переживания пика, переживание плато часто может быть вызвано по желанию, после терпеливого выращивания и обучения.
В культивировании переживания плато неоценимую помощь окажет практика голого внимания. Многие люди учатся вызывать этот опыт, слушая определенную музыку или читая определенную поэзию. Созерцание природы, вероятно, является наиболее универсальным средством для получения опыта возвышенной безмятежности.
Японская чайная церемония - это формальное упражнение в переживании плато, а переживания плато ожидают человека, который культивирует в себе чувствительность к прелестям искусства и поэзии дзен.
Даосское, чаньское и дзенское искусство уравновешивает форму и пустоту таким образом, чтобы мы осознали бесконечность и заставили замолчать наше эго. Формы возникают (рождаются) из пустоты. Ощущение пустоты, бесконечного пространства, является основным фактором в чувстве расслабления, которое мы получаем от этого искусства. Черно-белая живопись тушью или сдержанное использование акварели создает настроение прямоты и простоты. Также часто присутствуют беззаботность, бесцельность и юмор. В искусстве дзен появляются бродяги и плуты. Алан Уоттс писал в книге "Путь дзен", что "бесцельная жизнь - это постоянная тема дзенского искусства всех видов, выражающая внутреннее состояние художника, который никуда не идет в безвременье".
Состояние "отсутствия ума" и бесцельности выражено в искусстве Чань и Дзен, как и даосский дух у-вэй - в данном случае "рисовать, не рисуя".
У японцев есть слова, которые невозможно перевести, чтобы описать тонкости реакции на бесцельные моменты жизни. Есть четыре основных настроения, называемых фурю, для которых возможны лишь приблизительные толкования. Саби - это настроение одиночества, возникающее в одиночестве при наблюдении за тихим падением снега; ваби - это настроение нежной грусти, возникающее при виде обычных вещей в их "идеальности"; осознание - это своего рода ностальгия по когда-то любимым вещам, которые ушли из жизни; и югэн - это чувство необычности и таинственности, которое возникает при виде тумана над морем или холмами в сумерках.
Изучить нюансы реакции дзэн на колебания настроения природы - значит осознать собственную слепоту и глухоту к настроению. Но эту чувствительность, как и сам опыт плато, можно культивировать.
Качества, присущие искусству дзен, можно найти и в поэзии дзен. Короткое, семнадцатисложное хайку улавливает мгновенную сущность живого момента так же точно и осмысленно, как Анри Картье-Брессон улавливал "решающий момент" своей миниатюрной камерой. Живой момент в его "таковости" - тема как искусства дзен, так и поэзии дзен. Человек расслабляется, замирает, открывается и принимает их воздействие напрямую, немедленно реагируя на них. Алан Уоттс отмечал, что в хайку тишина играет ту же роль, что пустое пространство в искусстве дзен.
Хайку лишь иногда явно поэтичны. Они часто изображают обычные вещи, но каким-то образом наполняют их смыслом.
Как можно объяснить эффект Бусона
Опавшие листья!
Когда ветер дует с запада
Они собираются на востоке.

Поэт полагается на чувство читателя к природе и осени. Возможно, также на чувство к естественному порядку, принятие которого представляет собой истинную свободу - такое чувство, которое дало Д. Т. Судзуки его величайшую глубину осознания при мысли о дзэнской фразе "локоть не сгибается наружу".
Поэт дзен предоставляет голые факты, являющиеся результатом голого внимания, а мы предоставляем остальное через нашу реакцию. Эрнест Хемингуэй в своей прозе добивался подобных эффектов с помощью аналогичных средств. Прочитайте, например, концовку романа "Прощай, оружие", начинающуюся со слов: "Я вошел в комнату и оставался с Кэтрин, пока она не умерла...". Проза Хемингуэя заставляет нас разделить пристальное внимание рассказчика романа. Конечно, "искусство, скрывающее искусство" заключается в выборе слов и их расположении.
Профессор Р. Х. Блайт, авторитет в области истории хайку, смог написать объемный труд "Дзен в английской литературе и восточной классике", хотя он и не включил в него Хемингуэя.
Маслоу знал, что некоторые мистики, получив озарение через пиковый опыт, способны жить на высоком уровне плато унифицированного сознания. В литературе по мистицизму есть об этом рассказы. В дзен и других восточных мистических дисциплинах просветление не считается действительно стоящим, пока оно не осветило повседневное сознание своим качеством и проницательностью.
Этапы обучения дзэн представлены известным набором картинок - "Десять картинок с быком", которые восходят к китайским источникам. Вол - это опыт просветления, когда человек видит свою истинную природу. Различные этапы поиска вола, обнаружения его следов, мельком увиденного вола, поимки вола, укрощения вола и т.д. завершаются десятой картиной, на которой мужчина босой и с голой грудью, широко улыбаясь, смешивается с обычными людьми на рынке. Он несет кувшин со спиртным, чтобы поделиться с другими. Для него горы снова стали горами, а реки - реками. Интересно сравнить расслабленный беззаботный дух просветленного человека дзэн с набожностью некоторых святых других духовных традиций.
ФИЛОСОФИЯ РЕЛАКСАЦИИ
Большинство элементов дзен, которые интересуют нас в связи с осознанной жизнью, были вкладом даосизма в буддизм Чань. Когда буддизм был перенесен из Индии в Китай, он приобрел непосредственный и конкретный характер благодаря контакту с практичным, реалистичным умом китайцев. Это был буддизм Чань, который в Японии называли дзен-буддизмом. Чань и дзен оба означают "медитация" и происходят от санскритского дхьяна.
В сборнике работ Абрахама Маслоу, опубликованном под названием "Дальние рубежи человеческой природы", даосизм упоминается на тридцати трех страницах, а дзен - на семи. Характеристики и ценности самоактуализаторов очень похожи на даосские. Он призвал ученых и терапевтов к более даосской позиции - не вмешиваться, не контролировать, не осуждать, внимательно прислушиваться к тому, что говорят природа и люди. Пациентам следует показать, как помочь самим себе. Он противопоставлял классическую научную объективность даосской объективности, которую он называл "знанием любви".
Вера Маслоу в самооправдывающуюся истинность и здоровый характер ценностей Бытия привела его к предложению изменить обычную процедуру оценки отношений и ценностей по авторитету религии. Вместо этого, предложил он, попробуйте судить о ценности религии по тому, насколько она воплощает Бытийные ценности. В-ценности определяют "истинную" или функциональную, пригодную для использования, полезную религию", - писал Маслоу. Этому критерию сейчас, вероятно, лучше всего отвечает сочетание дзен, даосизма и гуманизма".
Религиозный даосизм плохо справился бы с тестом Маслоу - но философский даосизм получил бы высшую оценку. Когда Маслоу столько раз использовал эпитет "даосский", он имел в виду именно философский даосизм Лао-цзы, Чуан-цзы и Ли-цзы. Их философия - это философия расслабления, а их книги - это вдохновение для людей, стремящихся жить по уму. Даосская религия привнесла алхимию, магию, поиски эликсира бессмертия, упражнения на долголетие и другие вещи, в которых философствующие даосы либо не были заинтересованы, либо не одобряли их. В дальнейшем при любом упоминании даосизма я буду ссылаться на философский даосизм.
Самым известным его произведением является "Дао дэ цзин" (произносится как "доу" (в смысле вдовствующий), "дир" (в смысле грязный) и "цзин" (в смысле джинго). Его авторство приписывают Лао-цзы, старшему современнику Конфуция, хотя некоторые современные ученые оспаривают это, утверждая, что это гораздо более позднее собрание даосских изречений. Работа отличается единством стиля и мысли, что указывает на то, что она была написана одним человеком.
Философствующие даосы выступали против основных причин беспокойства и напряженности у современных людей, как и у китайцев их времени: жажды власти, материальных благ, богатства, успеха, похвалы, публичности и насилия по отношению к себе и другим. Они выступали против цепляния за устоявшиеся мнения, самоутверждения и исповедуемой морали. Почему-то многие люди считают, что если убрать все эти вещи, то ничего не останется, человек превратится в пустую оболочку. Даосы говорили, что в жизни остается все самое лучшее: мир природы, искусство, в котором художник является каналом для выражения Дао, все удовольствия физической жизни и ощущений, общение и любовь. Прежде всего, они рекомендовали жизнь созерцания и течения с Дао.
Дао обычно переводится как "Путь", хотя в даосской литературе это слово часто используется в значении "природа". Таким образом, жить в соответствии с Дао - значит жить в гармонии с природой и естественным порядком. Это путь плыть по течению жизни, не принуждать, открыто существовать. Лао-цзы любимым образом Дао была вода, которая приспосабливается к любому месту и не презирает низину.
В "Дао дэ цзин" (глава 8) мы находим:
Величайшая добродетель подобна воде: она хороша для всех вещей.
Он достигает самых труднодоступных мест без борьбы.
Поэтому он подобен Дао.
Он обладает свойством приспосабливаться к своему месту.
Он добродетелен, как сердце, благодаря своей глубине.
Это добродетель, подобная речи, когда человек верен.
Он добродетелен, как правительство в регулировании.
Он добродетелен, как слуга, в своих способностях.
Это добродетель, как действие по сезону.
А поскольку он не стремится, у него нет врагов.

(тр. У. Г. Олд)
Чуань-цзы рассказывает о старике, который проплыл под катарактой и вышел невредимым. На вопрос, как ему это удалось, старик сказал:
У меня нет возможности сделать это. Сначала было мое первоначальное состояние, затем привычка, перерастающая в природу, и, наконец, покорность судьбе. Погружаясь в воду с водоворотом, я вынырнул с водоворотом. Я приспосабливаюсь к воде, а не вода ко мне. И поэтому я могу справиться с ней таким образом. . . . Я родился на суше... и приспособился к суше. Таково было мое изначальное состояние. Выросший на воде, я приспособился к воде. Вот что я имел в виду под природой. И делать то, что я делал, не осознавая никаких усилий для этого, - вот что я подразумевал под судьбой". (перевод Г. А. Джайлса)
Послание Лао-цзы, Чуан-цзы и Ли-цзы одинаково: все вещи объединены в Дао, отдыхайте в гармонии со Вселенной.
Книги Чуань-цзы и Лие-цзы, написанные, вероятно, в пятом и четвертом веках до нашей эры, можно рассматривать как комментарии к "Дао дэ цзин", которое переводилось чаще, чем любое другое произведение, за исключением Библии. Архаичный китайский язык, с которого она переведена, допускает множество толкований, что является частью ее очарования. Если вы любите "Дао дэ цзин", как многие люди любят и делали это на протяжении многих лет, вы не устанете читать разные переводы. Во всех них произведение накладывает свое заклинание, вдохновляет людей отпустить себя на водный путь природы. Эта книга, состоящая из восьмидесяти одной короткой главы и чуть более 5000 слов (или иероглифов), на протяжении примерно 2500 лет оказывала большое влияние на китайскую мысль и культуру, а через буддизм Чань - на японскую культуру.
Существует несколько интересных параллелей между "Дао дэ цзин" и Новым Заветом. Холмс Уэлч в книге "Расставание на пути" перечисляет пятнадцать параллелей.
Даосский принцип у-вэй (произносится "ву-вей"), или "бездействие", не означает, что человек должен по возможности ничего не делать. Это значит не принуждать, не идти против зерна (ли) или естественного течения. Это значит работать с жизненной силой - работа против естественного порядка приносит неприятности, как это обнаружил человек в вопросах экологии. Форсирование против течения приводит к нездоровью и несчастью. У-вэй - это стиль жизни последователя Дао. Это опускание для покорения, как, скажем, пружинистая ива под грузом снега, так что снег соскальзывает с нее. Сосновая ветка, напротив, жесткая, не поддается и ломается под тяжестью снега.
Дао дэ цзин, 76:
При рождении человек податлив и нежен, но после смерти он становится жестким и сильным.
Так же обстоит дело и со всем остальным.
Деревья и растения в начале своего роста податливы и мягки, но в конце они увядают и становятся жесткими.
Таким образом, жесткость и сила являются спутниками смерти, а мягкость и нежность - спутниками жизни.

(тр. У. Г. Олд)
Опытный боксер уклоняется от удара, опытный яхтсмен подрезает паруса по ветру. В дзюдо уступка приводит к свержению противника, который становится жертвой собственного импульса. Хотя усилия могут быть приложены, они делаются в нужное время. У-вэй - это умелое использование своей энергии, усилие, соединенное с эффективным временем. В этой своевременности и заключается секрет мастерства ремесленника, а также танцора или спортсмена. В даосской и дзэнской литературе приводится множество примеров того, как правильный ментальный настрой сочетается с физическими навыками в творчестве плотника, мясника, колесника и так далее.
Есть и когнитивный фактор: эксперт в у-вэй использует свой интеллект, чтобы увидеть самые простые и в то же время самые эффективные способы делать вещи, будь то пилка дров или управление государством. Лао-цзы советовал правителям управлять государством так, как готовят мелкую рыбу - не спеша. Он также видел мудрость в небольших единицах для хорошего управления - концепция "малое прекрасно".
Дао дэ цзин можно интерпретировать на нескольких различных уровнях. Это трактат о мистической мудрости, о правлении, об экологии; книга натурфилософии; и руководство по осознанной жизни, самое древнее и вдохновляющее. Основная техника, которую дал Лао-Цзы, - это то, что дается в этой книге на физическом и психологическом уровнях - отпускание. Отпуская, независимо от того, принадлежите ли вы к Востоку или к Западу, вы обретаете настоящее расслабление и душевный покой.
Ученик учится ежедневным приращением,
Путь обретается ежедневными потерями,
Потеря за потерей, пока, наконец, не придет покой.

Следование Дао - это нежное искусство жизни в состоянии равновесия, благодаря которому обычная жизнь превращается в поток без усилий и постоянный праздник. Чуань-цзы писал об этом освобождении от психофизического напряжения, об опустошении "я":
Для того, кто не пребывает в себе, формы вещей проявляются как они есть. Его движение подобно движению воды; его неподвижность подобна неподвижности зеркала; его отклик подобен эху. Его разреженное состояние делает его как бы исчезающим совсем; он неподвижен, как чистое озеро, гармоничен в своей связи с другими. . . .

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Энергетические практики»