Кельтская мифология. Краткая история короля Артура.

Вероучение, традиции, практика
Ответить
Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 02 май 2016, 14:54
Репутация: 4
Пол:

Кельтская мифология. Краткая история короля Артура.

Сообщение Meliant » 06 окт 2016, 20:59

Легенда о короле Артуре.

Рождение Артура
Итак, рождается Артур в местечке Тинтагель, что в графстве Корнуолл. Сейчас там лишь руины замка, одноименная деревенька современного типа, да витающее в воздухе туристическое любопытство.
В VI веке, однако, в этом еще вполне себе величественном замке проживал некий герцог Горлоис с супругой. Игрэйн была столь прекрасна, что сам король Британии Утер Пендрагон не устоял перед ее чарами. Чтобы насладиться любовью прелестной Игрэйн, Утер обращается к Мерлину с просьбой о помощи. Мерлин помогает королю проникнуть в покои барышни, придав ему облик супруга-герцога. Взамен же волшебник, в лучших традициях жителей Зеленых Холмов, просит отдать ему на воспитание младенца, когда тот родится. В этом месте легенды мы с вами остро чувствуем дыхание старых британских сказок, близость Ирландского залива и поистине эльфийское коварство. Был ли Мерлин одним из них?
Пока мы тут размышляем – прошло несколько лет. Утер Пендрагон погиб (еще бы, заключившие сделку с эльфом долго не живут), а страна погрузилась в хаос и смуту. Юный же Артур согласно договору воспитывается Мерлином и сэром Кеем (сэром Эктором во французских интерпретациях). Пока все более или менее ясно и прозрачно.

Восхождение на престол
Далее же начинается совершеннейшая нелепица, если верить труду сэра Томаса Мэлори. Прошло 20 лет. Мерлин, который суть маг и олицетворение мистических сил бриттов, кельтов и иже с ними, вместе с епископом Кентерберийским проводит в Лондоне языческий обряд. Внезапно как-то, не правда ли? Что вообще епископ Кентерберийский делал в начале VI веке на островах бриттов? На них бушуют варварские войны между коренными племенами и захватчиками, а должность архиепископа Кентерберийского появится аж в 597 году. Артур же согласно хронике Лландафа коронован был в 506 году. Можно допустить, конечно, что некий абстрактный епископ, явно человек вольных взглядов, а может быть и по поручению самого Папы, решил посетить мероприятие как и поучаствовать в его организации.
Итак, что же задумали господин Мерлин и епископ?
Чтобы выбрать достойного короля, они предложили рыцарям извлечь меч из камня. Это древний обряд, история которого уходит далеко в Железный век. По сути, извлечение меча из камня символизирует процесс изготовления оружия и является немного и немало - поклонением богу войны. Епископ, однако же, с разрешения сэра Томаса Мэлори, а, возможно, что и Гальфрида Монмунтского («История королей Британии», середина XII века) прочел на рукояти меча вполне себе христианское пророчество: «Меч сможет извлечь только истинный король, избранный Иисусом Христом». Иисусом Христом, ребята. Ах да, забыли сказать, что при этом епископ окропил меч святой водой, а дело происходило на церковном дворе собора. Вот такой шедевр компиляции – явное привнесение христианской эстетики поздними авторами в изначально языческую легенду о воинственном вожде. Но из песни слов не выкинешь, Артур-таки достает пресловутый меч из не менее пресловутого камня и именно таким образом становится законным королем. Далее по легенде Артур побеждает в междоусобицах, устраняет прочих претендентов на престол и благополучно воцаряется. Рассказ о междоусобицах выглядит, конечно, тоже несколько инородно.

Женитьба и правление
Время бежит вперед. Король Артур женится на прекрасной Гвиневре, имя которой трактуется как «Белая фея» и имеет с десяток вариаций: Гвенвифар, Джиневра и проч. В XII веке куртуазные французы добавляют в легенду Круглый Стол, который Гвиневра дарит своему мужу в качестве свадебного подарка, дабы его правление было мудрым и справедливым. Мудрый Мерлин, однако, противится женитьбе Артура и покидает королевский двор. Он бродит в лесах и влюбляется в некую Вивиан. Артур тем временем славно правит за Круглым Столом в Камелоте и наносит сокрушительные поражения своим врагам.В одной из битв, общее количество которых двенадцать, Артур теряет свой меч, и Владычица Озера вручает ему Эскалибур, выкованный эльфами. Владычица Озера, кстати, персонаж весьма любопытный. Во-первых, она, конечно же дарительница меча, который после смерти Артура сама же и забирает. Во-вторых, она и есть та самая Вивиан, возлюбленная Мерлина. В-третьих, воспитательница Ланселота. В-четвертых – наставница Морганы и олицетворение женской магии. В разных интерпретациях ее зовут Вивьен, Нимуэ, Ниниана, а также есть версия, что «Владычица Озера» - это свое рода должность Жрицы, которую некоторое время занимала сама Моргана.

Любовный многогранник и его последствия
Кстати о Моргане.
С Морганой у Артура свои непростые отношения. Она его сводная сестра, младшая дочь Игрэйн. Во многих интерпретациях ее образ расходится на два – Моргана и Моргауза. Так или иначе, Артур вступает с ней любовные отношения, и от этой связи рождается Мордред – сын, а одновременно и племянник Артура, но, что гораздо важнее – его будущая погибель. Мордред вырастает и обретается где-то при дворе Артура. Подстрекаемый коварной Морганой, он строит планы мести собственному отцу.Пока Артур всячески поддерживал порядок в стране, воевал этих и тех, и плодил бастардов, угрожающих его будущему, прекрасная Гвиневра решительно отказывалась скучать. Во время одной из прогулок ее похищает злодей Мелегант. Артур, у которого, как мы видим, и без того забот хватало, не очень обдуманно отправляет спасать королеву молодого симпатягу Ланселота. Молодые люди во время этой авантюры влюбляются друг в друга, и в легенде о короле Артуре наступает переломный момент. Артур сломлен двойной изменой, королеве грозит смерть за проступок. Ланселот в пылу сражает собственных друзей. Несчастный преданный король спешит наконец самолично на место действия. Мордред, к этому моменту собравший силы для противостояния, наносит Артуру смертельный удар.
Весьма примечательно в этом отрезке легенды следующее. Какими тайными узами связаны Владычица Озера и Моргана рассмотреть сквозь толщу веков и интерпретаций уже невозможно. Ясно только, что первая воспитала Ланселота, ставшего причиной первой половины трагедии. А вторая родила Мордреда, который успешно трагедию завершает. Коварными женщинами были эти кельтские жрицы, умели и обижаться, и мстить.Что же такого сделал Артур, после чего две ранее благосклонные к нему дамы, вдруг начинают мстить, да еще со всей силой и фантазией? Мы собрали по кусочкам, из разных источников мозаику следующей теории. Гвиневра была христианкой, и постепенно обратила мужа в свою веру. Владычица Озера, даровавшая Артуру меч для защиты родных земель, в том числе и от христиан, наверняка изрядно опешила. А Моргана, кельтская жрица - не была ли их любовная связь попыткой вернуть Артура в исконную веру и отвратить от жены-христианки? Когда же эта попытка провалилась, дамам пришлось признать, что единственный оставшийся выход - убить короля, что они и осуществляют с помощью многоходовой интриги.

Смерть Артура
Однако, вернемся к финалу сюжета. Мордред мертв, Артур смертельно ранен. Эскалибур возвращается Владычице Озера. Гвиневра уходит в монастырь, в котором будет коротать век после смерти мужа. А в погребальной лодке в последний путь Артура провожает именно Моргана, его сестра, его возлюбленная и его враг. Она увозит легендарного короля на Авалон, где тот будет спать до тех пор, пока Британии не потребуется его помощь.

Изображение

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Викканство»