Нет. Сейчас объясню разницу. Как я ее вижу, разумеется.
Это так представляется, на деле же оно иначе идет.
Вот пример с искривлением позвоночника.
Удобно не контролировать себя, заваливаться на парте, носить рюкзак на одном плече, не заниматься спортом, сидеть в офисе как попало, без разминок и растяжек, а спина тем временем искривляется год за годом и к 40-50 годам уже точно кривая, а потом уже начинаются необратимые процессы. И все это превращается в боль и старческие страдания и невозможность выполнять часть действий физически.
Казалось бы, не напрягался в течении жизни по поводу спины, жил как хотел. А оно потом бац и становится серьезной проблемой. А старость может длиться и 10 и 20 и 30 лет.
А если делать усилия? Какой будет результат?
Если регулярно заниматься спортом или йогой и делать упражнения, то в целом, тратя полчаса час в день, мышцы человека будут в тонусе, и спина будет не искривленная, крепкая из-за мышц и в старости будет легче и дольше прослужит.
То есть, получается. С одной стороны легче не делать усилия и не напрягаться со спортом. Но при этом работая в офисе - все знают как устает спина или шея. И потом надо как-то себя разминать, или что-то думать, как снять боль. Или тупо ее терпеть.
Либо лучше принять полчаса час усилий в день - провести тренировку и тогда тело себя лучше чувствует и спина в том числе.
Вот он такой вопрос, стоит ли прилагать усилия к практике? Стоит ли напрягать себя какими-то темами сосредоточения, концентрации, управления силой воли, развитием самоконтроля или не стоит.
Я думаю, что стоит.
Никто не говорит что нужно вести асктетический образ жизни всю жизнь. Но по нескольку дней или на несколько недель аскеза - я считаю что очень полезно. И в христианстве и в исламе есть аскезы связанные с питанием. А в православии есть купание в проруби - это тоже проверка и закалка духа. Потому что человек в общем-то жалеющий себя, свое тело, боящийся - не пойдет нырять. Тут дух нужен и закалка, подгтовка.
Ну и выдержать пост, не есть мясо какое-то время - тоже требует усилия.
Это просто примеры совершаемых аскетических усилий.
И эти усилия, не смотря на логическое противоречие с практикой неделания - они на самом деле укладываются в нее вполне нормально. Когда мы чистим зубы, например, мы это делаем на автомате. Практически процесс идет сам по себе и естественно. Мы это далаем настолько машинально, что может даже чистить зубы еще не проснувшись. Это по сути пример делания в состоянии неделания. То есть, действие может быть совершено, но при этом не требует от нас каких-то психических усилий. Не вызывает и противоречий и напрягов.
Вот, я думаю, что практика медитаций и всяких физических упражнений или упражнений на концентрацию или йогическая практика должна стать чем-то похожим на тот процесс, когда мы чистим зубы. Элемент внутренней гигиены. В некотором роде. И польза есть.
Я по своему опыту считаю, что лучше настроить себя на ежедневные медитации и жить с более легким состоянием не сильно вовлекаясь в переживания и неприятные ситуации, чем не делая медитации, и не проводя никаких регулярных тренировок - ходить и переживать из-за каждой мелочи, раздражаться что- что-то не так.
Вот даже просто физическую тренировку взять. Когда тренируешься регулярно - чувствуешь себя куда лучше, спокойней и приятней, чем когда не тренируешься. Потому что когда не тренируешься накапливается стресс, негатив, и его некуда деть. А избыток энергии куда-то мечется, ему хочется что-то сделать. И в случае конфликтных или неприятных ситуаций этот избыток энергии лезет наружу. Добавляет жара в эмоциональных реакциях, увеличивает их интенсивность.
Поэтому, я убежден, что буддисткие и йогические практики - это рабочие методы для балансировки физических и психических состояний, для того, чтобы как минимум не портить себе жизнь.
А если уж говорить о таких загонах как стремление к власти, деньгам или плотским утехам. То уж тут вообще. Все очевидно. Не контролируя свое эго можно очень сильно запутаться в ложных настройках, шаблонах и привычках.
Легко потерять здоровую жизнь и превратиться в функционера какой-то государственной или бизнес структуры, или стать увлеченным отношениями или разгульной жизнью. Есть такие контингенты людей, которых гонит страсть. А она раз за разом требует больше и больше достижений. Она сама по себе имеет ненасытную природу. И в какой-то момент человек вынужденно приходит к отчаянию, когда доходит до пика своих возможностей.
Но. С поправкой на дхарму. Потому что у некоторых людей дхарма - именно таких функционеров. Но им и буддизм и йога и эзотерика будут до лампочки.
Согласен. Но при этом никто не отменяет усилия по сохранению своего пребывания в потоке. А это опять же регулярные усилия.
Теоретически да. Даже в некотором смысле оно так и есть. Когда ты находишься в контакте с духовным потоком - то у тебя иммунитет некоторый развивается, который тебя энергетически защищает от негатива. Действительно тебе легче и спокойно.В общем, чем выше развитие, тем меньше силового искусственного давления на себя, потому как такое давление возможно нужно в начале, чтобы справиться первично с какими-то своими пороками, потом идет перенаправление и трансформация страсти в другое русло, и она исчезает сама по себе естественным путем, потому что в ней попросту отпадает необходимость по мере развития, она погашается более высокими энергетическими вибрациями и больше не вылазит.
Однако, при этом опасность потери контроля все равно остается. Если прекращаешь практику и у тебя заканчивается этот запас духовной силы, то все пороки и страсти вылазят снова. Это первое.
Вторая опасность - это какие-то непроработаннные кармические участки нашего ума или сознания. Что-то что может нас вывести из равновесия и лишить спокойного состояния. И тогда та сила и энергия которая накопленна у нас, может привести к психическому взрыву, в том случае если какой-то элемент кармы у нас вдруг сработает против нас, тогда и потенциал наш пойдет в негативную реакцию и это может быть очень сильный выброс.
Не все так страшно конечно. Но например, какой-нибудь страх потерять бизнес или страх потерять любимого человека. В случае появления такого сценария человек может просто потерять контроль за собой и уйти в штопор рефлексии, страхов, переживаний, и это может идти долго. Не смотря на то, что человек этот в общем-то неплохо и регулярно практиковал и у него есть какой-то приличный заряд личной силы. Все эти запасы могут потом усилить его страдания от разрыва дорогих отношений или от потери насиженного места.
Ну почему искусственных. Лучше себя приучить держать осанку и укрепить мышцы спины. И потом это станет привычным и естественным.
Так же и с концентрацией сознания и невовлечением ума в эмоциональные реакции. Контролировать ум по началу очень проблемно. А потом при определенном наработанном состоянии уже становится привычкой.