Ну я попробую. Есть текст - Нагарджуна. 12 врат.Marianna_ писал(а): ↑26 июн 2020, 16:30А чему равно? Можно как-то сформулировать в лаконичной и понятной простым людям форме суть, чему равна пустотность? Потому что бесконечные потоки формулировок, которые не способны проникнуть в сердца, это всего лишь упражнения для ума, и вот они действительно абсолютно пустотны, хотя и облачены в форму (слова).Марс_Пламенный писал(а): ↑26 июн 2020, 11:48Так же пуста концепция Будды. И так же пуста концепция - Я (человека). Но это не говорит о том, что концепции Будды не существуют и не говорит что Я не существует. Пустотность не равно "не существует и не бывает".
http://lib.ru/URIKOVA/SANTEM/nag.txt_wi ... tures.html
Там даются пространные и сложные описания. И есть один пример с травой, который на мой взгляд довольно неплохо помогает понять суть появления вещей в реальности.
Концепция пустотности объясняет что вещи в мире не существуют благодаря Богу или некоей сущности, которая их проявляет в мир. Она говорит что вещи появляются благодаря условиям, факторам.
Нет такого действия чтобы из плоти Бога или духовной субстанции произрастало что либо в материальный мир. Он весь состоит из объектов которые создаются сочетаниями самой материи.
Например трава. Для ее роста нужны земля, зерно, вода, солнечный свет, температура и воздух, и время. Если температура будет не та она не вырастет, не будет воды - зерно не сможет расти. Не будет земли - не будет материала для выстраивания новых клеток.
Мы можем предположить что все эти вещи и явления созданы Богом в контексте например программы днк, в контексте появления первичного вещества, которое потом станет землей и водой. И в контексте происхождения энергии, которая лежит в основе солнца.
Но в основе солнца идут химические и физические процессы. Под большим давлением идет взрыв и расщепление веществ, в процессе которого выбрасывается энергия и частицы разлетаются в космос.
Получается что даже свет солнца это не энергия Бога, а процесс распада веществ, термоядерное горение.
В древности очень сильно верили в Бога, который на каждом углу все делает, сотворяет, дарит, управляет. Что все ему обязаны всем, от яблока до света, от воды до цветения цветка.
И если разобраться, то из божественного тут у нас возможно просто первичная духовная энергия и природа сознания, способная как-то создавать и регулировать законы мира, законы физические, химические и прочие.
А все остальное свершается строго за счет сочетания условий, кармических факторов, законов природы. Фактически автономно от Бога.
Бог не может создать глиняный горшок по просьбе человека. Для этого нужна глина из земли, нужна печь для обжига, нужны руки человека, нужно время чтобы ее замесить, нужна вода, нужны усилия чтобы создать форму и время на этот процесс. Не было ни одного раза чтобы Бог подарил человеку глинянный горшок целый и готовый. Он даже яблоко ни разу человеку не подарил.
Поэтому говорить что все от Бога - некорректно. С точки зрения событийности и наблюдения за реальностью у процессов происходящих в мире есть определенные условия. И вещи случаются в мире строго при определенных условиях. И даже Бог не в силах эти условия нарушить.
Таким образом, нет такой самосущей субстанции ни у одной вещи, от которой бы что-то происходило или произрастало в материальный мир. Все абсолютно создается и формируется из чего-то в процессе сочетания факторов.
Лед из воды формируется только при определенной температуре. Яблоко растет как плод и созревает за счет соков из корней яблони. И не само, а если цветок опылит пчела. Иначе даже оно не вырастет. Волны накатывают из-за вращения земли и луны.
В мире нет ничего что могло бы своевольно происходить как ему захочется когда захочется. Все абсолютно - есть процессы происходящие из-за сочетания факторов, условий и причин, которые создают эти процессы.
Теперь что касается пустотности человека, Будды, Бога. Если нет такой самосущей природы, которая производила бы вещи и явления самостоятельно, то получается что и нет самосущности и в человеке и в Боге и в Будде.
Будда - это сочетание условий и свойств. Человек - это сочетание условий и свойств. Бог - это гипотетическое представление о сверх существе. Которое возможно представляет собой некую вездесущую энергию. Но он не является творцом, который занят изготовлением вещей и объектов, они возникают в материальном мире автономно, сами по себе, по заданным вселенским законам в определенных случаях.
А раз человек - является сочетанием свойств и условий, то даже его сильное отличие от травы за счет наличия сознания и ума, не дает ему оснований считать что он сам по себе возник из свой души когда захотел. Или что он внезапно вырос из плоти Бога, когда захотел.
Человек полностью представляет собой тот же самый процесс возникновения объекта из сочетания факторов. А значит у него нет самосущей природы за счет которой он себя воспроизводил. Он целиком зависит от плоти земли, от плоти родителей, от материальных веществ, от тепла и погоды, и даже его психическое состояние зависит от погоды и окружающих его ситуаций и объектов. Его настроение не постоянно, а меняется в связи с самочувствием и с наблюдением того что происходит в его жизни. И его сознание тоже зависит от взаимодействий и разных факторов. Как и деятельность его ума.
Человек не самосущее существо. Он продукт реальности, часть реальности. А вот его сознание - имеет возможность касаться истинной божественной реальности, в том смысле что эта тонкая природа сознания - природа ясности, мудрости, восприятия - является однородной и неизменной в своем свойстве. Поэтому она истинная реальность - природа Будды. Назовем это условно энергией сознания. Она может концетрироваться, рассеиваться, омрачаться, но она не меняется, а остается собой.
А все другие процессы и явления в мире подвержены переменам и распаду и возникновению.
То есть человек - это не самосущее, а зависимое от факторов явление, феномен реальности. В основе его тоже пустотность. Пустотность не в том смысле, что человек не существует и пуст внутри. А в том смысле что нет такой сущности-субстанции как человек. Он не существует сам по себе, а является зависимым, воспроизводимым за счет сочетания других факторов явлением.
И более того, даже Будда - является тем же самым. Не существует отдельного самосущего существа Бога - Будды. Который бы мог управлять миром или самовольно влиять на сознание людей решая кто просветлеет, а кто будет мучаться в неведении. Нет такого мифического Будды который решает этот вопрос. Просветление человека происходит не за счет Бога или Будды, а за счет его собственных усилий, за счет его собственного выбора и ряда кармических факторов которые сильно влияют на этот выбор. Иными словами - если человек своим сознанием тянется к просветлению, принимает правильные усилия, тогда происходит просветление сознания и взаимодействие с природой Будды - природой высшего сознания. И за счет этого взаимодействия и накапливания, сосредоточения сознания - происходит просветление.
Это важно, потому что в древности некоторые люди полагали что нужно молить Бога Будду о просветлении и он может быть даст им милость и наделит их просветлением. А такого быть не может, поскольку мольба не является фактором ведущим к внутренним процессам в сознании, одной мольбы не хватит, нужна духовная практика и это длительный процесс.
Таким образом, говоря что Будда и человек не самосущие, философия пустотности дает человеку понять насколько все таки важно учитывать условия и факторы, свойства и состояния вещей, объектов. Что они являются определяющими, и правильные сочетания или неправильные сочетания порождают последствия. И сознание должно быть устремлено к внимательному наблюдению за тем что происходит в реальности, а не витать в облаках расчитывая на Бога или на милость Будды. Эта пустотность толкает от фантастических представлений о волшебных Буддах и богах в реальность, направляет внимание на внимательные действия, помыслы и поступки.
И если разобраться то сам Бог не является самосущим и само сознание. Бог это не явление производящее себя по своей воле. И нет природы сознания которое само бы себя воспроизводило и что-то могло решать и влиять.
Божественное духовное сознание - это субстанция которая остается собой, оно не меняет своей сути и формы, оно не порождает новых сознаний, не делится на отдельные самостоятельные и другие по сути и поведению явления. Оно не воспроизводит никаких других природ и форм и явлений. Оно исключительно существует как природа духовного сознания. Как субстанция с определенными свойствами. А значит она тоже не самосущая и в основе ее пустотность.
И Бог тоже. Религиозное сознание рисует Бога как существо личность, влияющее на процессы, могущее покарать и помиловать. На самом деле такого Бога нет. Есть божественная природа - духовная сила, которая является движущей и основной во вселенной. У нее есть заложенные свойства. И она просто проявляет эти свойства. Она не беспокоится о людях и мольбах, она не наказывает и не спасает. Люди делают все сами. Концентрируют духовную силу в медитациях и молитвах или рассеивают в безумных делах и суете. Не Бог наказывает человека, а сам человек создает процессы в которых сам себя приводит к проблемам. Сам себя наказывает.
Буддизм не рассуждает на вопросы о существовании Бога вообще, есть оно или нет. Он говорит что есть некая высшая непознаваемая природа, которую умом невозможно постичь. Что не является отрицанием.
Но буддизм имеет концепции говорящие о том что идея Бога творца саморучно изготовляющего вещи - несостоятельна. И сам Бог как личность себя нигде никак не проявляет, чтобы можно было его распознать и достоверно сказать что вот он. Бог если и существует как некая высшая сила, он остается за гранью видимого материального мира.
Скорее всего Бог - это некая идея порожденная человеком. Что же касается божественной духовной природы, некоей высшей силы, составляющей основу жизни и основу сознания - то буддизм ее не отрицает, называет природой Будды или иными словами и убеждает что взаимодействие с этой высшей природой благотворно влияет на человека и дает силу и мудрость, и ясность и гармонию.
Однако буддизм не называет эту природу личностью или творцом. Она является вероятно какой-то нейтральной основой бытия и явлений. Точнее даже основой восприятия явлений.
Так что пустотность - это не отрицание явления. А обозначение говорящее о том, что у явлений нет корневой единственной основы. Абсолютно все явления не самостоятельны. Они существуют как сочетания различных субстанций и условий. Абсолютно все наблюдаемое состоит из сочетаний.
И под иллюзорностью вещей в мире - понимается не то, что они несуществуют в реальности, а то что они существуют лишь при определенных условиях и не сами по себе, а как совокупность факторов. Нет ни одной вещи отличающейся постоянством, обладающей свойством вечной неизменности в проявленном мире. Даже солнце однажды погаснет. Даже ландшафт земли меняется. Камни рассыпаются. Ничего не стоит на месте само по себе когда хочет. Все движется по кармическим причинам, по законам природы, все меняется.
И истинной неизменной реальностью признается только природа Будды. Которая существует за пределами наблюдаемого мира и не меняет своих свойств, остается однородной и постоянной. Но чтобы она могла существовать - ей нужно пространство. Поэтому Пустота признается как нечто первичное и предшествующее всему. Сначало место, потом явление. А поскольку у вещей и явлений нет своего особого постоянного места из которых они растут, говорится что все дхармы пусты, в основе всего лежит пустота, и все вещи появляются и исчезают в этой пустоте.
Ни человек, ни Будда, ни Бог не могут появиться без того, чтобы существовало нечто в чем они могли проявиться.
И под пустотой следует понимать не идею отсутствия и несуществования. А некое свойство-состояние природы реальности. Это основа бытия и основа позволяющая вещам взаимодействовать.
Если основа реальности Пустота, то для функционирования процессов в реальности не нужна первопричина, которая воспроизводит все явления. Признается многообразие причин существующих в некоем пространстве, благодаря которым возникает множество явлений и процессов.В своем произведении «Муламадхьямака-карика» Нагарджуна закладывает концептуальные основания махаяны:
Во взаимообусловленном мире нет ни самостоятельных сущностей, ни первопричины, на которые можно было бы опереться; именно поэтому, мир пуст (шунья), и пустота тоже пуста.
Все теоретико-познавательные средства (прамана) недостоверны, абсолютная истина (парамартха-сатья) ими непостижима и невыразима в любой системе знаков.