div_china писал(а): Марс_Пламенный писал(а): Согласно палийским суттам, существо есть всего лишь комплекс пяти совокупностей, каждая из которых отмечена печатью непостоянства, болезненности и бессамостности. Любое утверждение о самостности по отношению к этому комплексу непостоянных обусловленных феноменов есть лишь частный случай взгляда о наличии «я» (sakkaya-ditthi), что является основной путой, привязывающей к кругу перерождений. В буддизме достижение освобождения осуществляется не путём познания истинной самости или абсолютного «я», а через растворение даже наитончайшего ощущения самости по отношению к пяти совокупностям, «ликвидация всего, что сотворяет «я», «моё», а также и лежащие в основании тенденции к заблуждению [насчёт этого]».
Если это возможно - можете прокомментировать на более доступном языке.
Отчасти возможно. Попытаюсь более доступно.
Здесь поднимается вопрос главным образом, о том что человек как существо явление не самостоятельное, а существующее по причине целого комлекса явлений, которые его проявляют, и дают ему ощущение самостоятельного бытия. Включая внешние формы материального мира, органы чувств, которые поставляют картинку о происходящих изменениях, и ум который все это оценивает. Природа мира это одно явление, природа чувств это другое явление, природа ума, явление третье.
Но человек, привязывается к существованию. Вот ему хочется ощущать свою суть, свое присутствие в мире, свою жизнь. Он находится в потоке впечатлений и является неким потребителем этих впечатлений. В процессе жизни он плотно подсаживается на то, что бы участвовать в чем-то и получать новые и новые и более впечатления. По возможности более интересные и более приятные. И вот это тяга к впечатлениям от жизни, привязывает его к кругу перерождений. Он как голодный до жизни. Если бы он мог существовать без привязки к этим впечатлениям, он мог бы быть в нирване, свободный от этих вещей.
Впечатления человек может получать как из внешнего мира, так и из корня самого своего существа. Но будучи не свободным человек привязывается к идее существования Себя так сильно, что может получать только внешние впечатления. Это создает ему якорь. И более того, кроме хороших впечатлений он должен еще и страдать за все переживания когда телу или чувствам плохо, когда уму тяжело справится, он страдает за свою форму и за заблуждения своего ума.
Автор этого текста ставит ключевой проблемой здесь привязанность к своему Я.
В индуизме, в большинстве случаев предлагается постичь природу Бога, как высшую индивидуальность и получить и осознанность, и силы, и стать крутым мини-богом. И тут в тексте автор в противоположность этому говорит о том, что это не из метод, они идут от обратного. Освобождаясь от идеи самости и существования абсолютного я, меняют свое восприятие и снижают влияние впечатлений на человека. То есть вырабатывают иммунитет к эмоционально-психической наркомании, к постоянной гонке за удовольствиями, радостью, счастьем, чем-то новым, чем-то хорошим. То есть, если нет тяги сделать себя круче всех, то ты свободен в ощущениях, и можешь обновить свои настройки восприятия так, что начнешь видеть те моменты в которых ты загоняешься, убирать свои привязки, перестанешь создавать себе проблемы на ровном месте, лезть туда куда не надо, перестанешь усложнять себе жизнь конфликтами из принципа и прочее и прочее, из того, что делает человек чтобы стать выше и круче других.
Технически, в Индии есть два подхода, условно получается либо йога действия, либо йога знания.
1) В индуизме нередко более характерна модель действия. Человек стремящийся к совершенству и исполняющий свою карму и свое предзначение. В стремлении постичь бога и реализовать себя он выжигает негативные качества, переживая трудности и свою карму. Это активный делатель. Совершенство достигается путем воли, веры, преданного служения высшему принципу, Богу.
2) В йоге и буддизме, более характерна модель знания. Мудрого изучения мира и себя. Посредством которого на первый план выходит не действие, а осознанность. И осознанность позволяет разглядеть привязки, ошибки, шаблоны, все кармические моменты, все проблемы утягивающие человека (страхи, желания, гнев, нечистые намерения). Понаблюдав и осознав, он меняет свое состояние, свою природу, и этим освобождается.
То есть в буддизме, очень важна практика созерцания, осознания, развития восприятия, и наблюдения за собой, своими действиями, своим поведением в целом.