Далее. Предметно по вопросам. Я могу трактовки давать только с точки зрения Нагарджуны (которого уже относят к Махаяне). Немного представляю себе йогачару - как философскую школу буддизма с некоторым отличием от философии Нагарджуны.
Jack писал(а):
то есть это что-то существующее? Тогда это уже не пустота.
Абсолютно верно. Если что-то существует - это уже не пустота. Это что-то проявленное. Пустота описывается как невыразимое, непостижимое.
В практическом смысле. Не в философском, а в практическом смысле, когда человек работает над самопознанием, постижением своей природы, осознанием своей природы и природы сознания. Получается такой момент:
Страдания и привязанности - это то, от чего буддизм стремится избавиться, через изменение восприятия сознанием (себя и окружающего мира).
Мы привыкли воспринимать мир как реальность. Но концепция Шуньяты, вносит такие моменты:
- все вещи пусты и не существуют сами по себе, а проявлены в реальность по какой-то причине
- сознание человека тоже пустотно и не существует само по себе
Соответственно, наблюдаемая реальность - нам субъективно, с помощью особенностей восприятия ума кажется реальной, осязаемой, видимой. Ну вот она конкретная. Влияет на наши органы чувств, мы ее ощущаем.
Буддизм, в результате осознанной практики приводит к тому, что человек начинает отличать и различать особенности восприятия. Особенности влияния чувств и эмоций. Особенность появления мыслей. Особенности появления намерений. И в процессе кармических взаимосвязей, человек отслеживает в течении практики все взаимодействия и приходит к выводу что:
Мир существует не сам по себе как объективная реальность, а проявляется по какой-то причине. Он не предсказуем событийно.
И в результате наблюдений, человек видит что его намерения, мысли, чувства могут очень сильно сказываться как на внутренних ощущениях, так и на поведении окружающих людей, так и на событиях вообще в целом.
И таким образом, становится ясно, что все причины страданий заложены в:
- уме
- способе восприятия мира
- в моделях поведения
- в психических состояниях
- в принципах, целях, ценностях
И задача буддизма практиковать такие методы, которые помогут очистить ум, очистить восприятие, пересмотреть модели поведения, очистить, выровнять психическое состояние, разобраться с принципами, целями, ценностями, и сделать так, чтобы они выбирались осознанно.
Вот отсюда можно копнуть в суть Шуньяты.
Практика Пустоты - помогает сознанию освободиться от привычек восприятия. Одна из привычек это представление о себе как о живущей, существующей индивидуальности (здесь имеется ввиду внеличностый контекст, относящийся к сознанию). Сознание практикуюшего может считать что оно существует так же как и реальность и все вещи, то есть проявлено.
Однако пустота ставит вопрос ребром (по Нагарджуне) получается что природа сознания это тоже иллюзия, и оно может быть как существующим, так и не существующим. То есть сознание может быть в фазе осознания себя как индивидуальной, проявленной природы. Так может быть и в фазе - не-сознания, не бытия, не-проявленности.
Опытное постижение этой фазы Пустотности Сознания помогает практикующему сделать еще более глубокий пересмотр своего восприятия мира и отношения к себе. Это дает более глубокие возможности для освобождения от привычек восприятия.
На мой субъективный взгляд - эти более глубокие возможности по пересмотру своей природы и природы вещей является одной из самых основных вещей в буддизме в целом, и в философии Нагарджуны.
И именно в этом практическая мощь Шуньяты.
По сути она говорит что природа твоего сознание не сформивана, и не статична, она поток сознания, который находится в процессе постоянного изменения, и может как проявляться, так и уйти в сокрытую фазу и даже обнулить свои свойства.
Далее.
Если она пуста, то она и не существует, как в пустом стакане ничего нет. Или мы говорим о существующей пустоте пустого стакана?
Все зависит от уровня постижения и свойств сознания воспринимающего. Кто-то из практикующих может взять и наделить Пустоту свойствами существования и будет говорить что это вещь существующая в природе, как пустота кувшина, как природа полого, незаполненного.
А кто-то скажет что истинная Пустота - это не существующее, и никогда не может быть постигнуто и проявлено.
А кто-то скажет, может быть и так и так. В зависимости от того, что человек реализует своим сознанием. Он хочет проявить актуальность Пустоты? Не вопрос, для себя субъективно он может ее именно так и обозначить, как проявленное свойство Пустоты. Либо, человек может обозначить ее как несуществующее, сокрытое, вечное, бесконечное, неявное, как абсолютную пустоту, или даже как абсолютное небытие.
Он может туда еще и нирвану приписать и увязать эти явления вместе.
Вот интересно, что йогачара например, другое направление философии в махаяне, говорит о том, что именно природа сознания может раскрывать и выявлять в реальность все вещи. Не само сознание, а некий принцип, который это сознание определяет. И вот, будучи определенным сознанием, оно может наделять реальность бытием, ощущать объекты как реальные, и выявлять в свою реальность так же и некие нематериальные явления. Будь это видения экстрасенсорного характера, или какие-то метафизические принципы типо Бога, Пустоты, Сефирот или чего там еще.
То есть, по йогачаре, существование определяется неким субстратом бытия, которым наделяет вещи само сознание воспринимающего.
При этом, во многим направлениях буддизма к реальности относятся не как к самостоятельно существующей природе. А как к некому обобщенному океану впечатлений, мыслей и чувств, которые человек ощущает и переживает.
Как в матрице. Подключился к реальности, ощущаешь все что там можешь найти как будто это реальное. Отключился от нее, в состоянии медитации, выныриваешь из потока этих впечатлений в какое-то инное состояние. Где восприятие может быть, а может и не быть. В зависимости от глубины.
В чем практический смысл выныривания?
Впечатления накапливаются и забивают психику, ум и чувства переживаниями. Мы их постоянно таскаем с собой. Чтобы освободиться от тяжести переживаний буддисты используют медитативные техники, чтобы разгрузить психику и сознание. Погружаются в состояния, которые освобождают потенциал сознания, увязанный в психике в этих впечатлениях. Таким образом высвобождается сознание, очищается ум, очищаются чувства.
Тогда как обычный человек, обуславливает свою картину мира принципами, идеями, суевериями до предела. Сколько может вынести. Нагружает, нагружает себя постоянно. Вплоть до депрессивных состояний, когда психика будучи перегруженной уже не имеет внутренних сил переживать весь этот груз.
У христианства есть например такая неувязка - Бог совершенен, но создал по своему образу и подобию несовершенного человека и несовершенный мир. Ну как так?
Неувязки есть во всех религиях, если воспринимать буквально. Жизнь это процесс. Христианская модель предполагает путь постоянного совершенствования своих недостатков. В идеале.
В буддизме тоже есть нестыковки. Особенно для начинающих.
Будда по преданиям ушел в Нирвану насовсем. По некоторым сутрам Нирвана представляется как угасание сознания без остатка и освобождения от цикла перевоплощений.
Это напрочь конфликтует с идеями махаяны о существовании бодхисаттвы, как человека, который дал обет войти в нирвану после того как спасутся все остальные. А это утопия. Все никогда не смогут спастись, но бодхисаттва все равно нацелен на развитие сострадания, вопреки логики. Это тоже имеет практический смысл, связанный с развитием природы сердца и веры.
Но, логически, ранний буддизм предлагает освобождение от колеса сансары и уход в нирвану. В последствии, через века эта идея доводится до абсурда и рисуется как конечное и фатальное угасание, исчезновение. В махаянский период в результате споров выявляется идея что сансара и нирвана это отдно и тоже бытие, просто в разных состояния восприятия, в нирване человек в блаженстве свободен от всего и самодостаточен в плане сознания и впечатлений. Ему не надо нырять в сансару чтобы что-то ощутить и получить впечатления. А в сансаре человек просто находится в процессе восприятия через ум и чувства, привязан к ними и живет в иллюзиях реальности, хотя изначально его сознание чисто и представляет собой туже природу сознания будды, просто оно омрачено ощущениями сансарического мира и не может осознать себя в нирване.
И когда человек начинает вникать в буддизм еще не различая направлений и разных философских школ в каждом направлении, он не понимает что это система довольно разных моделей восприятия. Он видит их как одну и теряется. Думает а зачем уходить в нирвану без остатка, если я жить пусть и в страданиях с переодической радостью куда лучше чем исчезнование в небытии. Или зачем спасать других, если ты потом фактически будешь уничтожен как существо. И прочие прочие недопонимания возникают.
Так и с пустотой, и с Нирваной.
И кстати, в каждом направлении буддизма нирвану трактуют по своему. У некоторых тибетских ваджраянцев это аналог некоего уровня бытия по типу рая. У кого-то это просто состояние глубокого успокоения и освобождения от органов чувств и ума, от сансарических ощущений. И так далее.