Буддизм vs йога. Сравнение.
Добавлено: 06 июл 2017, 14:40
По просьбе Jack создаю тему для обсуждения некоторых моментов связанных с индуизмом и йогой и их корреляцией с буддизмом. Чтобы не порождать еще дополнительные темы, обозначаю эту как Буддизм vs Йога. Не в смысле противопоставления, а в смысле сравнения их с друг с другом.
Предпосылкой к созданию темы послужил отрывок из Бхагават Гиты. Битва при Курукшетра. Кришна дает наставление Арджуне и произносит фразу:
То что сейчас будет описано ниже, это субъективная точка зрения сложившаяся мной в результате изучения буддизма и йоги. Возможны неточности, и в целом, каждому кого заинтересует - рекомендую перепроверять и пробовать "смысл" своим собственным сознанием в первоисточниках. Здесь я постараюсь дать краткое описание тех смыслов, которые стали доступны моему пониманию.
-------------
То о чем говорится в Бхагават Гите - имеет отношение к описанию Духа (Брахмана), Вечного, изначального, но проявленной Силы, которая оживляет существ и присутствует в разных формах.
В Индии существует так же термин Атман, который относится к высшей духовной природе. Высшее духовное Я. Атман может употребляться как всеобщая духовная природа, а иногда употребляется как отдельная индивидуальность.
Это относится к проявленной, активной Силе, которая способна себя ОСОЗНАВАТЬ, осознавать свою природу и идентифицировать себя как нечто отдельное от проявленных материальных форм.
-------------
Концепция пустоты Шуньята - это идея пустотности, непроявленности. Обозначает собой некую изначальную неизменную непроявленную природу.
Во время становления буддизма велись споры о том, существует ли Атман как отдельная индивидуальность или нет. Природа Будды - представляет собой концепцию единой природы сознания. И ее единство и бессамостность шли в разрез с концепцией индивидуального Атмана, индивидуального Я.
Грубо говоря, буддизм представляет человека не как отдельную индивидуальность, а как некое явление формирующееся в результате обстоятельств. В нем появляются представления о себе, как о Я, которые буддизм считает иллюзорными, в том смысле, что это набор впечатлений получаемых природой сознания из органов чувств, а не само Я.
Истинное Сознание - природа Будды, нейтральна и свободна от Я, от идентификации себя как объекта.
Так же велись споры о том, существуют ли дхармы (формы вещей, формы явлений) или не существуют.
С появлением буддийского философа Нагарджуны, сформировалась школа мадхъямика и концепция Шуньяты, пустотности всех явлений. Нагарджуна предложил золотую середину, сказав что все дхармы пусты, и не являются ни реальными, ни не существующими. Подразумевается, то, что природа вещей - изначально пуста, но человек может своим вниманием, вникая или касаясь объекта актуализировать его, проявлять в реальность. И ощущать его как настоящий объект, в том числе самого себя.
Другая школа философская школа - йогачара - не признает реальность вещей. Она признает тождество наблюдателя и наблюдаемого. Который сам себе проявляет в реальность наблюдаемое посредством процесса восприятия.
А в Мадхъямике - реальность признается объективно существующей, но при этом признает что и объективное и субъективное по своей природе пусты. Существует некая природа, которая на какое-то время позволяет проявить объект, вещь, существо в реальность, ощутить его, осознать, но при этом вещь, объект не являются самостоятельно существующими, а могут быть обнаружены покуда эта высшая природа проявляет их. Как толька эта высшая природа покидает их, вещь или объект, возвращается в небытие, перестает существовать в реальности.
Сам по себе Нагарждуна до прихода в буддизм был учеником йогина.
Школа Йогачары - считает что истинное бытие характерно только для природы Сознания. Оно имеет некую самосущую природу, живую силу и существует, осознает. А все чего касается Сознание, существует и познается им. Не потому что существуют объекты сами по себе, а потому что сознание касается этих объектов и ощущает их. То есть реален только познающий субъект.
-----
Отсюда видно что йога и буддизм имеют много схожих концепций и различаются лишь в незначительных деталях.
Что в Бхагават Гите Кришна описывает под видом йоги познания и йоги деяния, некий способ отношения ко всему живому как к игре иллюзий оживляемой духовной природой, которую не стоит опасаться или стыдится, или избегать, а стоит проживать, развивая при этом свое сознание.
Что в буддизме - учение построенно на том же самом, что многие вещи из наблюдаемого мира являются иллюзией и искажениями порожденными нашим умом, его ложными представлениями, и на самом деле идет игра сознания с дхармами, объектами вещей.
Предпосылкой к созданию темы послужил отрывок из Бхагават Гиты. Битва при Курукшетра. Кришна дает наставление Арджуне и произносит фразу:
Jack задает вопрос:Он - всепроникающий и вездесущий,
Недвижный, устойчивый, вечно живущий.
Как это совмещается с буддийской концепцией пустоты, непостоянства и взаимозависимости?
То что сейчас будет описано ниже, это субъективная точка зрения сложившаяся мной в результате изучения буддизма и йоги. Возможны неточности, и в целом, каждому кого заинтересует - рекомендую перепроверять и пробовать "смысл" своим собственным сознанием в первоисточниках. Здесь я постараюсь дать краткое описание тех смыслов, которые стали доступны моему пониманию.
-------------
То о чем говорится в Бхагават Гите - имеет отношение к описанию Духа (Брахмана), Вечного, изначального, но проявленной Силы, которая оживляет существ и присутствует в разных формах.
В Индии существует так же термин Атман, который относится к высшей духовной природе. Высшее духовное Я. Атман может употребляться как всеобщая духовная природа, а иногда употребляется как отдельная индивидуальность.
Это относится к проявленной, активной Силе, которая способна себя ОСОЗНАВАТЬ, осознавать свою природу и идентифицировать себя как нечто отдельное от проявленных материальных форм.
-------------
Концепция пустоты Шуньята - это идея пустотности, непроявленности. Обозначает собой некую изначальную неизменную непроявленную природу.
Во время становления буддизма велись споры о том, существует ли Атман как отдельная индивидуальность или нет. Природа Будды - представляет собой концепцию единой природы сознания. И ее единство и бессамостность шли в разрез с концепцией индивидуального Атмана, индивидуального Я.
Грубо говоря, буддизм представляет человека не как отдельную индивидуальность, а как некое явление формирующееся в результате обстоятельств. В нем появляются представления о себе, как о Я, которые буддизм считает иллюзорными, в том смысле, что это набор впечатлений получаемых природой сознания из органов чувств, а не само Я.
Истинное Сознание - природа Будды, нейтральна и свободна от Я, от идентификации себя как объекта.
Так же велись споры о том, существуют ли дхармы (формы вещей, формы явлений) или не существуют.
С появлением буддийского философа Нагарджуны, сформировалась школа мадхъямика и концепция Шуньяты, пустотности всех явлений. Нагарджуна предложил золотую середину, сказав что все дхармы пусты, и не являются ни реальными, ни не существующими. Подразумевается, то, что природа вещей - изначально пуста, но человек может своим вниманием, вникая или касаясь объекта актуализировать его, проявлять в реальность. И ощущать его как настоящий объект, в том числе самого себя.
Другая школа философская школа - йогачара - не признает реальность вещей. Она признает тождество наблюдателя и наблюдаемого. Который сам себе проявляет в реальность наблюдаемое посредством процесса восприятия.
А в Мадхъямике - реальность признается объективно существующей, но при этом признает что и объективное и субъективное по своей природе пусты. Существует некая природа, которая на какое-то время позволяет проявить объект, вещь, существо в реальность, ощутить его, осознать, но при этом вещь, объект не являются самостоятельно существующими, а могут быть обнаружены покуда эта высшая природа проявляет их. Как толька эта высшая природа покидает их, вещь или объект, возвращается в небытие, перестает существовать в реальности.
Сам по себе Нагарждуна до прихода в буддизм был учеником йогина.
Школа Йогачары - считает что истинное бытие характерно только для природы Сознания. Оно имеет некую самосущую природу, живую силу и существует, осознает. А все чего касается Сознание, существует и познается им. Не потому что существуют объекты сами по себе, а потому что сознание касается этих объектов и ощущает их. То есть реален только познающий субъект.
-----
Отсюда видно что йога и буддизм имеют много схожих концепций и различаются лишь в незначительных деталях.
Что в Бхагават Гите Кришна описывает под видом йоги познания и йоги деяния, некий способ отношения ко всему живому как к игре иллюзий оживляемой духовной природой, которую не стоит опасаться или стыдится, или избегать, а стоит проживать, развивая при этом свое сознание.
Что в буддизме - учение построенно на том же самом, что многие вещи из наблюдаемого мира являются иллюзией и искажениями порожденными нашим умом, его ложными представлениями, и на самом деле идет игра сознания с дхармами, объектами вещей.