Симбиоз тантры и буддизма. Предпосылки. Сингон.

Будда, далай-лама, дхарма, карма, Тибет... Обсуждение вопросов о буддизме

Ответить
Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Симбиоз тантры и буддизма. Предпосылки. Сингон.

Сообщение Марс_Пламенный » 20 окт 2019, 06:46

Несколько лет назад (2014-2015) я начал изучать тантрический буддизм школы Сингон, который для меня оказался наиболее интересным по причине сочетания концептуального мировоозрения буддизма с действенными и эффективными практиками из тантры и йоги.

Чтобы разобраться в деталях мне пришлось проводить изучение тантрических источников и учиться различать направления вообще, что такое школа йоги, что такое школа тантры, их ветки исторические их связи в виде шиваизма. А так же прослеживать как тантрический буддизм проник в Японию через Китай.

Вот одна из редких и малоисследованных тем это первоистоки сочетания тантры и буддизма.

Тантрический буддизм отличается от других тем, что использует разного рода тантрические психотехники и методы дающие быстрый эффект. То есть, если в Тхераваде (хинаяне), в махаяне, практика буддизма предполагает постепенное просветление, постепенное освобождение посредством медитаций и культивирования благих заслуг, проявления сострадания к живым существам (бодхичитты), то есть идет выработка благих качеств и очищение сознания, очищение психики длительное время, то в ваджраяне предполагается, что правильные техники и упражнения могут дать практикующему быстрый прорыв в постижении высших состояний, прорыв в опыте познания высшей природы.

Чтобы обыватели могли понять, что это такое, я могу привести что-то вроде примера. Берет человек какую-нибудь психотехнику или набор психотехник, очень серьезно и конкретно фокусируется и в результате отрывает сознание от привычного восприятия и попадает в иной формат восприятие себя и мира, который обусловлен был мощным сосредоточением сознания в процессе практики.

Это не является более крутым способом в плане общего понимания буддизма как метода освоождения или пути развития сознания. Но это дает совершенно действенный и предметный опыт, который может помочь практикующему понять, что определенно есть некие вещи, которые стоит исследовать и понять, и получить первичный опыт другого состояния сознания.

В то же время, такой метод может сильно навредить и исказить представление о себе и надуть эго практикующего, и запутать его. И тут дальше зависит от чистоты намерения. Но не суть.

Суть в том, что сочетание тантрических-йогических методов позволяющих сдвигать психику и менять энергетическое состояние человека отлично сочитаются с буддистким мировоззрением, с его концептуальными объяснениями о природе сознания, о природе реальностей и о принципах взаимодействия между внутренним и внешним, между разными уровнями реальности и состояниями в целом.

Если вы попытаетесь узнать что такое Ваджраяна то можете найти ледующее упоминание:

Каноническими текстами этой традиции являются тантры (“Гухьясамаджа”, “Хеваджа”, “Ваджрабхайрава” и др.), садханы (руководства к порождению визуальных текстов) и жизнеописания выдающихся учителей.
Гухьясамаджа - это одна из ключевых сутр, на базе которой начал формироватья симбиоз буддисткого учения и тантрических методов практики, связанных с визуализацие образов и символов, мандал, и с напеванием мантр и проведения каких-либо ритуалов, обрядов.


Эта сутра довольно сложная для восприятия и требует понимания символов, которые в ней используются. Есть вот такой вот текст от выступления Алекса Берзина, он какое-то время изучал буддизм в Гарварде, потому получил грант на поездку в Индию и изучал учение Гухьясамаджи с тибетцами.

Статья целиком вот тут: https://fpmt.ru/alex_berzin_guhyasamaja/

Я поделюсь выдержками, которые на мой взгляд будут интересны для тех кому актуальна тема тантры и буддизма.
Ваджрадхара – это тантрическое проявление природы ясного света, которая присуща нам всем, каждому из нас [индивидуально]. В индийском контексте нам всем присуща способность постичь истину, обрести путь, который ведёт к [освобождению и просветлению].
Ваджра дхара - это держатель важдры. Важдра это символ молниеносного просветления и обретения недвойственности.

В Сингон, в учении Кукая - есть термин высшей реальности - Дхармакая. Так вот Ваджрадхара - это аналог, но персонификация в виде божества.
Система Гухьясамаджи считается одной из древнейших или даже древнейшей тантрической системой, которая в письменной форме появилась в Индии.

С точки зрения классификации тантр, которая была разработана школами новых переводов , эта тантра относится к ануттарайоге.

Это означает, что она работает с системами тонкого тела – каналами, чакрами, ветрами и тому подобными аспектами, для того чтобы открыть доступ к тончайшему уровню умственной активности, так называемому уму ясного света, и использовать ум ясного света в качестве прямой причины для обретения четырёх тел будды.
* ануттара йога - это "высшая йога"
философская основа ануттара йоги - мадхъямика. Эта концептуальная основа, которая построена на пустотности всего. Задача достичь недвойственности, прекратить делить на внешнее и внутреннее, форму и содержание, и постичь единство двух противоположностей и единство природы реальности вообще.
Цонкапа, разделял ануттарайога-тантру на тантры отцовские и материнские.

Основа, которую он использовал, чтобы проводить различие, заключается в том, что отцовская тантра более подробно объясняет то, что называется иллюзорным телом, в качестве причины, которая преобразится в физические тела будды [тела форм], а материнская тантра делает упор на практиках, позволяющих развить ум ясного света.

С другой стороны, отцовская тантра уделяет особое внимание йогам, связанным с управлением ветрами, которые используются для того, чтобы достичь тончайшего состояния ума, а материнская тантра подробно описывает, как использовать уровни возрастающего блаженного осознавания в центральном канале для того, чтобы дойти до уровня ясного света, как работать с такими практиками, как туммо, внутренний жар.
Здесь говориться о том, что отцовская тантра - это тантра которая использует действия и практики, которые позволяют сформировать и собрать что-то вроде конструкции, структуры, которая будет аккумулировать в себе высшую природу. То есть, обретение через усилия.

А материнская тантра - это способ при котором человек достигает высших состояний, накапливает их присутствие в себе и использует что-то вроде проводника состояний. То есть подключается к высшей природе и накапливает ее в себе, усваивает.

Это грубое объяснение, все гораздо сложнее. Но например, если взять христианскую практику - то молитва это будет подключение к высшей природе Бога и очищение себя посредством молитв.

А совершение благих деяний, и накопление заслуг - это иной способ. Который например похож на концепцию праведника в иудаизме.

В самой йоге и в индуизме тоже есть такое деление на йогу действия и йогу познания. Тут в тантре Алекс Берзин дает пояснение что первый способ это отцовская тантра, а второй способ это материнская тантра.

Так же он говорит что:
Гухьясамаджа – это главная система среди отцовских тантр. В ней невероятно детальное описание того, как работать с ветрами, с чакрами и каналами для того, чтобы дойти до тончайшего уровня, и объяснение того, как преобразовать, или проявить, тончайший уровень ветра, который является основой для тончайшего уровня ума, и использовать этот тончайший ветер, чтобы проявить из него иллюзорное тело, которое станет основой для тела [формы] будды.
То есть вот такая картина получается.

Если раньше практика духовного развития в Индии совершалась на базе ведических представлений о космосе, мирозздании, и исторических персонажах, то с появленим буддизма - произошло некоторое упрощение культурных и исторических напылений на практику духовного развития.

Иными словами, если раньше, до появления буддизма всем заведовали брахманы и существовали храмы, институты, где нужно было учиться, как на подобии христианской церкви, где были свои правила, свой социум, то с появлением буддизма вперед вырвалась так скажем индивидуальная практика, построенная на самостоятельном опыте.

И после падения буддизма как государственной религии в Индии, уже ближе к 6-7 веку учения построенные на индивидуальной практике стали переселятся в Китай, Корею, Японию, другие страны Азии. Волн было несколько, школы были разные.

И вот в 7-8 веке уже в Японию Кукай перевозит систему практики буддизма построенного на тантрической йоге. Называет это учением "Истинного Слова" (Син Гон). И у Сингон есть раздел тайного учения - Миккё. Не потому что там что-то секретное, а потому что Гухъясамажда тантра - переводится как Собрание Тайн. И тайна здесь в том, что символизм этой тантры сокрыт от тех, кто не понимает терминлогию и символы, смыслы символов. Прочитав сутру вы запутаетесь в персонифицированных божествах, в лотосах, ваджрах, лучах и цветах. В этом состоит таинство. Как бы не в секретности, а в недоступности расшифровки.

На самом деле в йоге и тантре открытого типа и в буддизме есть те же смыслы и истины, о проработки сознания, психики, ума, чувств, действий до высшего уровня. Где-то это описывается словами, где-то акцент ставится на упражнениях, где-то на поведении, где-то на практиках очищения и аскетизма. Но конечная цель одна и та же. Просто подходы у разных школ разные и акценты.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Буддизм»