Как же Ель может быть не связана с Йолем, если истоки праздневства на прямую связаны с ним??
Для меня это не ясно.
Первое документально упоминание и описание ели относится к XI веку. Это в отношении того, что елка значит, колючий. Если ещё покопаться в этимологии, то находим Тюркские племена, которые украшали Ели. "Ёлка — тюрк . Тенгрианское святое дерево, показывающее дорогу к небу, к Тенгри йол — дорога. "
Общеславянское – jedlъ (острый, колючий). Слово является исконным и широко используется в русском языке примерно с XI в.
Смотрим произношение.
ѥла (ц.-сл.), egle [эгле] (лит., лтш.) - ель;
jodła (пол.), jedle (чеш.) - пихта;
игла, игольчатый;
йыл (коми) - вершина, остриё
“Казалось бы, рождественская ель… Заметьте, не дуб, не кедр, не сосна, а именно ель! Ее появление ныне связывают с именем Христа. Но в Палестине ели не растут, в Египте – тоже. Первые христиане, жившие в Средиземноморье, не могли видеть елей. Как не могли видеть белого медведя или кенгуру..."На Алтае ели удивительной красоты. Стройные, как стрелы. Ель издревле считалась священным деревом. Ее «пускали» в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад, тогда люди поклонялись языческим богам
Праздник посвящался Йер-су, который жил в центре Земли около гигантской ели, достигающей верхушкой дома Ульгеня. А Ульгень – глава светлых духов, старик с густой белой бородой. Перед людьми он являлся в богатом красном кафтане. Он восседал на вершине мировой горы на золотом престоле в золотом дворце с золотыми воротами. Солнце и луна подчинялись ему.
Праздник ели наступал в самый разгар зимы – 25 декабря. Тогда день побеждал ночь. И солнце чуть дольше прежнего оставалось над землей. Люди молились Ульгеню, благодарили его за возвращенное солнце. А чтобы молитва была услышана, украшали ель – любимое дерево Ульгеня. Ее приносили в дом, к ветвям привязывали яркие ленточки, рядом складывали подарки.
Всю ночь веселились люди по случаю победы солнца над тьмой. Всю ночь приговаривали: «Корачун! Корачун!» Праздник так и назывался Корачун – на языке древних алтайцев это означало «пусть убывает». Пусть убывает ночь и прибывает день. Вокруг елки до утра водили хоровод, который называли «индербай»: люди вставали в круг, символизирующий солнце. Так они звали небесное светило вернуться. Все верили, что самое сокровенное желание, загаданное в ту ночь, непременно сбудется.
История тюрков
Аджи Мурад
[
b]Ну смотря что считать преисподней. Мир мертвых - Хель - располагался как раз под одним из корней Иггдрасиля.[/b]
Вот это, смотря что, и искажает весь смысл. Если брать Христианский посыл, это одно. Если не брать его, это другое. Конечно, можно не рассматривать, откуда пришла эта традиция. Или как Христианство медленно, но верно заимствовало разные элементы из других традиций.
Но, в чём смысл?
Не ведают люди,
какие невзгоды
у ясеня Иггдрасиль:
корни ест Нидхёгг,
макушку — олень,
ствол гибнет от гнили
Вся статья, с которой всë начиналось искажает смысл. Вы только почитайте, что пишет автор статьи и чем руководствуется при этом.
Вполне вероятно. Если брать ту же Пасху, то яйцо было священным во многих традициях. Вполне вероятно, что есть Традиции, в которых священна Ель, как и другие деревья.В некоторых культурах Ель является мировым древом. А Иггдрасиль, кстати, тоже вечнозеленый
Конечно, если будет больше времени, можно поискать информацию и до более ранних периодов. Но, По-моему, достаточно и этого.