Магия Ёлки
Добавлено: 26 дек 2020, 03:37
Так Бог посадил библейское древо жизни посреди рая, и съев его плоды, человек становился бессмертным. И наоборот, употребление плодов древа познания, привело человека к изгнанию, и человек стал смертным. Существуют легенды о том, что райское древо жизни было прекрасно, корни его находятся на краю земли, либо у входа в рай. А ветви его покрывают весь рай.
Можно провести параллель с древнескандинавским мировым древом, ясенем Иггдрасиль, корни которого глубоко в преисподнюю, а ветви в божественные миры. И само древо Иггдрасиль олицетворяет собой мировое устройство.
В Кабалле, древо жизни представляет собой 10 сфирот, являющих собой каналы проявления Бога.
Казахское священное дерево Байтерек, корнями уходит в подземный мир, ствол находится на земле, а крона в небе.
В Буддизме, принц Гаутама достиг просветления, и стал Буддой, медитируя под священным деревом Бодхи.
Таким образом, древо жизни, является метафорой и символом устройства жизни и вселенной у многих народов.
В общирной площади славянских верований и традиций хвойным деревьям отводится важное место. До того, как в России освоился обычай устанавливать елку к Рождеству, до того как она стала символом Христова дерева, в славянской традиции, ель, главным образом была связана с нижним, навьим, миром. С символикой смерти, и была связана с обширным комплексом похоронных верований и обычаев. Из ели, наряду с сосной, березой и дубом, часто делали гроб. Связывая это с тем, что хвойное дерево является защитным, и не дает умершему "ходить" после смерти. У старообрядцев страннического согласия, был интересный обычай хоронить умерших под елью. Корни ели при этом сильно подкапывали, в яму укладывали человека, и сверху захоронения вновь прикапывали потревоженное дерево. После чего, могила была сокрыта, будто её и не существовало вовсе. В Олонецкой губернии существовал обычай хоронить удавленников-самоубийц между двумя елями. Повсеместный распространенный обычай бросать еловые, или другие хвойные ветки перед похоронной процессией, и позади её. Из ветвей ели было принято сооружать венки, как украшение для могил. Этот обычай существует и в наши дни. Хотя и в большинстве случаев из искуственных материалов. Венки на могилы принято приносить к Пасхе и к другим поминальным дням.
У сербов был обычай хоронить под елью не только нечистых покойников, но и праведников. Растущая над могилой святого праведника ель считалась священной и обладала целебными свойствами. Такое дерево часто становилось объектом паломничества. Посещение этого места помогало людям в невзгодах, бедах и помогало исцелять болезни.
Однако, при этом, не правильно было бы считать ель исключительно принадлежащей похоронной обрядовости.
Очень многим значимым событиям в жизни людей сопутствовало установление обрядового дерева, функцию которого зачастую выполняло именно хвойное дерево - ель, сосна. Происходило это при различных календарных праздниках, при свадебных обрядах, при проводах на военную службу, при начале строительства новой избы.
В Белорусском Полесье был обычай возить елку на праздник Масленицы. Деревце при этом украшали лентами и колокольчиками. На Брянщине дерево украшали овощами, и возили по деревне. На Украине, 1 сентября, на день Симеона Столпника, устраивали праздник. На базарах ставили еловые деревья и украшали его фруктами и плодами. Все делились угощениями, и праздновали всю ночь.
Так же, в поверьях и верованиях славян ель имеет и демонические мотивы. Так например, существуют поверья о большом еловом лесовике, рост которого достигает верхушек старых елей. Так же, ель упоминается как убежище другой различной нечисти. Чертей, русалок, погибших детей и прочих. Иногда ель упоминается как обережное дерево - "Ель еленица, красная девица, оборони от врага и тёмненькой ночи!". Колкость хвоинок ели и сосны, а так же резкий запах, ставят хвойные деревья в ряд с другими обережными растениями.
В различных обрядах, заговорах существует мотив пересчета хвоинок. Это дело поручают ведуны чертям или другим вредоносным духам. Например, в углу хаты, либо под порогом, рассыпаются хвоинки, и говорят - "Покуда иголок не сочтеши, с сего места не сойдёши!"
Есть поверья о том, что черти и другая нечистая сила в грозу прячутся в еловых ветвях во время грозы. Илья пророк поражает прячущуюся нечисть молнией, вместе с ними и дерево, и стоящего под ним человека. Поэтому, нельзя стоять во время грозы под елью.
В наши дни сформировался новый, двойственный образ ели. Это использование еловых, хвойных ветвей в похоронных ритуалах (традиционные венки на могилах). И связь ели, её традиционное украшение к празднику Рождества и Новому году. Давно возникли новые обычаи и традиции. Любимые не только детьми, но и взрослыми. Праздничные елки в нашей стране нарядно украшаются, привычны для каждого дома, и радуют людей своей красотой, насыщенным ярким запахом.