AstaLaBabyVista писал(а): Ох, поломали копья!) раз уж тема съехала: лично для меня, самое большое разочарование в индуизме (обобщенно - как философско-мировоззренческий пласт, почерпнутый правда из популярной литературы - лично не был) наступило, когда увидел: нет равенства и там) - поклонение гуру, погоня за "милостью", религиозная ритуалика и особенно демагогия гуру (при формально видимых ответах страждущим) и внутриусобная вражда между "гуру" и приверженцами различных "гуру". Это особый смех)) .
Поддержу. У меня были и есть подобные же впечатления. Я много лет вообще индийское наследие вообще не принимал. Слепое поклонение Гуру для меня чуждо. Как и обилие ритуалов.
Однако, пользовался кое-какое базой, от интегральной йоги Ауробиндо и Сатпрема.
Потом, спустя много лет, изучая корни буддизма был вынужден провести сравнительный анализ по мировоззренческой базе и по методикам работы над сознанием, умом и природой чувств. И там уже пришлось разбираться в разных школах индуизма. Оказалось много общего. Фактические единый ствол мироощущения и восприятия, различия между шиваизмом и буддизмом, или буддизмом и вайшнавизмом, не так уж много. Это я не про внешнюю атрибутику, а про методы практики и восприятие реальности.
Честно скажу. Шиваизм - очень крутая вещь. В с практической точки зрения очень богатая. Не меньше чем эзотерический буддизм.
Но, конечно, для обычного человека, не понимающего что символы и атрибутика выражают разные качества сознания, личности, ума, природы. Все эти изображения танцующих шив, змей, ганеш, и трехликий брахма, все это чуждо и непонятно. Отпугивает даже. Европеец привык к эстетике и гармонии в скульптурном изображении божеств. Ему понятно тяжело все это воспринимать. А тем более этому молиться.
Не говоря о тантрическом шиваизме, в котором вообще вместо алтаря скульптурное изваяние половых органов, схематичное. Как такому можно молится вообще?
Однако. Все же это не фигня. Когда речь заходит не о красоте изваяний и качестве изображений обликов божеств. Когда речь заходит о нереальных храмах вырезанных из горной породы целиком - то ты понимаешь, что цивилизация там была не хуже, чем в Египте. И не смотря на социальную деградацию государства после завоевания и нищету, корни у этой страны очень мощные и очень ценные. Они содержат в себе и большой пласт истории, и большой арсенал психотехник, для работы с сознанием и умом, для изменения восприятия реальности. По уровню объяснений природы внутреннего мира - Индия безусловно лидер. Как взаимодействует сознание и ум, как взаимодействие идет с органами чувств, как на них влияет окружающая природа, как влияние может омрачать ум, как восстановить ясность, как научится видеть реальный мир, а не ворох своих ложных представлений о нем и шаблонов восприятия - это все содержится в индуизме. Не говоря уже о принципах и настройках силы воли, принятия мира таким какой он есть, и многих других полезных принципов.
Так что, серьезные вещи там есть.
Что касается гуру. К сожалению, там есть много новодела и откловшихся псевдо-гуру. Фактически тысячи направлений йог и всяких там разных вариантов шиваизма, вайшнавизма. Кришнаитских сект наверное будет пару сотен, если не больше.
В общем-то с какого-то времени в Средневековье еще, стало нормой когда более менее состоявшийся гуру отходил от общего учения и создавал свою школу. Это породило за столетия целую тьму самостоятельных сект, и у каждой своя специфика.
Требование подчинения наставнику есть и в буддизме, ии в европейских традициях. Но вопрос, на сколько этот наставник адекватен? Европейские профессора и епископы тоже переодически попадаются на неправедных делах, коррупции и психическом или сексуальном насилии. К сожалению, во всем мире есть учителя, которые выходят за рамки приличия, не только религиозные, но и светские.
Тут уж вопрос стоит не в том, что надо изучать индуизм или не надо. Тут вопрос необходимости. Если у человека есть интерес к постижению истоков многих концепций мировоззрения, которые через гностицизм, христианство, буддизм проникли в Европу из Азии, то приходится проводить анализ с первоисточниками. Даже взять просто христианский жест Иисуса и Святых на иконах - он относится к буддистким мудрам. А до буддизма эти мудры использовались в йоге и тантре для концентрации на определенных состояниях.
Так что если человек готов довольствоваться одной двумя европейскими традициями, то он вполне может обойтись без индуизма. А если он исследует эзотерику по-настоящему, то ему без индуизма и буддизма, без йогических и тантрических техник просто не понять специфику практики и ритуалов ни Европы, ни Азии.