Сообщение
zemleroika » 20 дек 2017, 19:53
продолжение
Кашмирский шиваизм
С точки зрения этой школы Шива предстает как всеобъемлющая реальность, тождественная сознанию и проявляющая себя во всех субъектах и объектах восприятия благодаря внутреннему динамическому принципу (“спанда”, или постоянная пульсация). Главное положение, которое разделяли все направления кашмирского шиваизма, — это представление о космическом союзе двух сущностей (или даже скорее о соединении двух аспектов одной и той же нераздельной сущности), сознающей и активной, воплощенных соответственно в образе Шивы и ето любящей спутницы Шакти. Шакти, или динамичная, вечно развертывающаяся, вечно выталкивающая себя вовне реальность, обычно отождествляется в кашмирском шиваизме с “Речью” (Вач), пребывающей у истоков всякого творения. Союз, или взаимопереплетение, двух всеобщих начал понимается здесь как постоянная вибрация, пульсация, или внутренняя дрожь (спанда, спхуратта), которая становится истинным основанием для постепенного развертывания всего сотворенного мира. Это чередующееся, прерывистое “сияние”, которое одновременно предстает как манифестация изначальной Речи, постепенно сгущается и тускнеет; оно шаг за шагом как бы опускается в сферу “грубой” материи, в конечном счете отливаясь и дробясь в многообразную вселенную вещей и отдельных душ. При этом Шакти символизирует собой “полноту” (пурната) творимого мира, тогда как Шива — “пустоту” (шуньята), или безосновность сознания, отсутствие в нем содержимого или каких бы то ни было различающих характеристик... Говоря словами кашмирской школы пратьябхиджня, адепт должен вдруг “узнать”, увидеть самого себя тождественным высшему Господу.
Двайта-адвайта (Кумара-сампрадая вайшнавизма)
С точки зрения двайта-адвайты высший Брахман, с одной стороны, отличен от мира и душ (поскольку он является верховным и независимым управителем, мехггу тем как все в мире целиком зависит от его соизволения); однако, с другой стороны. Брахман тождествен миру, поскольку только он и сообщает этому миру подлинную реальность. Согласно Нимбарке, аспект тождества (абхеда) проявляется в постоянной взаимосвязи мира и Брахмана, аспект же их различия (бхеда) состоит в том, что мир и души обладают собственными свойствами, отделяющими их от вечной и чистой сущности. В отличие от радикальных вариантов веданты (напр., от адвайта-веданты Шанкары), в двайтаадвайте говорится о реальной трансформации Брахмана во все многообразие вселенной (это происходит, по мысли Нимбарки, благодаря божественной силе——персонифицированной в возлюбленной бога Кришны—Радхи).
Вишишта-адвайта (шри-вайшнавизм)
Рамануджа говорил, что материальный мир и человеческая душа произошли из Брахмана и являются его частями; они не иллюзорны, а имеют реальное существование. Высший Брахман в вишишта-адвайте—это “верховный муж, который по сути своей свободен от несовершенств и наделен бесчисленными добродетелями непревзойденного величия”, т.е. это Ишвара, или Нараяна-Вишну народной религии. Согласно вишишта-адвайте, Ишвара выступает не только как “действующая”, но и как “материальная” причина мира, поскольку вся вселенная представляет собой его собственное развертывание (паринама). Проявленный мир неодушевленных предметов и душ, имеющий своим источником Бога, уже существовал в “тонкой” форме до самого акта творения. Подлинная реальность сохраняется им не только за Ишварой, но и за многочисленными душами (джива) и неодушевленными предметами (джада). Атомарная душа, индивидуальность которой сохраняется даже в освобождении,—это предельно малая мера субстанции. Именно в силу своей малости она может рассматриваться как свойство или определение субстанции более высокого порядка. Бесчисленные дживы составляют модусы, или формы проявления Ишвары и как таковые служат ему “телом” (их собственные тела образованы неодушевленными элементами—джада); одновременно они служат атрибутами, неотъемлемыми характеристиками (вишешана) Бога. Брахман, определяемый этими характеристиками, оказывается живой, изменчивой целокупностью, которая пребывает в постоянном становлении; это и позволяет вишишта-адвайте, несмотря на ее тяготение к идеям санкхьи, обойтись без допущения пракрити (первоматерии) как отдельного, самостоятельного начала, лежащего в основе развертывания вселенной... Представление о мире и душах как о “теле” (шарира) Ишвары получает новый акцент в этико-религиозных воззрениях вишишта-адвайты: Вишну, входящий во все живые существа как их внутренняя душа , сам определяет для них меру награды или наказания и вместе с тем выступает как их единственный защитник.
Шайва-сиддханта
мир, мыслящийся реальным, представлен тремя сущностями. Это: пати ("владыка") — Шива, являющийся первопричиной вселенной, высшей реальностью, абсолютом; пашу ("скот") — вечная индивидуальная душа; пашам ("оковы") — материя, понимаемая как нечистота, имеющая три разновидности: анава — изначальное неведение; карма — действия, ведущие к перевоплощению; майя — время, природа, чувства, тело и т. д.