4 Веды и Пятая веда
Добавлено: 16 фев 2018, 13:10
Термины "веды" и "ведический" довольно распространены на современных ресурсах, посвященных эзотерике. Однако использование этих терминов зачастую не совпадает ни с использованием их в науке, ни среди традиционных последователей индуизма.
В академической науке под ведами подразумевают 4 сборника текстов на ведийском санскрите, составленные ориентировочно на протяжении 2-го тысячелетия до н.э. (некоторые датирует их чуть более поздним периодом, некоторые чуть более ранним). Эти 4 веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Соответственно когда в научной литературе пишут про ведийскую религию, подразумевают этот период и эти тексты. Ведийская религия иногда считается самой ранней стадией индуизма, а иногда еще не индуизмом. Там нельзя найти божеств с именами Лакшми, Шива, Дурга, Кали, Кришна. Главными божествами (к которым обращено наибольшее число гимнов) там можно называть Агни, Индру, Варуну, Сому, в меньшей стпени Рудру. Сарасвати. Ушас, Сурью, Митру, Вишну и других. Хотя функции всех вышеперечисленных божеств и переняли божества более позднего индуизма. Обрядовая практика там очень сильно отличается от принятой в индуизме сейчас. Морально-этические нормы в общем тоже, хотя и нельзя сказать что их нет.
Среди большинства представителей индуизма принято называть Ведами те же 4 сборника текстов, но есть еще такое хитрое понятие "пятая веда", которое применяется к широкому спектру священных и не только текстов, составленных намного позже, со второй половины 1-го тысячелетия до н.э. - и до чуть ли не нашего времени. Какие конкретно тексты так называются, зависит от конкретного направления. Это может быть Махабхарата, Рамаяна, пураны, агамы и т.д.
Пятая веда в данном случае скорее хвалебный эпитет, подчеркивающий ценность текста. Существует традиционное деление священных текстов на самые священные - шрути (услышанное), и тоже священные, но менее значимые смрити (запомненное). К шрути относят веды и упанишады, пураны относят к смрити. При этом к 4 ведам довольно парадоксальное отношение, с одной стороны они считаются главными священными текстами, с другой стороны их изучение например в веданте строго запрещено низшим кастам и женщинам (несмотря на то, что авторами ряда гимнов в Ригведе считаются женщины, а в Яджурведе заявляется о том, что веды сообщаются для всех). Философы тоже ссылаются не на сами веды, а в крайнем случае на упанишады или чаще на тексты своей традиции. При этом если в академической науке общепринята датировка пуран и агам как составленных уже в нашей эры, в индуизме чаще все тексты (и веды, и "пятые веды") датируют одним временем и приписывают им божественное происхождение.
В рунете термином веды под влиянием Международного общества сознания Кришны часто называют Бхагавад-гиту (часть Махабхараты) и пурану Шримад-Бхагаватам, т.е. тексты относящиеся к смрити. Бхагавад-гита является каноническим текстом для всего направления веданты (куда входит и гаудия-вайшнавизм, чьим поднаправлением является МОСК), Шримад-Бхагаватам является каноническим текстом только для кришнаитских направлений (гаудия-вайшнавизм и другие). Иногда ведами называют и вообще любые вольные рассуждения т.называемых "ведических психологов" (которые также чаще всего связаны с МОСК). Это уже не говоря о сочиненных в 20-м веке "славяно-арийских ведах".
Часто термин "ведический" применяют к индийской медицине Аюрведе. Хотя ее классические тексты достаточно древние (самая древняя Чарака-самхита датируется промежутком 4 в. до н.э. - 2 в. н.э.), шрути они не считаются, и отражают конечно не реалии ведийского периода, это видно и по используемых растениям и по сведениям о сезонам, и по языку. То же касается и индийской астрологии, по общепринятой теории она пришла в Индию с запада где-то в начале н.э.
В академической науке под ведами подразумевают 4 сборника текстов на ведийском санскрите, составленные ориентировочно на протяжении 2-го тысячелетия до н.э. (некоторые датирует их чуть более поздним периодом, некоторые чуть более ранним). Эти 4 веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Соответственно когда в научной литературе пишут про ведийскую религию, подразумевают этот период и эти тексты. Ведийская религия иногда считается самой ранней стадией индуизма, а иногда еще не индуизмом. Там нельзя найти божеств с именами Лакшми, Шива, Дурга, Кали, Кришна. Главными божествами (к которым обращено наибольшее число гимнов) там можно называть Агни, Индру, Варуну, Сому, в меньшей стпени Рудру. Сарасвати. Ушас, Сурью, Митру, Вишну и других. Хотя функции всех вышеперечисленных божеств и переняли божества более позднего индуизма. Обрядовая практика там очень сильно отличается от принятой в индуизме сейчас. Морально-этические нормы в общем тоже, хотя и нельзя сказать что их нет.
Среди большинства представителей индуизма принято называть Ведами те же 4 сборника текстов, но есть еще такое хитрое понятие "пятая веда", которое применяется к широкому спектру священных и не только текстов, составленных намного позже, со второй половины 1-го тысячелетия до н.э. - и до чуть ли не нашего времени. Какие конкретно тексты так называются, зависит от конкретного направления. Это может быть Махабхарата, Рамаяна, пураны, агамы и т.д.
Пятая веда в данном случае скорее хвалебный эпитет, подчеркивающий ценность текста. Существует традиционное деление священных текстов на самые священные - шрути (услышанное), и тоже священные, но менее значимые смрити (запомненное). К шрути относят веды и упанишады, пураны относят к смрити. При этом к 4 ведам довольно парадоксальное отношение, с одной стороны они считаются главными священными текстами, с другой стороны их изучение например в веданте строго запрещено низшим кастам и женщинам (несмотря на то, что авторами ряда гимнов в Ригведе считаются женщины, а в Яджурведе заявляется о том, что веды сообщаются для всех). Философы тоже ссылаются не на сами веды, а в крайнем случае на упанишады или чаще на тексты своей традиции. При этом если в академической науке общепринята датировка пуран и агам как составленных уже в нашей эры, в индуизме чаще все тексты (и веды, и "пятые веды") датируют одним временем и приписывают им божественное происхождение.
В рунете термином веды под влиянием Международного общества сознания Кришны часто называют Бхагавад-гиту (часть Махабхараты) и пурану Шримад-Бхагаватам, т.е. тексты относящиеся к смрити. Бхагавад-гита является каноническим текстом для всего направления веданты (куда входит и гаудия-вайшнавизм, чьим поднаправлением является МОСК), Шримад-Бхагаватам является каноническим текстом только для кришнаитских направлений (гаудия-вайшнавизм и другие). Иногда ведами называют и вообще любые вольные рассуждения т.называемых "ведических психологов" (которые также чаще всего связаны с МОСК). Это уже не говоря о сочиненных в 20-м веке "славяно-арийских ведах".
Часто термин "ведический" применяют к индийской медицине Аюрведе. Хотя ее классические тексты достаточно древние (самая древняя Чарака-самхита датируется промежутком 4 в. до н.э. - 2 в. н.э.), шрути они не считаются, и отражают конечно не реалии ведийского периода, это видно и по используемых растениям и по сведениям о сезонам, и по языку. То же касается и индийской астрологии, по общепринятой теории она пришла в Индию с запада где-то в начале н.э.