Ключевые понятия Брахман и Атман

Тантра, брахманы, упанишады, Шива, Вишна (Кришна)... Обсуждение вопросов о индуизме

Ответить
Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 19060
Зарегистрирован: 06 сен 2009, 21:42
Репутация: 3169
Пол:

Ключевые понятия Брахман и Атман

Сообщение Jack » 03 янв 2021, 15:59

Что такое Брахман.
Если разъяснять это слово в контексте индуистских понятий, оно означает изначальность или первоначало. То, из чего произошло все наше бытие, вселенная и все ее миры, все явления и феномены как таковые. Так же он является сущностью или сутью всего явленного и существующего. Так как понятие весьма сложное и неоднозначное, оно имеет структуру из множества других сложных значений.
Например, в виде бога Брахмы эта сущность может быть воспринята как персонификация некой личности Бога. На самом деле Брахма это лишь форма той сути, которая всегда изначально пребывает за пределами всех форм, и в то же время изнутри всех форм, иными словами охватывает все явления, и так же это та суть, за пределы которой не выходит ни одно явление потому что нет ничего за пределами этой сути - она не имеет границы и краев при этом не является формой, а существует как сущность или бесформенность, не имеет субстанциональности.
Так же, уместно назвать это Абсолютом, абсолютной реальностью, трансцендентностью. Что означает пересекаемость любых пределов, запредельность, превосхождение всего, то что не является объектом опыта или чувств. В общем, как мы видим, это очень сложное понятие и чтобы его объяснить, нам нужна некая форма, иначе обычное восприятие человека не способно даже понять эту сущность бытия. Поэтому у нас есть персонифицированное божество - Брахма, с ним нам как существам обычного мира взаимодействовать все же легче.

Согласно упанишадам, Брахман отождествляется с Атманом.
Здесь так же требуются объяснения. Атман это духовная суть отдельного индивида, личности, это неизменная духовная суть каждого отдельно взятого индивида или личности.
Говорится, что это Абсолют, который осознает сам себя и свое существование (здесь я бы сказал, сказано спорно, потому как слово "существование" того, что запредельно самому существованию - уже искажает смысл, поэтому лучше было бы сказать, "осознает и воспринимает и себя и свою способность воспринять".) иными словами, осознавание присущее изнутри, воспринимает свою тождественность или идентичность с Брахманом. Такое опознавание или понимание самого себя как идентичность с этим принципом - это Атман. Хотя Атман есть в каждом существе, очень мало существ, которые пребывают в опознавании Атмана. Когда же происходит узнавание самой личностью себя как Абсолюта, это называется Атма. Таким образом Абсолют, пребывая изнутри человека, осознает себя как Высшее, как то, чем он является по природе. Таким образом, Атман это высшее сознание, высшее начало каждого индивида, оно же и является абсолютным бытием - Брахманом, если происходит предельное или полное понимание и отождествление с ним.
Необходимо, чтобы персональное сознание Антман осознало бы себя как Брахмана. Весь опыт человека и его внутренние переживания, боль и радость, все связанное с "я" - личностью, когда происходит постижение себя как Атмана, то происходит понимание что высшая реальность охватывает абсолютно любой постигаемый опыт и переживания, чувства, предметы и все что можно воспринять. Таким образом все становится трансцендентным. Опыт трансцендентности превосходит все слова и мысли об этом, эта внутренняя реальность индивида проявляет себя как абсолютная нераздельность всего существующего и того индивидуального восприятия, которое познает и воспринимает свою суть.

Итак, и Брахман и Атман - это абсолютная реальность
Отличие в том что Брахман это абсолютность реальности вообще в целом, а Атман это абсолютная реальность каждого отдельно взятого индивида.

Согласно упанишадам, далее происходит еще большее сложное разделение. Они различают Атман и высший Атман.
Итак, если взять описание из упанишад, то говорится следующее: «Не имеет частей четвёртое [состояние] — неизречённое, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Ом и есть Атман. Кто знает это, проникает [своим] Атманом в [высшего] Атмана».
Итак, здесь речь идет о недвойственности восприятия и объекта, поэтому говорится что растворяется проявление проявленного мира.
Почему так говорится? Потому что если у нас исчезает двойственность "это я, а вот это все вокруг - наш мир", то растворяется весь двойственный мир, который мы сами создаем ошибочным восприятием. Таким образом этот Атман, который видел мир ошибочно, растворился и проник в Высший Атман. То есть, устранилась ошибка дуального восприятия, и в этот же момент исчез дуальный мир который мы видели как отдельный от себя. Говорится о четвертом состоянии, что это за состояние? Речь идет о времени, есть три времени или три состояния, в каждом времени есть свое состояние, например в прошлом мы были детьми, в будущем будем стариками, сейчас мы еще пока молодые, то есть - есть три времени и каждому соответствует свое собственное состояние. За пределами этого - это четвертое состояние когда нет времени, это единовременность или запредельность времени.
Как видите, даже одна строчка из упанишад очень глубокая. Говорится что звук ОМ это Атман. Почему? Потому что у высшего и запредельного состояния есть свои проявления и оно проявляет себя через трансцендентный звук, это и есть ОМ. Таким образом, если у человека есть такое знание, говорится что он способен растворить свой Атман в этом высшем Атмане, и тогда трансцендентная реальность (это значит та, которая за пределами нашей обычной реальности) станет доступна.

Это поразительно глубокие тексты, и в особенности данные строки. Есть очень много таких удивительных наставлений, но это действительно требует времени сил и размышления над ними.
Ну, по крайней мере такие понятия как Атман и Брахман, и что это такое - стоит знать и понимать, чтобы начать свое взаимодействие с этой удивительной традицией. Возможно, в будущем я еще вернусь к этой теме и напишу больше.
Итак, получилось, что лишь в одной строчке - целое открытие и удивительно глубокий взгляд на реальность. Поэтому, конечно же, духовные учения удивительны и, если их по настоящему понять, - выводят на новый уровень осознания.
Вложения
Ключевые понятия Брахман и Атман - 20210103_151521.png
Ключевые понятия Брахман и Атман - 20210103_151521.png (628.15 КБ) 784 просмотра

Аватара пользователя
Собеседник
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 24 июл 2012, 22:54
Репутация: 279
Пол:

Re: Ключевые понятия Брахман и Атман

Сообщение Angel2134 » 26 мар 2021, 17:59

Jack
Благодарю Вас за информацию 🤝☀️

Ответить

Вернуться в «Индуизм»