Легенда о Нарасимхе

Тантра, брахманы, упанишады, Шива, Вишна (Кришна)... Обсуждение вопросов о индуизме

Ответить
Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 19060
Зарегистрирован: 06 сен 2009, 21:42
Репутация: 3169
Пол:

Легенда о Нарасимхе

Сообщение Jack » 22 май 2021, 13:34

Нарасимха - весьма интересный образ в индуизме. Это свирепая и ужасная аватара бога Вишну в форме человека-льва. Однако, свирепость не означает, что это плохая аватара. Поскольку враги добра тоже свирепые и сильные, Вишну воплощается не в менее, а в более свирепые формы, чтобы подавить и победить зло. Если зло не может остановиться с помощью мирных форм, тогда Вишну являет свирепые и ужасные формы, чтобы даже зло испугалось и было побеждено. Это надо понимать именно так.

Легенда о Нарасимхе
Есть предание, что в Сатья-югу в этой форме бог Вишну явился на землю чтобы поддержать дхарму. Дхарма это святое учение, которое выводит человека из пропасти страданий. В индуизме считается, что чтобы это учение не угасло и люди всегда следовали добродетели, не только Вишну, но и многие другие великие существа непрестанно трудятся и поддерживают во вселенной порядок. Итак, по преданию, в то время существовала угроза не только для дхармы но и для существования всего мира. Такое имя как Нарасимха («нара» — человек, «симха» — лев) эта аватара получила потому, что по форме это был человек, но со львиной головой: очень страшный, сильный, свирепый и могучий, с огромными когтями и клыками.
В то время земля находилась в состоянии тирании, которую создавал асур Хираньякша. Этот асур имел дар неуязвимости и был практически бессмертным, а потому считал что ему все дозволено и его никто не сможет победить или наказать за злодеяния. Его дар состоял в том, что убить его было нельзя ни оружием, ни голыми руками, ни днём, ни ночью, ни внутри дома, ни вне его. А так же его не могли убить человек или животное. Вот почему Вишну воплотился не как человек, и не как животное, а принял именно такую форму. Так как Хираньякша практически был бессмертен, он захватил власть над всеми мирами, выгнал Индру из небесного мира и жил в его царстве. Но в особенности он жестоко относился к собственному сыну Прахладе, который с юного возраста молился Вишну и искренне веровал в него. И вот по легенде Вишну явился на защиту Прахлады именно в образе Нарасимхи, чтобы наконец восстановить дхарму и уничтожить асура Хираньякшу. Происходило все весьма удивительным образом. Так как все же они были родственники, отец и сын спорили между собой, существует Вишну или нет. Хираньякша пытался убедить своего сына, что Вишну не вездесущ и молиться ему не за чем. Хираньякша в горячем споре выкрикнул, что Вишну не вездесущ хотя бы потому, что его нет в этой колонне, ударив кулаком по колонне дворца. Но в этот момент колонна разрушилась и из нее появился человек-лев, с которым Хираньякше пришлось бороться, потому что настало то самое время, когда стало возможным его убить. В сумерках, не на земле и не на небе, а на коленях у Нарасимхи, не оружием и не голыми руками, а когтями льва был разорван этот демон-негодяй. Эта история изложена очень ярко и подробно в Вишну-пуране. Но это не единственная история про Прахладу - асура который следовал пути добродетели. Есть так же чудесная история о том, как его пыталась сжечь демоница Холика по приказу Хираньякша, которая имела дар не гореть в огне. Она вошла в огонь вместе с ребенком, но Прахлада остался невредим, а сама она сгорела. Такая легенда подтверждает, что какой бы ни был дар, если использовать его во вред, то это всегда обернется против вредителя и дар может так же стать причиной гибели. Про эту историю стоит написать отдельную статью, потому что она сама по себе тоже очень интересная и связана с легендой о Нарасимхе. Но в любом случае эти события происходили очень давно - не в нашу Югу (эру). Итак, после того как Хираньякшу разорвал Нарасимха, правителем асуров стал его сын Прахлада и дхарма в мире восстановилась. Эта история так же описывается и в Бхагавата-пуране, так же встречается она и в некоторых других писаниях.

Нарасимха считается величайшим защитником верующих в вайшнавизме, и поклонение ему весьма распространено. Можно сказать, что это образ гневного божества или божественного гнева, так как это не гнев сам по себе как таковой, а с помощью выражения гнева устрашается и покоряется враг учения. Вот почему это защитник, который всегда защищает добро. Он никогда не разорвет кого не надо и не сделает зло. Хотя по форме он устрашающий, он точно знает свою работу и всегда защищает верующих, если они находятся в опасности.

Письменные источники
Что же касается письменных источников, самое древнее упоминание о Нарасимхе содержится в Ригведе, а все остальные - более поздние. Но это лишь один стих, который описывает Вишну как страшного зверя, который бродит в горах. Это косвенная отсылка к Нарасимхе, однако, такое описание его качеств присутствует и поэтому данное упоминание самое древнее. В остальных текстах есть более широкое описание, но оно уже чуть менее древнее.

Что же касается Прахлады, то так как он с детства не имел ни одной неправедной мысли, именно благодаря ему стало возможным чтобы род асуров изменился после смерти его отца Хираньякашы. Хотя его гуру - асуры и пытались привить ему любовь к удовлетворению желаний и стремление к власти и богатству, у них ничего не получилось и он не стал демоном, так как демоном делает не рождение в каком-то мире, а состояние сознания. У Прохлады состояние сознания было чистейшим и поэтому он смог не только призвать Вишну на помощь, но и установить дхарму в царстве асуров.
Вложения
Легенда о Нарасимхе - 20210522_124317.jpg
Легенда о Нарасимхе - 20210522_124317.jpg (117.19 КБ) 720 просмотров

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Индуизм»