Хотя «десять ступеней» объяснялись множеством способов, по сути, они представляют стадии, через которые переходит эзотерический практик, как будто проникая сквозь заблуж-дения и раскрывая все более глубокие сферы разума. Ступени также можно рассматривать как описания различных буддийских учений, как это сделал в свое время Ку:кай. Заключа-ются «десять ступеней разума» в следующем:
1. Изменчивый, бараний разум (исё: тэйё:-син). Непросветленный разум, который не пони-мает ни добра, ни зла, ни причин, ни следствий. Как баран, наполненный желаниями сек-са и еды, человек с таким разумом движим инстинктами.
2. Глупый, умеренный разум (гудо: дзисай-син). Здесь некая кармическая причина взволно-вала присущую личности природу Будды, чтобы он мог сдерживать себя. Это разум, кото-рый стремится быть этичным и нравственным.
3. Детский, глухой разум (ё:до: муй-син). Утомленный человеческими страданиями, человек на этом уровне ищет мирного обиталища на небесах. Это разум, впервые пробужденный к религии. Подобно тому, как ребенок ищет утешения в объятиях своей матери, не зная, что его мать тоже подвержена болезням, старости и смерти, человек на этой ступени стре-мится верить в вечно неизменного бога или духовную доктрину.
4. Разум только-совокупности без Самости (юйун муга-син). Разум этой ступени рассматрива-ет самость, как нечто неустойчивое, но все же думает, что пять совокупностей (форма, восприятие, умственная деятельность, воля и сознание) реально существует. (Ранний этап буддизма, известный как сё:мон-дзё:, «колесница того, кто слышит голос» учения Шакья-муни, где человек ищет спасения только для себя, принадлежит к этой ступени.)
5. Разум свободный от семени кармической связи (бацу го:индзю-син). Познав процесс кар-мической причинности, человек на этой ступени разрушает неведение, которое является семенем плохой кармы. Однако, как и на четвертой ступени, этот разум испытывает не-хватку сострадания к другим существам. (К этому уровню принадлежит учение энгаку, учение самопросветленной личности, которая достигает освобождения, понимая причи-ну.)
6. Сострадательный разум Махаяны (таэн дайдзё:-син). На этой ступени разума появляется сострадание ко всем живым существам. Хотя и понимая, что объекты — пустота, разум уже считает, что самосущность сознания-хранилища (распознающее объекты) реальна. (К нему относится доктрина Только-Сознания. Эта и следующие ступени описывают буд-дизм Махаяны.)
7. Разум пробуждения в Нерожденном (какусин фусё:-син). Здесь индивидуум осознает пу-стотность как объектов в разуме, так и самого сознания-хранилища. Однако, такое осозна-ние не выходит за рамки отрицания.
8. Разум единого пути к Истине (нёдзицу итидо:-син). Эта ступень сознания подразумевает, что миры омрачения и просветления, миры материи и разума, человеческий мир и все возможные миры содержатся в одной мысли внутри индивидуального разума. Это уро-вень осознания того, что сознание и его объекты образуют одно тело, но оно еще не знает, что другие сферы переступают его пределы.
9. Разум предельной природы «не-Я» (гоку мудзисё:-син). В этой конечной области экзотери-ческого понимания, разум видит, что все вещи взаимопроникают друг в друга и содержат вечную истину. По-прежнему ограниченный пустотой и несуществованием, этот разум не выходит за пределы отрицания. Он должен все же выйти за пределы причины к результа-ту — просветлению.
10. Тайный, возвышенный разум (химицу сё:гон-син). Разум на этом уровне прорывается сквозь привязанность к пустоте и полностью осознает свою истинную природу. В этой сфере понимания, индивид переживает внешнее самосущее просветление космического Будды. Это творческий разум исток всех вещей. Он называется возвышенным, потому что поднимается до конечного просветления Будды — «сделан возвышенным» — с помощью тройной макрокосмической активности тела, речи и ума. Он называется «тайным», пото-му что три вида активностей (три секрета) проявляют глубокую тайну разума Будды. В своем «Трактате о явном и тайном учениях» Ку:кай писал:
Именования сокровенного многообразны и неисчислимы. Называемое здесь сокровенным — то, что лежит в тайном хранилище царства предельного Тела Дхармы.5
Не все десять уровней одинаковой величины, как в случае с лестницей в десять рав-ных шагов. От некоторых уровней к следующему может быть всего лишь маленький шажок, как от шестого к седьмому; но другие, подобно первому и второму, отделены друг от друга огромной пропастью. Изображенные в виде графика, десять уровней не создадут прямую восходящую линию, зубчатую линию или что-то еще, что может быть показано только в двух измерениях и в одном-двух направлениях. Наилучшим изображением может быть сплошная сфера, состоящая из десяти слоев, которые находятся в постоянном движении во всех плос-костях, изменяющих форму и размер, но в целом всегда связанных друг с другом.