О трёх уровнях ~религиозной практики
Добавлено: 28 сен 2010, 22:19
1. Для людей, в которых преобладает животное, или «скотье», начало (тантрич. пашу, гностич. - гилик или соматик), религия является не более чем средством, обеспечивающим физическое сплочение и выживание народа или некоторой группы людей. Это уровень «биологического» национализма и тотальной обусловленности Сознания плотскими нуждами.
2. Для людей в полном смысле этого слова (тантрич. вира, гностич. психик), религия является чем-то вроде душевной страсти, которая может быть выражена в достаточно широких рамках — от контролируемой Разумом эмоциональной затронутости до неконтролируемого религиозного фанатизма, граничащего с безумием. Религиозная практика этого уровня — душевное «горение», явное либо скрытое, делающее человека безнадёжным романтиком либо неутомимым мыслителем, мучеником за веру либо жестоким «инквизитором», вдохновенным «безумцем», влюблённым в почитаемого Бога, либо рационально мыслящим религиозным реформатором и законоучителем. В зависимости от того, какое начало в человеке наиболее развито, — чувственное или ментальное, — достигнув этого уровня, он может стать экстатиком или резонёром. Если человек при этом не чужд националистических взглядов, то «своя» или «наша» вера всегда будет выглядеть в его глазах «более правильной», нежели вера «чужая».
3. Для тех немногих, кто при жизни вышел за пределы «человеческого, слишком человеческого», для кого Духовные цели являются первостепенными в Жизни (тантрич. Дивья, гностич. Пневматик), свойственно недуалистическое восприятие Мира, отсутствие эмоциональной возбуждённости в религиозной сфере и свобода от многих мирских условностей при неконцептуализированном осознании глубинных Законов Мироздания. На этом уровне человек выходит за пределы как «вульгарного» атеизма людей первого типа, так и личностного Богопочитания людей второго типа, постигая свою Истинную Природу как тождественную Высшему Трансцендентному Духу, или Абсолюту. Для описания своего Духовного опыта такой человек может использовать любой из известных ему понятийных языков, как из числа относящихся к его Родной культуре, так и любых других, при условии, что их понятийный аппарат позволяет сделать это в достаточной мере.
(с) Велеслав
2. Для людей в полном смысле этого слова (тантрич. вира, гностич. психик), религия является чем-то вроде душевной страсти, которая может быть выражена в достаточно широких рамках — от контролируемой Разумом эмоциональной затронутости до неконтролируемого религиозного фанатизма, граничащего с безумием. Религиозная практика этого уровня — душевное «горение», явное либо скрытое, делающее человека безнадёжным романтиком либо неутомимым мыслителем, мучеником за веру либо жестоким «инквизитором», вдохновенным «безумцем», влюблённым в почитаемого Бога, либо рационально мыслящим религиозным реформатором и законоучителем. В зависимости от того, какое начало в человеке наиболее развито, — чувственное или ментальное, — достигнув этого уровня, он может стать экстатиком или резонёром. Если человек при этом не чужд националистических взглядов, то «своя» или «наша» вера всегда будет выглядеть в его глазах «более правильной», нежели вера «чужая».
3. Для тех немногих, кто при жизни вышел за пределы «человеческого, слишком человеческого», для кого Духовные цели являются первостепенными в Жизни (тантрич. Дивья, гностич. Пневматик), свойственно недуалистическое восприятие Мира, отсутствие эмоциональной возбуждённости в религиозной сфере и свобода от многих мирских условностей при неконцептуализированном осознании глубинных Законов Мироздания. На этом уровне человек выходит за пределы как «вульгарного» атеизма людей первого типа, так и личностного Богопочитания людей второго типа, постигая свою Истинную Природу как тождественную Высшему Трансцендентному Духу, или Абсолюту. Для описания своего Духовного опыта такой человек может использовать любой из известных ему понятийных языков, как из числа относящихся к его Родной культуре, так и любых других, при условии, что их понятийный аппарат позволяет сделать это в достаточной мере.
(с) Велеслав