Конфуции и конфуцианство .Китайская народность, представляющая собой загадочное явление в истории, является старейшей из всех существующих в настоящее время народностей. Уже в глубокой древности они представляли собой один из образованных и культурных народов, но, достигнув известной степени цивилизации, остановились на ней и до сего времени сохранили ее почти без изменения такой, какова она была три тысячи лет тому назад. В глубокой древности ими были выработаны и религиозные воззрения, сущность которых такова: они поклонялись небу и земле как отцу и матери всего существующего.
Китайцы всегда отличались вежливостью, кротостью, терпением, необыкновенным трудолюбием с одной стороны и хитростью, коварством, надменностью и корыстолюбием с другой.
Правление у китайцев того времени, было монархическое, патриархальное. В основе социального строя стояла семья с отцом во главе, в политическом, народ составлял семью, отцом которой считался богдыхан.
Богдыхан был сын неба, его личность считалась священной и неприкосновенной до тех пор, пока он своими делами соответствовал назначению свыше. В противном случае само небо давало право народу выражать свой протест и даже прибегать к насилию.
Первым богдыханом называют мудрого Фу-си-шы. Он царствовал за 3468 лет до Рождества Христова. Ему приписывается установление религиозных обрядов, изобретение письменных знаков. За Фу-си-шы на престол вступил воинственный Хоан-ти, при котором был изобретен компас. При нем государство было разделено на 10 областей, введены системы веса и меры, для военных и торговых целей повсюду провели дороги и улучшили способы водяного сообщения. После Хоан-ти наиболее знаменитым богдыханом являлся Яо, правивший за 2350 лет до Рождества Христова. В его правление было установлено правильное времяисчисление, изданы первые уголовные законы. Еще при жизни Яо выбрал себе в приемники Шуна, при котором и при последующих богдыханах особое внимание уделялось сельскому хозяйству. Благодаря этим благоразумным мерам, благосостояние народа находилось на высоком уровне. Государство за это время окрепло и расширило свои границы. Но затем наступил глубокий кризис.
Борьба за власть, междоусобные войны, жестокость и деспотизм феодалов и богдыханов из династии Инь вызвало ропот даже этого терпеливого народа. Надо было водворить в государстве порядок и призвать народ к новой жизни. При нравственной и политической распущенности , господствовавшей в Китае в эпоху, должны были появиться преобразователи нравов, здравый голос которых указывал бы народу и правителям путь к истине и повиновению законам. И действительно, в это время стали появляться люди, стремившиеся внести покой и мир в государство. Одним из них был Конфуций.
При рождении Конфуцию было дано имя Киеу (холм), в знак памяти о холме, на котором молилась его мать. И произошло это в 551 гогду до Рождества Христова. Стремление Киеву к знаниям, образованию, новым идеям принесло ему заслуженный авторитет, а в последствии славу мудреца знаний и истины. Не случайно Киеу стали называть Кун фу цзы (почетный учитель Кун). Для европейцев привычней имя Конфуций. Отрицая современные беспорядки, Конфуций решил опираться на традиции глубокой древности – что является авторитетом для всех китайцев, а их стремление к порядку стало основой китайской религии – конфуцианство. Выступая с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека, цзюн-цзы.
Высокоморальный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь), чувство долга (и), верность и искренность (чжэн), благопристойность (ли) трактовались Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств и принципов. Следование этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, который в сборнике изречений Конфуция «Луньюй» («Суждения и беседы») определяется как человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен справляться, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии заботиться о честности; в юности он должен избегать вожделений, в зрелости – ссор, в старости – скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Познав истину утром, он «может спокойно умереть вечером». Таким образом «благородный человек» Конфуция – это социальный идеал, комплекс добродетелей.
В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу или назначении на службу – всегда и во всем существовали строго фиксированные для всех правила поведения.
Император Канси лично составил 16 «священных заповедей» - суть конфуцианства:
1.Уважай больше всего сыновью почтительность и братскую покорность, чтобы поднять общественные отноше6ния.
2.Обращайся великодушно со всеми родственниками, дабы поддержать дух гармонии и смирения.
3.Поддерживай мир и согласие с соседями, чтобы предупредить ссоры и тяжбы.
4.Признавай важность зе6мледелия и шелководства, дабы обеспечить достаточное количество пищи и одежды.
5.Цени умеренность и экономию, чтобы не допустить расточительства.
6.Высоко ставь школу и учебу.
7.Порицай и изгоняй построение учения, чтобы возвысить учение истинное.
8.Излагай и объясняй законы.
9.проявляй благопристойность и учтивость.
10.Усердно трудись на поприще своей профессии.
11.Поучай сыновей и младших братьев.
12.Ставь преграду ложным обвинениям.
13.Предостерегай от укрывательства беглых.
14.Вовремя и полностью плати подати.
15.учись подавлять гнев и злобу.
16.Группируйся в десятки и сотни, чтобы положить конец разбоям и воровству.
Как видим, конфуцианство – это больше, чем просто религия. Здесь отсутствует мистика, но зато охвачены политика, административная система, принципы организации общества, основы образа жизни.
Конфуцианское Священное Писание окончательно сформировалось в XII веке. В настоящее время он состоит из 13 книг объемом в 40 томов. Из них 9 главных:
1.Луньюй – сборник бесед и афоризмов Конфуция.
2.Мэн-цзы – развитие взглядов учителя.
3.Да-сюэ.
4.Чжун-юн – книги философии.
5.И-цзин – книга гаданий древности.
6.Шу-цзын – книга истории императоров.
7.Ши-цзын – книга песнопений.
8.Ли-цзы – книга церемоний.
9.Чунь-цю – хроника одного китайского княжества.
Людей Конфуций делил на пять разрядов, смотря по их нравственным и умственным качествам. К первому, низшему, разряду он причислял людей, не отличающихся никакими особыми качествами, - людей, которые говорят только для того, чтобы говорить, не думая о том, говорят ли они дело или пустяки, - людей привычки, живущих жизнью чисто животной изо дня в день, не умеющих ничего сделать без указания. Понятия этого разряда людей, по мнению Конфуция, далее глаз, ушей и рта не простираются. Ко второму разряду он причисляет грамотных, образованных людей, настолько развитых, что они способны иметь понятия о вещах недоступных понятиям простого народа. Эти люди живут сознательно жизнью, соображаясь с законами обычаями. К третьему разряду принадлежат люди здравого смысла, которые ни в чем не отступают от него. Они одинаковы в горе и радости, невозмутимы, добродетельны, умеют говорить и молчать, этих людей Конфуций называл философами. Четвертый разряд составляют люди прямодушные и истинно добродетельные и, наконец, самый малочисленный, пятый разряд – люди совершенные во всех отношениях. Только такие люди и могут стоять во главе государства, говорит Конфуций.
Отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, Конфуций сформулировал основы социального порядка, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем и т.д.»
Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны служить не богатство и знатность, а знания и добродетели. Этот критерий открывал путь наверх для любого. Проблема состояла в том. Что может ли бедный человек заплатить за обучение. И все же приток способных людей «наверх» постоянно осуществляется.
Детей учили грамоте, знанию письменности – ведь умение писать сочинение в свободном стиле, излагать и комментировать мудрость древних – было программой обучения в китайской школе.
Необходимо отметить, что облагодетельствовать и выучить бедного, но способного сородича считалось делом чести всей родни и сулило ей в случае успеха немало выгод. В результате те наиболее удачливые, способные и усидчивые ученики, имевшие достаточно сил, упорства, умения и терпения, могли овладеть знаниями необходимых для конкурсных экзаменов. Историки системы конкурсного отбора восходят к чжоускому Китаю: правители царств были заинтересованы в выдвижении кандидатов на должности чиновноиков. Это был единственный путь, который давал возможность войти в состав правящей элиты.
Одной из основ социального порядка было строгое повиновение старшим, культ предков и нормы «сяо» - сыновей по численности, что способствовало расцвету культа семьи и клана. Возникли семейно-клановые корпорации в рамках, которых верхи и низы были крепко спаяны как родством, так и традициями, нормами клановой взаимопомощи. Сила и авторитет этих корпораций признавалась властями, охотно предоставлявшим им право решения мелких тяжб и проблем.
Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом, как в истории этого учения, так и в истории Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у древних, предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в силу доктрина абсолютной святости древних канонов и мудрецов, каждого их слова. Практически это привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был, прежде всего, быть конфуцианцем. Воспитание начиналось с семьи, с малолетства с приучения к культу предков и нормам «сяо», к строгому соблюдению церемониала в семье и, особенно на людях, в обществе.
Раскроем понятие «китайские церемонии», которые затрагивают жизнь и быт каждого китайца, о которых мы уже упоминали. Знание всего комплекса церемоний было привилегией ученых-чиновников. Среди этого образованного слоя тщательное соблюдение всех церемоний и деталей этикета, регламента в поступках, движениях, одежде, украшениях, выезде и т.д. было естественным и обязательным отличительным признаком, но и считалось условием престижа, критерием образованности. Соблюдение всех условностей и формальностей лишний раз обозначало ту границу, которая отделяла грамотных от неграмотной части китайцев, знакомых с церемониалом лишь общих чертах. У всех чиновников, как правило, было обостренное чувство собственного достоинства, а самой страшной катастрофой для всех являлось «потеря лица» - публичное унижение, обличение, обвинение. Публичное обвинение, например во взяточничестве, мошенничестве было для чиновника независимо от полагающего за это наказание – моральной смертью.
Все это с течением времени привело к тому, что сложился подлинный культ Поднебесной, срединного государства, рассматривавшего как центр Вселенной, вершины мировой цивилизации.
Многие соседи Китая – чунны, тоба, монголы, маньчжуры – завоевавшие Срединную империю и даже основывавшие свои династии, со временем неизменно окитаивались, что укрепляло в китайцах сознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском троне варварам- завоевателям всегда приходилось за неимением альтернативы – принимать конфуцианскую систему администрации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение. Мышление, речь, восприятие. Быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их.
Предвидя скорый конец своему земному поприщу, 70-летний Конфуций хотел возблагодарить небо за все его щедроты и милости. И собрал он всех своих учеников, и воздвигли они алтарь и положили на него книги, написанные Конфуцием.
«Запомните мои слова – в них мое завещание – сказал Конфуций. Как бы ни был умен и образован человек, он не может быть гением всеобъемлющим. У каждого человека, между остальными способностями есть одна, применяя которую к делу, он может быть истинно полезен. Увлечение одной способностью в ущерб другой являются источником многих зол и ошибок. Я как мог, исполнял свои священные обязанности, и вы сами видите, во многом я преуспел. Завещаю вам мои книги как драгоценный свод знаний и правил мудрости – в них залог будущего успеха и моего учения».
Его учение совпало с народным характером и воззрениями китайцев, и это дало ему ту силу и то влияние, каким он пользуется в Китае и поныне.
Хакимов Нуриман .
Внимание! Если при регистрации на форуме вам не приходит письмо с активацией аккаунта, напишите на почту reklama.tonkiimir@gmail.com и укажите свой ник, который зарегистрировали.
Личная страница специалиста по чисткам и защитам olya_ya
Lanitta. Страница таролога и практика любовной магии
Fiolina. Страница практика любовной и денежной магии
Личная страница специалиста по чисткам и защитам olya_ya
Lanitta. Страница таролога и практика любовной магии
Fiolina. Страница практика любовной и денежной магии
Конфуций и конфуцианство.
-
- Иногда заходит
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 08 авг 2007, 15:04
- Репутация: 0
Конфуций и конфуцианство.
Свет веры
-
- Иногда заходит
- Сообщения: 16
- Зарегистрирован: 18 июл 2007, 15:24
- Репутация: 0
-
- Иногда заходит
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 08 авг 2007, 15:04
- Репутация: 0
-
- Собеседник
- Сообщения: 580
- Зарегистрирован: 18 май 2007, 13:06
- Репутация: 0
-
- Иногда заходит
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 08 авг 2007, 15:04
- Репутация: 0
В чем смысл человеческой жизни по конфуцианству? Трудно ответить одним словом в чем смысл человеческой жизни вообще и по конфуцианству в частности. Наверное в гармонии с миром в котором ты живешь,в воспитании которое тебе дано и ты даешь своим детям, в образовании,любви и.т.д. Сложный вопрос,чтоб ответить-нужно не одну рюмку зеленого чая выпить.
Свет веры