Тайное имянаречение - очень древний обряд, уходящий корнями в язычество.Jaine писал(а):Во времена, когда государственной религией было православие, никому и в голову не приходило скрывать православное имя.
До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение: Светлана, Людмила, Красава, Любава, Милонега, Добронрава, Забава, Милуша, Всеволод, Владимир, Добромысл, Добрыня, Ярослав, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т. д. Кроме выбора, существовал и обычай выходить за ворота и спрашивать имя первого встречного или встречной. Каковое называлось, такое и давали новорожденному. Считалось, что это принесет ребенку счастье.
Иногда имя скрывали или заменяли ложным, чтобы не испортил или не превратил в оборотня колдун. Предки наши были людьми крайне суеверными, и поэтому не стоит удивляться, что многие имена напоминали прозвища: Волчий Хвост, Нелюб, Ждан, Упырь Лихой, Гнилозуб, Кручина, Болван, Угрюм, Любим и т. д. Если такие имена, как Малинка или Любим, вполне объяснимы, то, например, Болван - совсем неподходящее имя для младенца. Но объяснялись такие оскорбительные имена боязнью "глаза", т. е. привлечения недоброго завистливого внимания злых сил, которые захотят завладеть красивым и здоровым малышом, а на какого-нибудь Гнилозуба не польстятся.
Этот обычай очень древен, бытовал у многих народов и сохранился после принятия христианства. Чтобы запутать бесов, советовали называть ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим, и воистину остроумной находкой было окрестить ребенка Хоздазатом (перс. - дар божий), а звать благозвучным Федором (тоже "божий дар" на греч.) или привычным Иваном (от Йоханаана - божий дар - на евр.), или славянским Богданом, который в переводе не нуждается.
После крещения Руси на первом этапе (X- XIII в.) Церковь установила систему двойного имянаречения - церковного и славянского (языческого) имени, первое - от Церкви, второе - от родителей. Это произошло, потому что при крещении дается имя прославленного своими деяниями в христианстве святого. Своих же святых на Руси еще существовать не могло, поскольку святые не могли быть язычниками. Значит, и не было таких русских имен, которые бы принимала Христианская Церковь. Приходилось давать чуждые, непривычно звучащие имена - греческие или еврейские. По свидетельству летописей, все русские люди, в том числе и князья, в XI-XII вв. имели по два имени: княгиня Ольга - Елена, Владимир Красное Солнышко - Василий, Ярослав Мудрый - Георгий, Владимир Мономах - Федор.
В Ипатьевской летописи 1178г. есть запись: "Родится у великого князя Всеволода четвертая дочь и нарекоша ей имя в святом крещении Пелагея, а в княжее Сбыслава". В Остромировом евангелии записано имя заказчика: " В крещении Иосиф а мирскы Остромир". Славянские имена в быту считались основными.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Cu ... jad_14.php
В христианстве этот обычай - множественного имянаречения - вполне официально поддерживается в католицизме и по сей день, где имянаречение возможно не только при крещении, но и при миропомазании. Т.е. если в православии крещение и миропомазание происходит одновременно и имя дается один раз, то в католицизме крещение и миропомазание происходит в разное время. Миропомазание чаще всего происходит в 13-14 лет, когда ребенок уже понимает, что с ним происходит и принимает "дары Святого Духа, укрепляющие его связь со Святой Троицей" сознательно. Крещение же проводится в младенческом возрасте.
Считается, что каждое новое имя, которое и сегодня дается в некоторых католических странах при миропомазании, дает христианину еще одного покровителя в Царствии Небесном.