Я, знаете ли, люблю на досуге читнуть статью по индуизму! Вот строка из статьи о Ма Чиннамасте, которую Гугл выдает за номером два: «Она представляет собой Шакти Шивы-кабандхи – того, кто разрушает феноменальный мир с наступлением пралайи. Эта шакти пребывает даже за пределами парапракрити«. Вот вы знаете, что такое пралайя и парапракрити? А нужно ли вам вообще это знать, если вы хотите пообщаться с Чиннамастой и попросить у нее помощи в своих делах? Может быть, это как-то проясняет смысл понятия махавидья или помогает в практиках? Думаю, как раз наоборот.
А если по простому, что такое дашамахавидья, пра-матерь Мира Ма и при чем тут сансара?
Есть в экзотерике такое имя и понятие, как Ма. Ма — это не конкретное существо, а скорее титул, которым называется глава какого-либо из правящих домов на Древах Жизни. Если проще, то можно сказать, что Ма — это глава какого-либо народа, вида или династии, но в масштабах не одного мира, а целого или даже нескольких Древ Жизни. Условно говоря, есть какая-нибудь раса хаоситов со своими заморочками, историей, традициями и правящей верхушкой, и у этого вида будет некто (чаще, это женщина), кто управляет самим видом и его делами. Их достаточно много, и даже там, где нет матриархата, всё равно будет какая-либо Ма. Также этим титулом величают главу совета всех Древ Жизни. Сложно? Да нет, в целом понятно. Если говорить примитивно, то любую Ма можно сравнить с высшим духовенством отдельных Древ и рас на них.
А теперь усложним. Ма Ха Видайя, они же Махавидьи – это группа существ, объединных дальним и близким родством, чаще всего это сёстры и их дочери, которые проводят власть и следят за балансом стихий и течения энергий на Древах. Махавидьи, а точнее, старшая из них, Чиннамаста, возглавляют дом Амадакх, то есть, все антропоморфные формы жизни любого вида. Вот эта вот форма «две ноги-две руки-голова» и всё, ей присущее, это называется Амадакх. Все иные формы жизни, как то змеи, животные, насекомые, всякие неплотные формы, уже будут относится к другим Домам и иметь своих Ма. И если говорить о ключевом значении Махавидий, то они — источник и управители этой вот формы жизни, наиболее привычной человеку. Так что великая ирония кроется в библейской фразе о творении «по образу и подобию своему«, потому как бог Яхве относится к дому Энкитахт, а не Амадакх. Поэтому, у него самого совершенно иная система физиологии, вкусов и внешнего вида. Фьють, ха.
Я в своих статьях писала о том, что Сансара имеет не один уровень, и то, что люди называют «выход из сансары» — это скорее выход с Уровня 1 (физическое тело) и переход на Уровень 2 (тонкое тело и одна жизнь). Махавидьи — это Уровень 4 и выше. А чем выше уровень, тем больше мелких существ входит в одно большое. «Глобальная» Ма нашего древа Иггдрасиль, это эдакий трансформер, состоящий из минимум 10 (а скорее 13-15) богинь, каждая из которых отвечает за какой-то отрезок жизни всей Ма, сферу ее работы, жизни и прочего. Это можно представить в виде (и правда) трансформера, каждая часть тела которого — отдельные маленькие трансформеры с отдельным сознанием, именем и навыками. Они могут как рассыпаться на 13 отдельных существ, так и составлять одну глобальную Ма, которая рулит всеми составляющими, как одним целым. Каждая Махавидья живет на своей фазе Ци, именно поэтому Шодаши будет вечно 16-летней девушкой (она живет на фазе юности Ма), а Дхумавати будет вечно пожилой и мудрой женщиной — она всегда находится в фазе Ци «болезнь». То есть, каждая Махавидья означает еще и период жизни и возраст Ма, которая живет как бы во всех возрастах одновременно и за счет этого фактически бессмертна.
Это сложно. И уже отсюда растут горы бреда о многоликости, непонятности, куче имен и расплывчатых данных о каждой.
На самом деле, всё не так ужасно и сложно, система древняя и подчинена строгой логике. Есть одно большое существо, эдакая Матерь Мира, которая возглавляет Дом Амадакх, то есть, Иггдрасиль и антропоморфную расу существ на нём и не только на нем. А есть ее составляющие, каждая из которых носит отдельное имя и имеет свои сферы влияния. А если говорить о проявлениях в других пантеонах, то та же Триединая Богиня в Викке — те же Шодаши, Лакшми и Дхумавати (Дева, Мать и Старуха).
Различают (в общем и целом) 13 основных Ма, которых можно также отождествлять с фазами Ци и отдельными стихиями и сферами:
Чиннамаста: Главная Махавидья, глава дома Амадакх. Богиня трансформации и поиска.
Кали: Ма в фазе разрушения и создания, чистая стихия Тьмы.
Тара: Защитница и указательница Пути, берегиня.
Шодаши (Лалита): Богиня-дева, вечно юная и прекрасная, вечно влюбленная. Богиня любви, но поверхностной и незрелой.
Бхуванешвари: Сестра Чиннамасты. Чистая стихия Жизни в ее гармоничном и здоровом проявлении.
Бхайрави: Лютая богиня террора и ужаса, буйство силы и ярости.
Дхумавати: Богиня-вдова, богиня Пустоты и забвения.
Багала \ Баламухти: Богиня парализующая врагов и обуздающая ум и силы. Символ первобытной, архаичной силы.
Матанги: Богиня низменной, животной силы, страсти и «творческой ярости».
Камала \ Лакшми: Богиня средней фазы жизни женщины, молодая, замужняя женщина, хранительница очага. Она же — богиня богатства и денег.
Чамунда: Богиня колдовства в чистом виде, а также — контроля над эмоциями и силами.
Сарасвати: Махавидья мудрости и информацмонных потоков.
Дурга: Чистое выражение силы и воли, трансформация и работа своими силами.
У этих десяти также есть куча «эпизодических» Ма, таких как Сита, Прамада, Радха, Парвати и Свапнешвари, которые могут быть отдельными существами, а могут проявляться, как часть характера основной Ма. И еще много мелких частей «свиты» Ма. Например, Свапнешвари — дочь Дхумавати, богиня сонного царства, особенно интересна сталкерам и сновидцам. Она проявляется, чаще всего, как отдельная часть всей стихии Пустоты, управитель одной ее части. Так же как Радха может быть «лицом» некоторой части владений Шодаши.
Есть один важный аспект работы с Махавидьями — они довольно универсальные боги, у которых нет прямо железобетонного деления на сферы работы, в духе «вот эти 4 сантиметра площади мои, а дальше — не моя проблема». Если они берутся за вас и принимают вас в работу, то имеют склонность «вести» вашу жизнь и налаживать ее по многим сферам сразу, а не только по одному узкому и ограниченному вопросу. Им присуща доброта и неподдельный интерес к жизни своих жрецов и просто любимчиков, они охотно принимают в жречество и очень красочно сыплют знаками во сне и наяву. Этот пантеон гораздо более яркий, сильный и малозагруженный, в отличие от Пантеона Северных богов, например. Злость или вообще склонность давать по башке за любую ошибку — это не про них. Мама бесконечно терпелива.
Работа с махавидьями в целом хороша тем, что они — самые старые боги на сегодня, старейшины этого мира. Поэтому путь их работы обычно короткий и сильный. Они, в широком смысле, вообще придумали саму систему Древа Жизни и воплотили ее, поэтому процессы на Древах им подвластны как никому другому. Также, они сами относятся к типу Амадакх, то есть, антропоморфны и понятны людям, а также, сами хорошо понимают все процессы в человеческом и вообще амадакховом теле. Именно поэтому, к различным Махавидьям вполне себе обращаются не только люди, но и всякого рода демоны и прочие сущности.
Есть у махавидий и один минус — они, как правило, весьма смутно представляют себе «мелкие» проблемы людей. Если у вас сегодня болит пяточка или на вас наорал начальник, то идти с этим к Махавидьям — так себе идея. Цикл их жизней так чудовищно огромен, что ваши 60-70 лет для них — один миг, поэтому обращаться с ерундой к ним не стоит, они могут просто не быть в состоянии рассмотреть вашу проблему. Если же проблема более глобальна и охватывает целую сферу (например, вы долго и тяжело болеете или всю жизнь испытываете недостаток сил), тогда — это ваш шанс. Возможно, именно поэтому у них появились более «мелкие» формы — для лучшего контакта с людьми и их заморочками.
(c) Mylene Maelinhon \ Ааль Масаэф
Один из видеоблогов по теме - о богине Кали: https://www.youtube.com/watch?v=pGa2j45e_Qc&t=157s