Совершенно другой тип страха возникает, когда никакой реальной опасности нет, а человек все равно бывает в предельном замешательстве. Это страх человека перед самим собой. Животные и бездуховные люди не подвержены этому страху, потому что они не определены духовно. И чем более духовен человек, тем более подвержен он страху. Великий датский философ Кьеркегор проводил различие между этими двумя состояниями.
1. - безотчетная тревога, постоянно живущая в душе человека и рождающая все новые и новые образы.
2. - и страх, порожденный конкретными угрозами.
Зигмунд Фрейд и его последователи тоже различали страх рациональный, который обусловлен внешними факторами, и страх глубинный, иррациональный.
В экзистенциальные (иррациональные) страхи Кьеркегор выделил
- «страх перед Ничто». Страх перед Ничто свидетельствует лишь о потенциальной возможности стать действительно свободным человеком.Страх есть непосредственная данность духа в личном опыте человеческой индивидуальности. В переживании страха Кьеркегор описывает духовный опыт трансцендирования человека, готовящегося к «качественному прыжку», выходу за свои пределы. Философ замечает, что, хотя страх мало дает для объяснения становления действительности свободы. И он, вместе с тем, позволяет выразить смысл экзистенциального состояния человека, когда дух его ещё скован, но требует прорыва. Кьеркегор утверждает, что страх есть непосредственная данность духа в личном опыте человеческой индивидуальности.
- страх человека быть духовным , т.к. выбор духовной жизни требует от человека мужества быть свободным;
- стах перед добром (он называет его демонизмом).
Кьркегорд писал, что человек как дух постоянно находится в состоянии отчаяния. Такие определения как бесконечность и конечность, вечность и бренность, возможность и необходимость, – все они концентрируются вокруг категории отчаяния и вопрошают об отчаянии. Страх человека перед «ничто» заставляет его сознание лихорадочно и напряжённо искать выход. Отчаяние у Кьеркегора носит в высшей степени сознательный характер – это высшая ступень сознания и самосознания. Чем выше сознание, тем выше, глубже, разностороннее и содержательнее личность, и, наоборот, чем содержательнее, глубже и разностороннее личность, тем выше её сознание и самосознание.
Парадокс?

Или в этом действительно есть глубокий смысл?
Думаю, что есть...

(использовались материалы с сайтов http://www.coolrefera.com и http://www.philosophydic.ru)