Здравствуйте. В этой теме я расскажу о пространстве и времени.
Пространство и время — формы
существования материи
Исторически сложились два подхода в толковании
пространства и времени - субстанциональный и ре-
ляционный. Первый из них связан с пониманием про-
странства и времени как самостоятельных сущностей на-
ряду с материей. Пространство сводилось к бесконечной
пустоте, вмещающей все тела, время - к "чистой" дли-
тельности. Эта идея, в общем виде сформулированная
еще Демокритом, получила свое логическое завершение в
концепции абсолютного пространства и времени Ньюто-
на. Согласно этой концепции существует абсолютно пус-
тое пространство, вакуум, которое непрерывно по своей
природе. Именно благодаря пустоте в пространстве может
осуществляться движение дискретных материальных тел.
Пространство и время составляют абсолютную систему |
отсчета, в которой определенным образом распределены |
тела (инертные материальные образования), движение |
которых может осуществляться благодаря внешнему,
привнесенному действию. Субстанциональная концепция
пространства и времени, сформулированная Ньютоном
как физическая модель мира, приобрела в науке и фило-
софии XVII-XVIII вв. доминирующее значение. Идея аб-
солютного пространства и времени хорошо вписывалась в
обыденное понимание вещей и событий: наличие меха-
нического движения казалось неопровержимым доказа-
тельством существования неподвижного абсолютного
пространства.
Реляционный подход, который наметился еще у Ари-
стотеля, развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Толанд.
Главное в этой концепции то, что пространство и время
рассматриваются в ней не как особые субстанции, а как
формы существования вещей. Лейбниц, например, под-
черкивая относительный характер пространства и време-
ни, называет пространство "порядком существований", а
время - "порядком последовательностей".
Субстанциональная и реляционная концепция не
связаны однозначно с материалистическим или идеали-
стическим толкованием мира, обе развивались на той и
другой основе. Диалектико-материалистическая концеп-
ция пространства и времени была сформулирована в кон-
тексте реляционного подхода.
Пространство и время являются всеобщими объек-
тивными формами координации материальных систем и
их состояний. Они не самостоятельные сущности, а уни-
версальные структуры отношений вещей и процессов.
Пространство есть форма бытия, характеризующая поря-
док сосуществования и рядоположенность материальных
образований, их структурность и протяженность. Время -
форма бытия материи, характеризующая взаимодействие
объектов и смену их состояний, последовательность про-
цессов и их длительность.
Как форма статической связи тел пространство опре-
деляет их взаимное положение, протяженность и направ-
ление сил взаимодействия. Как форма кинематической
связи время отражает направление изменений, очеред-
ность и длительность существования тел, процессов, со-
стояний. Как форма динамической связи пространство и
время в их единстве выражают организацию, структуру
движения и сосуществования всех подразделений беско-
нечного мира. Именно эта упорядоченность движения
является структурной и пространственно-временной ос-
новой техники, ее универсальной матрицей. В самом де-
ле, любая машина, любая техническая система строится
на основе указанных связей. Эти связи выражаются через
пространственные и временные отношения частей и дей-
ствий. Все детали и движения системы четко распределе-
ны в пространстве и времени. Малейший сдвиг в такой
структуре может привести к серьезным нарушениям. По-
этому рациональное использование пространства и вре-
мени, равно как и рациональное применение материалов
и энергии, - одно из необходимых условий технического
прогресса.
Следует различать реальное, перцептуальное и кон-
цептуальное пространство; реальное, перцептуальное и
концептуальное время. Реальное пространство и вре-
мя - объективные формы бытия движущейся материи,
всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей
в физическом мире. Перцептуальное пространство и
время связаны с сосуществованием и последовательной
сменой наших ощущений, т.е. предстают как отражение
реальных пространства и времени человеком.
При рассмотрении психических объектов все кажет-
ся необычным, бесплотным, вне времени и пространства.
Психические образы не представляют исключения. И все-
таки можно говорить о протяженности зрительного пред-
ставления. Она зависит от поля зрения, перспективы и
умственной установки. Если большой предмет (например,
здание) находится недалеко от глаз, то в голове наблюда-
теля возникает не целостный образ предмета, а лишь его
фрагмент, отражающий часть объекта. Отдельные части
нам кажутся гораздо меньшими, чем такие же располо-
женные вблизи. Зрительный образ, подобно фотографии,
может представлять один и тот же предмет в крупном и
уменьшенном плане. Пространственное соотношение
психических образов зависит от объективных пространст-
венных отношений самих предметов, обусловливается
ими. Если бы это было иначе, то человек не смог бы пра-
вильно ориентироваться в мире. То же можно сказать и о
перцептуальном времени. Оно является отражением ре-
ального времени, смены состояний реальных процессов,
но вместе с тем зависит от состояния нашей нервной
системы, нашего организма в целом. Когда мы с нетер-
пением ожидаем долгожданное или, наоборот, нежелае-
мое событие, то время зачастую как бы растягивается, за
медляется. Иногда же нам, напротив, кажется, что время
ускоряет свой бег, спрессовывается. В мыслях в течение
мгновений мы можем "пролистать" события многих лет
жизни. Но тем не менее перцептуальное время соответст-
вует реальному, порядок смены ощущений определяется
порядком реальных событий.
Концептуальное время и пространство - это спо-
соб описания реальных пространства и времени, их раз-
личные теоретические модели. Примерами концептуальных
пространств являются трехмерное евклидово пространство,
четырехмерное пространство-время теории относительно-
сти, /7-мерные математические пространства и др.
У пространства и времени как форм бытия материи
выделяют ряд общих и специфических свойств, которые
могут быть представлены следующим образом:
Реальное пространство и время обладают метриче-
скими и топологическими свойствами. Первые выража-
ют пространственную и временную протяженность, они
связаны с измерением и характеризуют их количествен-
ный аспект. Метрическими свойствами пространства яв-
ляются гомогенность, изотропность, кривизна; времени -
однородность. Топологические свойства выражают
пространственную и временную упорядочность, качест-
венный аспект пространства и времени. Топологическими
свойствами пространства являются трехмерность, непре-
рывность; времени - одномерность.
Можно сказать, что пространство и время характе-
ризуют свойства разномерности бытия. Их фиксация свя-
зана с макроскопическим опытом человека.
Трехмерность пространства, начиная со времен
Птолемея, традиционно считалась универсальным свойст-
вом и стала важнейшим элементом концептуальной
структуры физического описания мира. Принятый за ак-
сиому опытный факт трехмерности пространства получил
теоретические подтверждения. Так, И. Кант показал, что
законы обратных квадратов для гравитационной и элек-
тростатической сил связаны с трехмерностью нашего про-
странства. В 1920 г. П. Эренфест в статье "Какую роль
трехмерность пространства играет в фундаментальных за-
конах физики?" показал, что в масштабах от атомов до
планетных систем устойчивость этих систем определяется
трехмерностью пространства. Атомная структура невоз-
можна в пространстве более или менее трех измерений,
так как электроны в таком случае тут же бы "упали" на
протоны ядра. Трехмерность обеспечивает само существо-
вание объектов на атомном, молекулярном, макроскопи-
ческом уровнях (что верно, однако, лишь тогда, когда во
Вселенной все системы строятся из известных нам эле-
ментарных частиц). Во всяком случае - для обозримой
нами части Мира - вывод о трехмерности пространствен-
ных отношений, согласно которому каждое место в нем
может быть определено тремя независимыми признаками,
верен.
Вопрос об л-мерных пространствах (меньших или
больших трех измерений) связан с математическим описа-
нием состояний систем. Можно себе представить, напри-
мер, некую двухмерную систему (плоскость) или рассуж-
дать о плоском атоме или электроне, выражать функции
изменения при помощи двух переменных (угловая ско-
рость), но представить работу, скажем, электромотора,
трансформатора или телевизора в двухмерном мире про-
сто невозможно.
Представления об и-мерных пространствах, впервые
возникшие в математике, следует рассматривать как ме-
тод, позволяющий описать структуры абстрактного про-
странства, где координатами выступают различные пара-
метры взаимодействующих систем.
Значение теории относительности для
философского понимания пространства
и времени
Реляционная концепция пространства и времени
оформилась .как учение, имеющее строгое математическое
обоснование в теории относительности А. Эйнштейна.
Пространство и время рассматриваются им не только в
неразрывной связи между собой, но и в соотношении с
системой материальных тел. Идея эта зрела подспудно в
математике уже давно. Лобачевский, Больяй, Риман убе-
дительно показали возможности построения непротиво-
речивой геометрии, существенно отличной от геометрии
Евклида. Эти геометрии содержали в себе утверждение о
зависимости метрических отношений от характера мате-
риальных систем. Различие в геометриях можно проил-
люстрировать путем изображения треугольника на разных
поверхностях (плоской - Еквлидова, сферической - Рима-
на, псевдосферической, седлообразной - Лобачевского).
Однако эти представления не вышли за рамки математи-
ческой теории, не распространились на понятие реаль-
ного пространства.
Эйнштейн вышел за рамки абстрактных теорети-
ческих построений. Согласно Эйнштейну, материальная
система сама формирует свои пространственно-времен-
ные отношения. В соответствии со специальной теори-
ей относительности (СТО) пространственно-временные
свойства тел зависят от скорости их движения. Простран-
ственные размеры сокращаются в направлении движения
при приближении скорости тела к скорости света в ва-
кууме, а временные процессы в быстродвижущихся сис-
темах замедляются. Пространство и время представляются
в СТО как взаимосвязанные свойства физических систем
и процессов, единство которых реализуется в понятии
"пространство-время" и описывается с помощью четырех-
мерной геометрии. Неизменным в инерциальных систе-
мах отсчета оказывается пространственно-временной ин-
тервал:
dS2 = c2di2-dx2-dy2-dz2
Выводы СТО подтверждаются, в частности, изме-
нением длины пробега мезонов, возникающих при
столкновении частиц первичного космического излуче-
ния с ядрами атомов на Земле. Мезоны существуют в те-
чение 10"6-10"15 с (в зависимости от типа частиц) и после
своего возникновения распадаются на небольшом рас-
стоянии от места рождения. Но если мезон движется с
околосветовой скоростью, то временные процессы в нем
замедляются, период распада увеличивается и соответст-
венно возрастает длина пробе га от рождения до распада.
В общей теории относительности (ОТО) выявлены
новые моменты зависимости пространственно-временных
отношений от материальных процессов. ОТО установила,
что под действием полей тяготения происходит искривле-
ние пространства, когда евклидова метрика уступает ме-
сто неевклидовой геометрии. Об этом свидетельствует за-
фиксированный факт искривления траектории светового
луча в поле сильного тяготения. В сильных гравитацион-
ных полях также наблюдается замедление времени.
Идеи теории относительности, хотя о ней в наши
дни ведутся острые споры, вышли далеко за рамки физиче-
ского описания мира. Они оказали влияние на различные
сферы науки и культуры, внесли существенные коррективы
в стиль мышления, изменили характер мировоззрения. Вы-
движение в качестве неотъемлемого мировоззренческого
основания принципа единства материи, движения, про-
странства и времени привело к сознательному включению
пространственно-временных отношений в изучение вешей
и процессов всех уровней: в современном научном позна-
нии наряду с физическим рассматривается химическое,
биологическое, психофизическое, социальное и другие ви-
ды пространства и времени.
Специфика пространственно-временных
свойств в различных сферах мира
Общие свойства пространственно-временных отно-
шений, сформулированные на основе изучения макропро-
цессов, не исключают, а, напротив, предполагают специ-
фику их на различных уровнях организации материи. В
неживой природе качественные особенности микро-, мак-
ро-, мегамира во многом объясняются своеобразием их
пространственно-временных связей. Так, в мегамире су-
щественную роль играет кривизна пространства-времени.
Эйнштейновские уравнения гравитационного поля по-
зволяют сформулировать множество космологических
решений. Одним из них является предложенная совет-
ским физиком A.A. Фридманом модель расширяющейся
Вселенной, согласно которой вещество, испытывая дейст-
вие сил тяготения, приводит к расширению Вселенной. В
соответствии с этой моделью предполагают, что вещество
Вселенной находилось в сингулярном (точечном) состоя-
нии в виде сверхплотного сверхгорячего шара с бесконечно
большим значением кривизны пространства-времени, а
"разбегание" галактик связано с "большим взрывом".
Своеобразие пространственно-временных отноше-
ний мы обнаруживаем и при рассмотрении микромира.
Существуют множество моделей дискретного пространст-
ва-времени микромира. В частности, обосновывается не
только квантовый характер пространства и времени мик-
ромира, но и указывается порядок величины соответст-
вующих квантов -10"13 см для пространства и 10~24 с для
времени. При этом квантованность пространства-времени
не означает наличие какого-то нижнего предела значений
квантов. (Так, для нуклонов называются следующие зна-
чения: А/=10~|7см, Ai = 1058c.), Определение наиболее
адекватных моделей пространства и времени мега- и мик-
ромира, безусловно, дело специалистов - физиков, астро-
номов. С позиции же философского миропонимания
важно, что пространство и время выражают в каждом
случае качественное своеобразие структурной организа-
ции материи.
Все большее значение проблема пространства и
времени занимает в химических процессах. Стереохимиче-
ские эффекты, ориентация, принцип симметрии и асим-
метрии и другие имеют прямое отношение к изучению
пространственно-временных отношений материальных
систем химического уровня строения материи. Пространст-
венные характеристики химических объектов описываются
с учетом их многоуровневого строения. Актуальность ис-
следования пространственно-временных отношений хи-
мических веществ связана не только с особенностями их
строения, но и с тем влиянием, которое они оказывают
на качественно отличные от них уровни строения мате-
рии. Пространственно-временная структура объектов хи-
мического уровня влияет на многие сложные явления на
уровне жизни.
Одним из первых вопрос о единстве пространства,
времени, материи и движения в биологии поставил
В.И. Вернадский. Отталкиваясь от идеи Л. Пастера, он раз-
вивает принцип единства симметричности и асимметрич-
ности пространственно-временной организации живого.
Асимметричность, которая на уровне неживой природы
предстает как случайность, на уровне жизни выступает
необходимым свойством, обеспечивающим приспособи-
тельный характер живых систем. Например, при про-
слеживании развития зародыша можно отчетливо видеть
последовательные стадии организации биологического
пространства, в каждой из которых процесс морфогенеза
проявляется тогда и там, где это позволяет координиро-
вать его со всем процессом в целом. Биологическое про-
странство функционально, в нем события представляют со-
бой процессы, локализованные во времени и пространстве, а
не просто траектории. В современной науке большинство
ученых сходятся на мысли, что. существует множество
биологических пространств. Специфические особенности
биологического времени находят свое выражение во вре-
менном ритме. "Биологические часы" являются тем меха-
низмом, благодаря которому осуществляется многоуров-
невое функционирование всех подсистем любого живого
организма.
Еще более глубокие и разнообразные связи обнару-
живаются на социальном уровне. Объективными характе-
ристиками социального взаимодействия являются соци-
альное пространство и социальное время. Жизнь человека
постоянно вносит изменения в пространственно-времен-
ные отношения человеческой деятельности. Социальное
пространство — это всеобщая форма существования раз-
личных социальных субъектов, начиная от человека и кон-
чая обществом. Оно выражает порядок сосуществования,
структурность и протяженность общественных систем, со-
циальных действий и процессов. В зависимости от места
расположения, доступности использования, размеров и
других особенностей различное социальное значение будут
иметь, например, полезные ископаемые, водные бассейны,
лес, земля и т.д. Социальное время - это форма обществен-
ного бытия, которая характеризует становление человече-
ской деятельности и последовательность различных стадий
в историческом развитии.
Социальное пространство и время складываются объ-
ективно в процессе жизнедеятельности общества. К соци-
альному пространству относится не просто географическая
территория, освоенная человеком. Более существенным
признаком являются локализация, сосуществование, сте-
пень совместимости различных видов деятельности чело-
века. Социальное пространство нельзя рассматривать в
отрыве от социального времени, по которому можно
судить о координации и насыщенности социальных
процессов и человеческих действий. Социальное про-
странство и время выступают активными регуляторами
общественных отношений. Пространственно-временная
организация социальной жизни связана с пространст-
вом-временем всех структурных уровней. Это наглядно
можно проследить, например, на истории градострои-
тельства и архитектуры, исследовании проблем комму-
никации и т.д. Современный город нельзя спутать с
городом античности или средневековья. В архитектуре
города своеобразно отражаются не только историческая
эпоха, но и национальные особенности, социально-
экономические и социально-политические отношения,
природные особенности.
Пространство и время - сущностные характеристики
деятельности человека, а поскольку это так, то перед че-
ловеком стоит проблема освоения пространства и време-
ни. С одной стороны, деятельность человека в настоящее
время уже вышла за рамки нашей планеты и с прогрессом
космической техники она будет расширяться. С другой
стороны, не менее важно совершенствовать пространст-
венные структуры жизнедеятельности человека, начиная с
индивидуального уровня. Сложность общественных свя-
зей и отношений обусловливает неравномерность темпо-
ральной структуры деятельности человека. Во всех сферах
деятельности - материальной и духовной, духовно-практи-
ческой - цена времени растет. Конечно, человек не может
искусственно замедлить или ускорить течение естествен-
ных процессов, но он должен стремиться эффективно ис-
пользовать время, совершенствовать временные отношения
различных систем общества, одной из которых является
сам человек.
Мир - это бесконечное множество систем различ-
ных порядков сложности и все они находятся в движе-
нии, взаимной связи и обусловленности. Каждой из них
соответствует своя пространственно-временная струк-
тура и вместе с тем мир един, и единство его в матери-
альности.
5.4. Материальное единство мира
Исторически проблема единства мира связыва-
лась с развитием философии и естественнонаучного
знания. Уже древние говорили о единстве мира. Фалес,
например, видел его в воде как материальном первона-
чале всего сущего, Гераклит - в огне, Анаксимен - в
воздухе, Демокрит - в том, что все состоит из атомов.
Материалисты стремились единство мира найти в
чем-то конкретном, вещественном. Религиозно-идеа-
листическое истолкование мира сводит проблему его
единства к признанию духовного первоначала (Бога,
абсолютной идеи) как демиурга (творца) всякого на-
личного бытия.
Если до XVIII в. наука шла по пути расчленения
природы, отделения одних предметов от других, исследо-
вала отдельные стороны процессов и событий, то к сере-
дине XVIII в. накопилось достаточно данных для того,
чтобы на основе частных связей сделать вывод о всеоб-
щей связи явлений и процессов. Открытия, сделанные в
XIX в., позволили сформулировать положение о матери-
альном единстве мира.
Признание однородности структуры приводило к
вещественно-субстратной модели, универсальность ко-
личественных законов - к функциональной. Но и та и
другая модель не могли быть удовлетворительными,
поскольку, в конечном счете, приводили к представле-
нию о "дурной" бесконечности. Ценным в развитии
всех предшествующих моделей мира было накопление
конкретных естественнонаучных представлений, демон-
стрирующих предметное существование этого единства.
С естественнонаучной точки зрения о материальном
единстве мира свидетельствуют установление одинаково-
сти физико-химического состава в строении тел, созда-
ние Коперником гелиоцентрической системы, открытие
закона сохранения и превращения энергии и др.
Вместе с тем все эти, как и многие иные, открытия
и закономерности только подводят к представлению о
материальном единстве мира, но не раскрывают сути. В
лучшем случае они могут свидетельствовать о единстве в
тех или иных локальных областях мира. Эти проявления
единства мира исследуются естествознанием и другими
конкретными науками. Философские представления о
единстве мира должны фиксировать его общие непрехо-
дящие стороны. Тогда материальное единство мира мы
обнаружим в абсолютности и вечности материи, ее несо-
творимости и неуничтожимости, в единстве материи и
ее важнейших свойств на всех структурных уровнях, в
подчинении всех явлений и процессов универсальным
диалектическим закономерностям, во взаимной связи и
обусловленности всех структурных уровней и систем, в
многообразии взаимных превращений, в историческом
развитии материи, возникновении живой и социально
организованной ее форм на основании менее сложных
видов.
Идея материального единства мира является одним
из исходных принципов диалектико-материалистической
концепции бытия. Знание форм единства мира обеспечи-
вает переход познания от неизвестного к известному, по-
зволяет через свойства конечного постичь некоторые ас-
пекты бесконечного и абсолютного. И возникает вопрос:
как согласуется этот принцип с идеей множественности
миров или вселенных, отличных от той, в которой мы
живем? Выдвигаемые современной физикой и космологи-
ей гипотезы о множественности миров связаны с такой
интерпретацией квантовой механики, согласно которой в
результате любого квантового перехода, происходящего на
Земле, звездах, галактике, космическом пространстве, со-
вершается деление Вселенной на множество самостоя-
тельных миров.
В таком общем виде эта идея не является не-
ожиданной для философии. Так, еще Г. Лейбниц в
своей теологической теории мироздания сформулиро-
вал понятие "возможные миры". Он полагал, что из
всего многообразия возможных миров, которые суще-
ствуют в разуме Бога, выбор может сделать сам Бог,
основываясь на принципе максимального совершенства
и оптимальности, максимального богатства явлений,
допускаемых физическими законами. В XX в. понятие
возможных миров входит в теорию с именем немецко-
американского философа Р. Карнапа, понимавшего под
логически возможными мирами такие, которые можно
описать непротиворечиво. Это могут быть различные
необычные фантастические миры. Современная же космо-
логия объективирует идею множества миров, предполагая,
что наряду с нашим миром существует множество
других, отличных от него по своим физическим харак-
теристикам. Интересными в этом отношении являют-
ся представления (М.А. Марков, К.П. Станюкович) о
квазизамкнутых космологических объектов, так назы-
ваемых фридмонах или планконах. Исследователей на-
ряду с вопросом о наличии многих миров интересует
"механизм" их реализации, т.е. проблема выбора законов
природы (Дж. Уилер, У. Хокинг и др.). Что касается
адекватности различных теорий множественности миров
внешнему миру, то этот вопрос может быть решен толь-
ко в рамках конкретных физических теорий. Философ-
ский же подход к их рассмотрению позволяет утвер-
ждать, что концепция многообразия миров соответствует
идее неисчерпаемости материи и вполне согласуется с
принципом материального единства мира.
Среди множества форм проявления материального
единства мира наиболее существенно его субстанцио-
нальное единство. Действительно, все многообразие
свойств, вещей, отношений имеет общую основу - мате-
рию. Для более глубокого раскрытия сущности материаль-
ного единства мира, равно как и для осмысления проблемы
в целом, большое значение имеют идея единственности
фундаментальной структуры Вселенной и непосредствен-
но с ней связанный антропный принцип. В современной
космологии его расценивают как "скрытый принцип, орга-
низующий Вселенную определенным образом". Появление
во Вселенной человека и человеческого разума оказывают-
ся обеспеченными уже на уровне фундаментальных зако-
нов природы.
Согласно этому принципу, величины астрофизи-
ческих параметров (космологические начальные усло-
вия) расширяющейся Вселенной таковы, что на опреде-
ленных ступенях своего развития природа необходимо
порождает жизнь и человека. Даже незначительные из-
менения массы электрона, константы сильного взаимо-
действия или гравитационной постоянной привели бы
к невозможности возникновения жизни земного типа.
Мировоззренческое значение антропного принципа
заключается в том, что в нем отражается далеко ухо-
дящая корнями в прошлое всепроникающая идея
взаимосвязи и взаимообусловленности микро- и мак-
рокосмоса, неразрывной связи Человека и Вселенной.
Идея материального единства мира находит все новые
и новые естественнонаучные подтверждения и философ-
ское обоснование.
Истинно революционное значение для понима-
ния единства мира имеют принципы синергетики как
теории самоорганизации. Под самоорганизацией по-
нимается процесс спонтанного и автономного струк-
турообразования в сильно неравновесных открытых
системах. До недавнего времени считалось, что само-
организация присуща лишь живой природе. Что же
касается явлений неживой природы, то классическая
физика предписывала им подчинение обратимым во
времени фундаментальным законам, согласно которым
практически невозможно различить состояние объекта в
настоящем, прошлом и будущем. "Фактор времени"
здесь просто элиминировался и об эволюции таких объ-
ектов не могло быть и речи. Это считалась само собой
разумеющимся и, казалось, не омрачало идею единства
мира. Синергетика же рассматривает необратимость
как фундаментальный принцип. Теперь обнаружено,
что неравновесные состояния несут в себе "стрелу
времени" и тем самым вносят порядок, порождая бо-
лее высокие уровни организации. Введение второго
начала термодинамики в качестве фундаментального
динамического принципа позволяет выявить в физи-
ческих процессах переход от "существующего к возни-
кающему" (И. Пригожий). Открывается также возмож-
ность описания новой целостной общенаучной картины
мира, эвристическую ценность которой трудно пере-
71
оценить. Синергетика выявляет общее как для явле-
ний разного масштаба (микромир и макромир), так и
для явлений разной природы (физических, химических,
биологических, социальных); позволяет связать в функ-
ционально-целостный процесс все три сферы - нежи-
вую, живую и социально-организованную.
Мир есть закономерное движение материи. Таков
общий вывод из изложенного в философском понима-
нии действительности. Установление единства в беско-
нечном многообразии бытия позволяет теперь перейти к
более конкретному рассмотрению закономерностей са-
моорганизации, самодвижения и развития. Совокупность
возникающих здесь проблем образует предмет теории
диалектики.
8)
Внимание! Если при регистрации на форуме вам не приходит письмо с активацией аккаунта, напишите на почту reklama.tonkiimir@gmail.com и укажите свой ник, который зарегистрировали.
Lanitta. Страница таролога и практика любовной магии
Fiolina. Страница практика любовной и денежной магии
Личная страница специалиста по чисткам и защитам olya_ya
Lanitta. Страница таролога и практика любовной магии
Fiolina. Страница практика любовной и денежной магии
Личная страница специалиста по чисткам и защитам olya_ya
Пространство и время. Теория относительности Эйнштейна.
-
- Посетитель
- Сообщения: 217
- Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:23
- Репутация: 0
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 2 Ответы
- 683 Просмотры
-
Последнее сообщение Parzifal
10 янв 2017, 00:18
-
- 31 Ответы
- 2054 Просмотры
-
Последнее сообщение Vector17
19 мар 2017, 10:12
-
-
Пространство и материальная жертва для него
Dinarashu » 22 авг 2018, 16:25 » в форуме Вопросы к практикующим от начинающих - 2 Ответы
- 454 Просмотры
-
Последнее сообщение Humanoid
26 авг 2018, 18:02
-