Мне хочется понять - критерий, тот кто оценивает - как реагировать на то или иной - от чего идет? От личности?
Это многомерный вопрос. В человеке на оценку ситуации влияет и личность (ум) и сознание (душа, сердце) и тело. А еще есть окружающая среда в которой есть социальные приоритеты. Они тоже влияют.
Ваши вопросы навели на размышления о типах личностей. Почему в японии сформировались такие типажи как самурай с кодексом буси и монахи-дзен. А в Европе сформировался типаж крестоносца, христианина, ученого, капиталиста. В Америке ковбой. В Италии легионер, мафиози.
Откуда берутся эти личностные типажи? Кто их складывает и формирует? Наверное и общество как среда и сам человек. И не только умом, но и другими своими центрами сознания и управления. Наверное, это просто поиск наиболее адекватной формы существования для души или для личности.
Но в идеале, по идее, если брать основную цель буддизма - оно должно отсутствовать, даже в этом случае? Вам не кажется?
Я не знаю какая основная цель буддизма. Говорят что освобождение. Но так же говорят что не возможно освободится пока есть дуальность свободен-не свободен.
Может быть и возможна некая стадия, когда сознание человека перестает воспринимать многие важные вещи и связи как обязательные.
Мы с вами не знаем что такое природа страдания.
У меня есть одна догадка. Наверное страдание связано с Эго. Если есть образ Себя, и человек от него зависим, идентифицирует себя с ним, то любое изменение, лишение чего-то в жизни приводит к искажению этого образа Себя. И наверное это изменение против воли Эго и есть страдание. Оно будет более болезненно, если эго не хочет этого изменения и будет стараться удержать себя в прежнем виде. Это порождает напряжение внутри и само ощущение страдание как "разрыва психической ткани".
И я имею догадку, что во время духовной практики происходит смещение центра сознания. Человек воспринимает себя не как личность, а как некую суть-сознания внутри души. И тогда для него личность становится не фундаментом-основой, а второстепенным отображением души в этом мире.
А значит, любые лишения Эго в таком виде могут восприниматься как естественные и нормальные процессы. В таком состоянии потрясения не выбивают почву из под ног, не рвут "психическую ткань". Что-то случилось, образ Себя изменился без потрясений, без страдания от разрыва.
Вероятно это связано с идентификацией себя в этом мире. Кто мы есть, что мы есть, как все функционирует. Одна модель полна страданий, другая модель может от страданий освобождать.
Я допускаю, что такое состояние сознания и восприятия мира как предлагают буддисты возможно.
Добавлено спустя 22 минуты 33 секунды:
Код: Выделить всё
Это в книжках для западников про буддизм написано. И у многих гуру. А слиться с пустотой - уйти в нирвану, можно и так сказать. Но - пустоты, нет, это верно. Есть хаос. Но есть и логос.Есть женщина, и есть мужчина. Есть Луна (бессознательное) и Солнце (сознательное) - условно. И надо как-то жить с этим, не убивая одно или другое. Последние годы меня интересует это проблематика.
По тем книжкам что мне попадались, Пустота и Первозданный Хаос это синонимы.
Ха́ос[1] (др.-греч. χάος от χαίνω — раскрываюсь, разверзаюсь) — категория космогонии, первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку).
Есть несколько стадий и состояний:
Хаос (Пустота)
Появление Логоса (Истинный Ян)
Состояние дуальности Инь (материя, форма) и Ян (духовное, свет)
Реальность существует на уровне дуальности. Тут же есть время, пространство, структура мира.
Но при сотворении мира и при жизни, Хаос никуда не исчезает, он остается тем же и так же. Пустота в которой существует мир никуда не делась. Это Логос из нее вырвался. Это Логос породил дуальность и сформировал материальное и духовное.
Достижение Нирваны, Пустоты - это опустошение себя от движения Логоса. Это значит овладеть и формой и духом. И когда это движение успокаивается, можно ощутить качество Пустоты, качество Хаоса.
Наверное, поэтому говорится все время об освобождении, опустошении себя от мыслей и чувств. Чтобы перестать видеть и цепляться за бесконечное движения всего вокруг и внутри. Чтобы создать островок спокойствия, опереться на него и заглянуть в Вечное.
И зачем убивать? Остановка, прекращение движения мысли, не означает убийство ума. Остановка движения сознания - не означает убийство души. Это просто фаза покоя, и через эту фазу покоя можно дойти до слияния с вечностью, с пустотой.
Смысл этого достижения Нирваны не в том, чтобы в нее уйти навсегда. А в том чтобы перенять свойство безмятежности и покоя. Сознание ощутив это качество с тех пор имеет модель "состояния", которое оно уже может в дальнейшем использовать для настройки.
Состояние безмятежности, позволяет возвысится над условностями и суетой. Все что существует вокруг нас - это условность. Мы можем на ней сконцентрироваться и зациклится по максимуму, и это будет путь страданий. И мы можем воспринимать ее отстраненно, помня о том, что это условность, у которой есть функция, своя задача. И нам не обязательно ощущать перемены как страдания и боль нашего эго, нашей личности.
Как видите, я понимаю уход в Нирвану или встречу с Хаосом, не как конечную точку, а как стадию, которая качественно меняет состояние живущего. Но жить в форме человека он продолжает. Он не исчезает насовсем. Меняется состояние сознания и поведение личности.
Может быть, кто-то из буддистов считает иначе, и говорит о том, что человек растворяется там до мельчайших частиц и исчезает как форма совсем. Но я не встречал таких описаний, и людей. Мне кажется это образ придуманный умом человека, который прочитал буквально о слиянии с Пустотой.