Йога и магия. Сравнение.
Добавлено: 05 янв 2018, 10:58
Данная статья проводит сравнение между западным и восточным подходом к практике. Условно, я здесь называю западная магия, практикуемая на базе европейских ценностей, и восточный подход, который на мой взгляд хорошо раскрывается в йоге. Йога является очень широкомасштабным явлением в индии и составной частью самых разных направлений и традиций.
Западная магия, в современном ее виде очень сильно ориентируется на развитие личности и достижении необычных свойств влияния на окружающий мир, события, других людей. Предполагает тренировки по развитию личной силы и внутренних ресурсов. Использует методы получения информации такие как экстрасенсорное видение или с помощью таро и рун.
Она в общем-то опирается на существование материального мира, в том смысле, что мир представляется западному эзотерику как реально существующий самостоятельный мир. А бог/боги/духовные начала влияют на него, но в общем-то, существуют на своем уровне, в более высоких мирах.
Основная идея западной магии это идея личностного совершенствования и развития сил, способностей мага (эзотерика) как индивидуальности, отдельной и самостоятельной единицы.
Во многом, такое восприятие мира и всего через призму личности связано с идеологией христианства, в которой человек воспринимался как сотворенное по образу и подобию, как индивидуальность, которая должна развиться до богоподобного уровня. Например, Иисус Христос, как сын божией, обладатель особых качеств, особых навыков целительства, прозрения, способности превращать вещи. Это настолько плотно засело в западной культуре, что столетиями люди развивались в христианской среде, стараясь уподобиться добродетелям, которые должны присутствовать идеальной личности.
Поэтому, современное общество, социум в целом построен на сравнении и конкуренции. Ключевой вопрос для личности - достигаешь ли ты заложеных стандартов в обществе или нет. Соответствует ли твое поведения общественным идеалам, или нет.
Из этой призмы человек смотрит на мир, и все остальное собирает в своей жизни исходя из критериев результативности, успеха, возможности что-то достичь и реализовать. Развитая, достойная личность - становится самоцелью.
Восточная культура сложилась иначе.
В восточной культуре коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Человек там, не отдельная самостоятельная единица, и не прообраз Бога. Он часть единого целого. И буддизм и индуизм и даосизм, воспринимают мир как единое целое, включая его составные части, людей, животные, материю. Это единое поле реальности.
И совершенство человека измеряется там по его способности сохранять это единство. Поэтому там до сих пор существует либо клановая, либо кастовая система. Что в Японии - мегакорпорации, в которых японцец служит очень усердно, и считается неприличным менять работу даже несколько раз за 10 лет.
Что в Китае, в корпорациях очень своеобразная система начальник и группа подчиненных, которые работают целиком на него, а он распределяет блага полученные группой. Даже годовые бонусы распределяются не согласно зарплате и проценту от нее, а согласно решению руководителя. Бонус выделяется на весь отдел и руководитель распределяет его согласно стараниям и вкладу сотрудника в работу группы.
Ну и конечно же, многие знают о кастовой системе в Индии. Ключевую роль там играют ассоциации, кланы, гильдии, наличие разрешения от клана или касты заниматься каким-то видом деятельности.
Итак, на Востоке, божественное начало нейтрально ко всем живущим. Закон кармы в контексте воздаяний за совершенные проступки работает автоматом, в том числе и в контексте поощрений. В отличии от западного варианта, когда Бог - как высшая индивидуальность решает наказывать или миловать грешника.
Соответственно, на уровне глубинной массовой психологии восприятие и поведенческие модели несколько отличаются.
В контексте духовного развития и совершенствования, йогин или буддист, стремиться не обособиться от других людей, чтобы стать более развитым, более успешным, более сильным и влиятельным.
Он стремиться пройти некий путь развтия и испытаний, для того, чтобы помогать своему клану, своей семье, или просто другим людям, как живущим существам в едином с ним поле реальности.
Складывается интересная картинка.
Западный практикующий стремиться избежать неприятностей и достичь максимума удовольствий в ходе своей практики, достичь как можно более высоких и значимых целей. Достичь максимальной индивидуализации.
Восточный практикующий в идеале не имеет никаких амбиций и превращается скорее в существо, чье призвание постичь природу мира, и помочь другим выпутаться из собственных иллюзий или потока бессмысленных страданий. То есть первый этап - постижение, включает в себя намеренное прохождение трудностей и испытаний, необходимых для развития самоконтроля и концентрации, развитого сознания. Второй этап - это реализация наработанных качеств для людей.
Западный христианский монастырь - это закрытая структура. Для посещения мирян существует свои публичные храмы в которых проводят литургию и ведут прием граждан и пожертвований, проводят обряды. Подчеркиваю, монастырь - структура закрытая, и попадание туда мирян - несколько нежелательно, чтобы не отвлекать монахов от духовной практики и аскезы.
Монастырь в Китае или Индии, это структура открытая для посещения мирян. Монахи могут ежедневно ходить по деревне или городу собирать подаяния. Монахи могут принимать участие в ритуалах, например, похоронах или иных. Миряне могут приходить на консультацию в монастырь как к наставнику, так и к старшим монахам. То есть, структура открытая, не отделенная от социума наглухо.
Итак, сохранение единства и общности на востоке преобладает над индивидуальным. И восприятие Бога, Абсолюта выстраивается несколько иначе. Это не индивидуальность, которая управляет миром и решает судьбы всех. Это истинная изначальная природа, которая неизменна, обезличена, то есть лишина личных пристрастий, и является фундаментом, источником бытия всех существ и всех вещей. Она мать и отец одновременно. А контролирующая роль процессов в мире отводиться к самостоятельно существующим законам кармы, которые реализуются нейтрально. Не по личному решению, не по прихоти, а абсолютно нейтрально, согласно тому, что человек сделал, то и получил.
Если на западе человек может получить благословление от Бога по его милости. На востоке такое не прокатит. Человек может получить благославление, милость, только в случае преданного служения или в случае искреннего устремления, то есть создав определенные условия и провести определенную работу над собой, чтобы частичка духовного и божественного стала для него доступна, заслуженным образом.
На Западе человек может жить в стиле - грешу пока грешиться, а будет туго, раскаюсь и Бог меня простит. На Востоке человек знает, что все его деяния накапливаются в его личную карму, и увязывают его в сансаре. И если он хочет освобождения, ему нужно контролировать себя. Он не рассчитывает на всепрощающую милость или внезапное везение. Только труд во благо окружающего мира, либо преданное служение высшему началу может изменить его личную карму. Никаких авансов, никаких амнистий.
Поэтому, в йоге, человек руководствуется не наработкой сидх, сверхспособностей и достижения высоких и значимых целей. Йог не стремиться стать магом и показать всем, какого высокого уровня он достиг. И не стремиться после этого оказывать услуги экстрасенсорного или целительского характера. И не занимается гаданиями. Обладание сиддхами - в йоге и в буддизме считается искушением и препятствиями в Пути к большему.
Высшая цель - достижение единства с Абсолютом, слияние, самадхи, освобождение от сансарических воздействий. Обретая это единство, йог достигает высших преображений своего сознания, изменения своей природы, своего ума, своих чувств. Он очищается от ложных представлений о себе и мире, он очищает себя от низменных желаний и побуждений. Он очищает свой ум от ложных выводов и ложных целей, которые приводят к истощению внутренних ресурсов и к болезням, к психическим противоречиям или стрессам. Обретается внутренний покой и равновесие. Йог может быть самим собой и не обязан никому доказывать истинность своих состояний, производить какие-то чудеса, демонстрировать сверхспособности. Он может жить своей жизнью, продолжая свою практику самостоятельно или с единомышленниками. При этом, для социума ему незазорно быть обычным человеком, обычным гражданином своей страны. Его практика не отрывает его из социума, а происходит внутри. При этом он может иметь семью и работу и жить полноценной жизнь за исключением разве что каких-то промежуточных этапов практики или особых обетов.
Радует то, что на западе сейчас появляется все больше и больше людей с восточным складом сознания, которым интересен буддизм или йога. Но есть также и большинство, которое использует йогу для раскрытия своей индивидуальности и прокачки своей личности.
В моей жизни в определенный момент возник интерес к сущностным вещам, к первопричинам, к принципам работы сознания и восприятия реальности. И с каждым витком и погружением в исследования своей природы или исследованием результатов опыта предшественников в буддизме или йоге, я прихожу к еще большему и большему пониманию о взаимосвязи уровня сознания и уровня восприятия мира. Чем более утонченно и развита природа сознания и ума, тем больше тонкостей она способна разглядеть.
И такая чуткость сознания является самым магическим инструментом из всех возможных. И не только потому что позволяет разглядеть причины для кармических искажений и увязывающих, утягивающих в сансару явлений. Такое сознание способно воспринимать высшую природу и накапливать присутствие высшей силы внутри себя. Это создает некий фундамент для равновесия и спокойствия. И в добавок, это оказывает положительное влияние на процессы в жизни человека. Если он пребывает в равновесии, его жизненный потенциал растет и лучше раскрывается, в отличии от состояния когда он увлеченно борется с препятствиями, большинство из которых сам же и создает своими желаниями и ложными выводами.
Мы все много лет наблюдаем за магами и экстрасенсами, которые хотят чего-то добиться от своей практики. И многие из них находятся в тяжелом психологическом состоянии, в стрессе, в конфликтах в отношении кого-то из окружающего мира, а то и в ожидании обратки, возмездия, подвоха. И не редко такие экстрасенсы опасаются влияния темных сущностей, что тоже накладывает порой некие неадекватные реакции по отношению к окружающему миру. Самое главное это неограниченные объемы личностной рефлексии, которые порождает такой подход.
Мне кажется, если человек хочет добиться действительно серьезных результатов по развитию своей природы, своего сознания, и улучшить восприятие реальности, то ему очень помогли бы методики восточного типа. Вместо того чтобы раздувать личность, гордость за свои успехи и способности, лучше преобразовать количество возможностей в качество внутреннего состояния. А то получается знаний много, навыков и способностей много, а в жизни полный раздрай и карма бегает с веслом с утра до вечера.
Переодически задаюсь вопросом, разве можно поиметь реальность и попытаться отнять у нее для себя побольше благ и удовольствий? Разве люди не понимают, что это глупо отнимать насильно, пользуясь своими преимуществами, силой воли, через оказание давления, настойчивость, через подавление воли других людей или через использование наивности и незнания других людей, предлагать им что-то в угоду себе. Неужели они не осознают что стремление к счастью и получению хороших впечатлений это ловушка ума и чувств, которые просто хотят постоянного насыщения новым и не готовы останавливаться. Ведь есть метод достижения насыщения не через внешнюю деятельность, а через внутреннее "обустройство".
Западная магия, в современном ее виде очень сильно ориентируется на развитие личности и достижении необычных свойств влияния на окружающий мир, события, других людей. Предполагает тренировки по развитию личной силы и внутренних ресурсов. Использует методы получения информации такие как экстрасенсорное видение или с помощью таро и рун.
Она в общем-то опирается на существование материального мира, в том смысле, что мир представляется западному эзотерику как реально существующий самостоятельный мир. А бог/боги/духовные начала влияют на него, но в общем-то, существуют на своем уровне, в более высоких мирах.
Основная идея западной магии это идея личностного совершенствования и развития сил, способностей мага (эзотерика) как индивидуальности, отдельной и самостоятельной единицы.
Во многом, такое восприятие мира и всего через призму личности связано с идеологией христианства, в которой человек воспринимался как сотворенное по образу и подобию, как индивидуальность, которая должна развиться до богоподобного уровня. Например, Иисус Христос, как сын божией, обладатель особых качеств, особых навыков целительства, прозрения, способности превращать вещи. Это настолько плотно засело в западной культуре, что столетиями люди развивались в христианской среде, стараясь уподобиться добродетелям, которые должны присутствовать идеальной личности.
Поэтому, современное общество, социум в целом построен на сравнении и конкуренции. Ключевой вопрос для личности - достигаешь ли ты заложеных стандартов в обществе или нет. Соответствует ли твое поведения общественным идеалам, или нет.
Из этой призмы человек смотрит на мир, и все остальное собирает в своей жизни исходя из критериев результативности, успеха, возможности что-то достичь и реализовать. Развитая, достойная личность - становится самоцелью.
Восточная культура сложилась иначе.
В восточной культуре коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Человек там, не отдельная самостоятельная единица, и не прообраз Бога. Он часть единого целого. И буддизм и индуизм и даосизм, воспринимают мир как единое целое, включая его составные части, людей, животные, материю. Это единое поле реальности.
И совершенство человека измеряется там по его способности сохранять это единство. Поэтому там до сих пор существует либо клановая, либо кастовая система. Что в Японии - мегакорпорации, в которых японцец служит очень усердно, и считается неприличным менять работу даже несколько раз за 10 лет.
Что в Китае, в корпорациях очень своеобразная система начальник и группа подчиненных, которые работают целиком на него, а он распределяет блага полученные группой. Даже годовые бонусы распределяются не согласно зарплате и проценту от нее, а согласно решению руководителя. Бонус выделяется на весь отдел и руководитель распределяет его согласно стараниям и вкладу сотрудника в работу группы.
Ну и конечно же, многие знают о кастовой системе в Индии. Ключевую роль там играют ассоциации, кланы, гильдии, наличие разрешения от клана или касты заниматься каким-то видом деятельности.
Итак, на Востоке, божественное начало нейтрально ко всем живущим. Закон кармы в контексте воздаяний за совершенные проступки работает автоматом, в том числе и в контексте поощрений. В отличии от западного варианта, когда Бог - как высшая индивидуальность решает наказывать или миловать грешника.
Соответственно, на уровне глубинной массовой психологии восприятие и поведенческие модели несколько отличаются.
В контексте духовного развития и совершенствования, йогин или буддист, стремиться не обособиться от других людей, чтобы стать более развитым, более успешным, более сильным и влиятельным.
Он стремиться пройти некий путь развтия и испытаний, для того, чтобы помогать своему клану, своей семье, или просто другим людям, как живущим существам в едином с ним поле реальности.
Складывается интересная картинка.
Западный практикующий стремиться избежать неприятностей и достичь максимума удовольствий в ходе своей практики, достичь как можно более высоких и значимых целей. Достичь максимальной индивидуализации.
Восточный практикующий в идеале не имеет никаких амбиций и превращается скорее в существо, чье призвание постичь природу мира, и помочь другим выпутаться из собственных иллюзий или потока бессмысленных страданий. То есть первый этап - постижение, включает в себя намеренное прохождение трудностей и испытаний, необходимых для развития самоконтроля и концентрации, развитого сознания. Второй этап - это реализация наработанных качеств для людей.
Западный христианский монастырь - это закрытая структура. Для посещения мирян существует свои публичные храмы в которых проводят литургию и ведут прием граждан и пожертвований, проводят обряды. Подчеркиваю, монастырь - структура закрытая, и попадание туда мирян - несколько нежелательно, чтобы не отвлекать монахов от духовной практики и аскезы.
Монастырь в Китае или Индии, это структура открытая для посещения мирян. Монахи могут ежедневно ходить по деревне или городу собирать подаяния. Монахи могут принимать участие в ритуалах, например, похоронах или иных. Миряне могут приходить на консультацию в монастырь как к наставнику, так и к старшим монахам. То есть, структура открытая, не отделенная от социума наглухо.
Итак, сохранение единства и общности на востоке преобладает над индивидуальным. И восприятие Бога, Абсолюта выстраивается несколько иначе. Это не индивидуальность, которая управляет миром и решает судьбы всех. Это истинная изначальная природа, которая неизменна, обезличена, то есть лишина личных пристрастий, и является фундаментом, источником бытия всех существ и всех вещей. Она мать и отец одновременно. А контролирующая роль процессов в мире отводиться к самостоятельно существующим законам кармы, которые реализуются нейтрально. Не по личному решению, не по прихоти, а абсолютно нейтрально, согласно тому, что человек сделал, то и получил.
Если на западе человек может получить благословление от Бога по его милости. На востоке такое не прокатит. Человек может получить благославление, милость, только в случае преданного служения или в случае искреннего устремления, то есть создав определенные условия и провести определенную работу над собой, чтобы частичка духовного и божественного стала для него доступна, заслуженным образом.
На Западе человек может жить в стиле - грешу пока грешиться, а будет туго, раскаюсь и Бог меня простит. На Востоке человек знает, что все его деяния накапливаются в его личную карму, и увязывают его в сансаре. И если он хочет освобождения, ему нужно контролировать себя. Он не рассчитывает на всепрощающую милость или внезапное везение. Только труд во благо окружающего мира, либо преданное служение высшему началу может изменить его личную карму. Никаких авансов, никаких амнистий.
Поэтому, в йоге, человек руководствуется не наработкой сидх, сверхспособностей и достижения высоких и значимых целей. Йог не стремиться стать магом и показать всем, какого высокого уровня он достиг. И не стремиться после этого оказывать услуги экстрасенсорного или целительского характера. И не занимается гаданиями. Обладание сиддхами - в йоге и в буддизме считается искушением и препятствиями в Пути к большему.
Высшая цель - достижение единства с Абсолютом, слияние, самадхи, освобождение от сансарических воздействий. Обретая это единство, йог достигает высших преображений своего сознания, изменения своей природы, своего ума, своих чувств. Он очищается от ложных представлений о себе и мире, он очищает себя от низменных желаний и побуждений. Он очищает свой ум от ложных выводов и ложных целей, которые приводят к истощению внутренних ресурсов и к болезням, к психическим противоречиям или стрессам. Обретается внутренний покой и равновесие. Йог может быть самим собой и не обязан никому доказывать истинность своих состояний, производить какие-то чудеса, демонстрировать сверхспособности. Он может жить своей жизнью, продолжая свою практику самостоятельно или с единомышленниками. При этом, для социума ему незазорно быть обычным человеком, обычным гражданином своей страны. Его практика не отрывает его из социума, а происходит внутри. При этом он может иметь семью и работу и жить полноценной жизнь за исключением разве что каких-то промежуточных этапов практики или особых обетов.
Радует то, что на западе сейчас появляется все больше и больше людей с восточным складом сознания, которым интересен буддизм или йога. Но есть также и большинство, которое использует йогу для раскрытия своей индивидуальности и прокачки своей личности.
В моей жизни в определенный момент возник интерес к сущностным вещам, к первопричинам, к принципам работы сознания и восприятия реальности. И с каждым витком и погружением в исследования своей природы или исследованием результатов опыта предшественников в буддизме или йоге, я прихожу к еще большему и большему пониманию о взаимосвязи уровня сознания и уровня восприятия мира. Чем более утонченно и развита природа сознания и ума, тем больше тонкостей она способна разглядеть.
И такая чуткость сознания является самым магическим инструментом из всех возможных. И не только потому что позволяет разглядеть причины для кармических искажений и увязывающих, утягивающих в сансару явлений. Такое сознание способно воспринимать высшую природу и накапливать присутствие высшей силы внутри себя. Это создает некий фундамент для равновесия и спокойствия. И в добавок, это оказывает положительное влияние на процессы в жизни человека. Если он пребывает в равновесии, его жизненный потенциал растет и лучше раскрывается, в отличии от состояния когда он увлеченно борется с препятствиями, большинство из которых сам же и создает своими желаниями и ложными выводами.
Мы все много лет наблюдаем за магами и экстрасенсами, которые хотят чего-то добиться от своей практики. И многие из них находятся в тяжелом психологическом состоянии, в стрессе, в конфликтах в отношении кого-то из окружающего мира, а то и в ожидании обратки, возмездия, подвоха. И не редко такие экстрасенсы опасаются влияния темных сущностей, что тоже накладывает порой некие неадекватные реакции по отношению к окружающему миру. Самое главное это неограниченные объемы личностной рефлексии, которые порождает такой подход.
Мне кажется, если человек хочет добиться действительно серьезных результатов по развитию своей природы, своего сознания, и улучшить восприятие реальности, то ему очень помогли бы методики восточного типа. Вместо того чтобы раздувать личность, гордость за свои успехи и способности, лучше преобразовать количество возможностей в качество внутреннего состояния. А то получается знаний много, навыков и способностей много, а в жизни полный раздрай и карма бегает с веслом с утра до вечера.
Переодически задаюсь вопросом, разве можно поиметь реальность и попытаться отнять у нее для себя побольше благ и удовольствий? Разве люди не понимают, что это глупо отнимать насильно, пользуясь своими преимуществами, силой воли, через оказание давления, настойчивость, через подавление воли других людей или через использование наивности и незнания других людей, предлагать им что-то в угоду себе. Неужели они не осознают что стремление к счастью и получению хороших впечатлений это ловушка ума и чувств, которые просто хотят постоянного насыщения новым и не готовы останавливаться. Ведь есть метод достижения насыщения не через внешнюю деятельность, а через внутреннее "обустройство".