Название двух буддийских школ также связано с представлением о колеснице, везущей дух учения. Об этом весьма выразительно говорит Кумарасвами: "Личность наша постоянно разрушается и обновляется, поэтому в мире нет никакого "я". Буддизм пользуется старым браманическим символом повозки и возничего; повозка не существовала до того, пока ее части не были соединены в одно, и она будет существовать, когда эти части распадутся. "Повозки" нет вне ее частей; "повозка" есть только название.
Так и с нашим "я"; знающему нет смысла говорить о "я" и о его судьбе. Если архат говорит об "я", то только применяясь к привычке слушателей. Но это не значит, что буддизм отрицает "я": отрицая проявленное "я", Будда рекомендует искать прибежища у "я". Раз личность есть только процесс, значит "моя личность" не сохраняется после смерти и не возрождается. Неправильно спрашивать: "Чье это сознание?" Можно только спрашивать: "Как возникло это сознание?". На это дается древний ответ: "Это тело – не мое, оно есть следствие прежних деяний". Как пламя возжигается от другого пламени, так жизнь – от другой жизни. Существа возникли от действия, но неправильно было бы сказать, что я получаю плод действий, которые я совершил в иной, жизни, в ином теле. Существует причинно-следственный ряд, но нет одного сознания (виджняна) и нет сущности (саттва), получающей плоды добрых и злых действий. Сознание постоянно меняется, а потому никак не может переходить из жизни в жизнь. Все, что мы видим – есть причинно-следственный ряд и тем хуже для нас, если мы связываем с ним свое "я" (I, с. 59-60).
Во всех изложенных вариантах притчи о колеснице проводится одна основная мысль: седок (Атман, Джива, "Познающий поле") пользуется телом как колесницей, на которой он совершает данный путь через сансару и которую он покидает, достигнув конечной цели – Освобождения.
- автор Б.Л. Смирнов.