Внимание! Если при регистрации на форуме вам не приходит письмо с активацией аккаунта, напишите на почту reklama.tonkiimir@gmail.com и укажите свой ник, который зарегистрировали.

Lanitta. Страница таролога и практика любовной магии

Fiolina. Страница практика любовной и денежной магии

Личная страница специалиста по чисткам и защитам olya_ya

Материя

Здесь обсуждаются философские вопросы - Что такое любовь? Что есть Бог, душа? Зачем мы живем? и т.д.
Ответить
Посетитель
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 00:23
Репутация: 0

Материя

Сообщение Prosatanus » 08 авг 2010, 22:38

В этой теме я хочу обсудить формирование понятия материи.
Кто по взглядам идеалист, бесспорно оспорит многие сентенции, которые я приведу здесь. Это право кажого. Проглашаю на дискуссию всех.
В истории философии понятие материи возникло в
связи с попытками древних мыслителей объяснить един-
ство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в
античности породили стремление найти устойчивую, со-
храняющуюся при любых изменениях конечную основу
многообразных вещей и явлений - субстанцию. Отожде-
ствляя ее с веществом, материалисты прошлого искали
субстрат, или первоматерию, из элементов которой обра-
зуются все вещи. Так, ионийская философия (VII - VI вв.
до н.э.) пыталась свести бесконечное многообразие види-
мого мира к одному общему конкретному началу: Фалес -
к воде, Анаксимен - к воздуху, Гераклит - к огню. Однако
тот факт, что каждый философ признавал свое особое на-
чало, опровергал принципиальную установку ионийской
школы. Любое из начал казалось одинаково правомерным
и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время
ни одно из них не было достаточным для объяснения
всего существующего.
В поисках более адекватного описания мира сле-
дующее поколение древнегреческих материалистов при-
ходит к признанию множественности начал. Такими на-
чалами Эмпедокл считал четыре элемента - огонь, воздух,
воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые
враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии -
"семена" всевозможных веществ - так же качественно раз-
нообразны, как и вещества природы. Новой синтезирую-
щей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к
одному единому, явилось атомистическое учение Левкип-
па, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах бы-
ло одним из самых плодотворных завоеваний человече-
ской мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая
идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объ-
яснить множество природных процессов. Достаточно
вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молеку-
лярно-кинетическую теорию тепловых процессов, перио-
дическую систему Менделеева и др. Да и сегодня трудно
представить развитие различных областей естествознания
без атомистики. Важно заметить, что атомистическая
концепция материи выходит за рамки только вещного,
субстратного толкования ее. Она содержит и другую
идею, которая получила развитие в Новое время. Это -
идея общности свойств и физического строения материи .
В рамках учения о материи как субстанции филосо-
фы Нового времени акцентировали свое внимание на ее
атрибутивных свойствах. Сущность материи ими виделась
не столько в телесности, как определяющем ее признаке,
сколько в таких свойствах, как протяженность, твердость,
непроницаемость, инертность, плотность и т.п. Так, родо-
начальник английского материализма Ф. Бэкон, в целом
высоко оценивая античных материалистов, полагал, что
они не правы, когда за основу принимают нечто частное и
тленное. Принцип всех вещей, считал он, должен обладать
свойствами универсальности и неуничтожимости. Дж. Локк
связывает идею материи с протяженной плотной субстан-
цией. Подобные взгляды развивает и М. Ломоносов, пола-
гая, что такие качества, как протяженность, сила, инерция,
фигура, движение вполне достаточны для характеристики
сущности материи. Вместе с тем материалисты Нового вре-
мени не ограничиваются в трактовке материи лишь ее свой-
ствами, они говорят и о субстрате ("началах", "элементах",
"корпускулах", "атомах") как их носителе. Таким образом,
материалистическая традиция в истории философии исхо-
дила в основном из двух принципов - материя рассматри-
валась или как всеобщая вещественная основа, или как со-
вокупность специфических свойств. Правда, часто оба
принципа воплощались в одной ее модели, которую можно
назвать субстратно-атрибутивной. Такого рода представления,
однако, не позволяли выразить понятие материи в непроти-
воречивой форме. Получалось, что каждое последующее от-
крытие, коренным образом изменявшее представление о
свойствах и строении конкретных веществ, "разрушало", ка-
залось бы, установившееся понятие материи. 7
Но следует сказать, что в этот, более чем двухты-
сячелетний, период развития философии наметились и
зачатки иного подхода. Так, уже древнегреческий фило-
соф Анаксимандр рассматривал первоосновой всего
существующего бесконечную неопределенную и бес-
предельную, непрерывно меняющуюся, субстанцию -
"апейрон". Преодолеть бытовавшие долгие столетия
подмену понятия материи одним из ее видов удалось

французскому материалисту Нового времени П. Голь-
баху, который полагал, что "по отношению к нам мате-
рия вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь
образом на наши чувства, а качества, приписываемые
нами различным веществам, основываются на различ-
ных... изменениях, производимых в нас этими вещест-
вами" (17. С.84-85). Если у Анаксимандра трактовка
материи была лишена чувственной конкретности пер-
вовещества, то в определении П. Гольбаха мы встреча-
емся с принципиально новым подходом - понимание
материи в ее отношении к сознанию. Свое завершение
такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом
истолковании материи.
Материя как современная философская
категория
Материю следует рассматривать прежде всего как
субстанцию, на и благодаря которой строятся все отно-
шения и изменения в мире, в том числе и сознание. 7
Сама категория материи, как и любое общее поня-
тие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но
это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка
отыскать материю вообще как некое вещественное или
бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать
единообразную материю как таковую, то создается ситуа-
ция наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш,
яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец
и т.д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, ме-
талл как таковой, химическое соединение как таковое,
движение как таковое. В современном философском поня-
тии материи должны отражаться всеобщие черты беско-
нечного множества чувственно воспринимаемых вещей.
Материя не существует помимо вещей, их свойств и отно-
шений, а только в них, через них. Важно поэтому зафикси-
ровать такие свойства материи, которые принципиально
отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от
сознания как собственной противоположности. Такое опре-
деление материи предложено В.И. Лениным в книге
"Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть фило-
софская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копиру-

ется, фотографируется, отображается нашими ощуще-
ниями, существуя независимо от них" (25. Т. 18. С. 131).
В этом определении получила завершение идея, которая
наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некото-
рых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и
Г.В. Плеханова).
Здесь материя определяется через сопоставление ду-
ховного и материального. Материя вечна, существует вне
человеческого сознания и совершенно безразлична к то-
му, что мы о ней думаем. Понятие же материи - только
приближенное отражение этой объективной реальности.
То есть понятие материи вообще - не формальное обо-
значение, не условный символ для множества вещей, а
отражение сущности каждой из них и всей их совокупно-
сти, основа бытия, существующая во всем и порождаю-
щая все существующее.
Итак, материя - прежде всего реальность, реальность
объективная, существующая вне и независимо от человека,
но это такая реальность, которая может быть обнаружена
только через ощущения (разумеется, чувственное отраже-
ние может быть непосредственным или опосредованным
приборами - будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон
и др.). Такое определение материи выражает суть материа-
лизма как учения. Оно является дальнейшим развитием
основного вопроса философии, и в этом состоит его миро-
воззренческое значение.
Материя, будучи объективной реальностью, является
первичной по отношению к сознанию. Она не предпола-
гает никакой причины или условия для своего существо-
вания, а, напротив, сама является единственной причи-
ной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл
причиной самое себя. При этом материя не какая-то
сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она да-
на человеку в ощущениях (непосредственно или опосре-
дованно с помощью приборов), что, в свою очередь, дела-
ет ее доступной познанию.
Материя как первопричина всего существующего
реализует свою сущность через бесконечную совокуп-
ность конкретных существований, начиная от элементар-
ных объектов неживой природы и кончая сложнейшими
социальными системами.
В анализируемом определении материи обнаружи- I
ваются два аспекта - онтологический и гносеологический. 1
С онтологической точки зрения материя - единствен-
ный субъект всякого бытия. Вещи, свойства, взаимодей-
ствия, телесные и духовные процессы свою конечную
причину имеют в материи. Абсолютное противопоставле-
ние материального и духовного возможно тем самым
только в рамках основного вопроса философии. С гно-
сеологической же точки зрения материя - объект,
субъект и средство познания, а ощущения, мышление -
его продукт.
Категория материи является важнейшим методо-
логическим регулятивом, поскольку последовательное
отстаивание материалистического мировоззрения оказы-
вается существенным в конкретно-научных исследова-
ниях. Следует не смешивать здесь философское понятие
материи с исторически меняющимися естественнонауч-
ными концепциями строения и свойств тех или иных
фрагментов обозримого мира. Наука может с математи-
ческой точностью отражать подробности строения и со-
стояния отдельных системных материальных объектов.
Философский же подход характеризуется тем, что он
абстрагируется от свойств отдельных вещей и их сово-
купностей, и в многообразии мира усматривает его ма-
териальное единство.
Методологическая роль категории материи имеет
важное значение, во-первых, потому, что по мере
прогресса конкретных наук встают старые вопросы о
понимании объективного мира и его законов, об отно-
шении понятий и теорий к объективной реальности.
Во-вторых, исследование конкретных материальных
форм наряду с частными вопросами выдвигает массу
проблем философского характера, таких как соотноше-
ние прерывности и непрерывности бытия, неисчерпае-
мость объектов.
:wink:

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Философия»