Этика Канта

Здесь обсуждаются философские вопросы - Что такое любовь? Что есть Бог, душа? Зачем мы живем? и т.д.
Ответить
Иногда заходит
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 08:21
Репутация: 0

Этика Канта

Сообщение Шадрин В.В. » 27 авг 2008, 07:31

Цитата из статьи Ю.Черепахина:
«Этика И.Канта
«Разумная природа тем отличается от всякой другой, что сама себе ставит цель». Здесь и далее: Иммануил Кант «Основы метафизики и нравственности».
Коварное утверждение…
По мысли философа получается, что дерево, как часть «неразумной природы», цели в своей жизни поставить не может, а потому вынуждено подчиняться цели, которую поставили «за него». И в этом видится некий элемент «несвободы». Но вот человек, как часть «разумной природы», противопоставляя себя природе «неразумной», свободен от «внешней», «чужой» воли и ставит себе жизненную цель сам. Отсюда вытекает и своеобразное отношение к свободе, которая трактуется, как «свобода от Закона».
На наш взгляд, именно данная формулировка ставит крест на научном поиске естественно-природных корней нравственности и выводит эти рассуждения в плоскость «чистого разума», рассекая Единую Жизнь Космоса на «материальную» и «идеальную», где «материальное» – цели не имеет, а «идеальное» – цель декларирует (добавим: каждая философская школа – свою).
«Та философия, которая перемешивает чистые принципы с эмпирическими, не заслуживает даже имени философии (ведь философия тем и отличается от обыденного познания разума, что излагает в обособленной науке то, что обыденное познание разума постигает только вперемешку), еще в меньшей степени – названия моральной философии, так как именно этим смешением она вредит даже чистоте самих нравов и поступает против своей собственной цели».
Здесь Кант и хоронит этику, как научную дисциплину, перекрывая для нее кислород эмпирического наблюдения и лишая её хоть какого-нибудь практического веса.
«Таким образом, из всего практического познания моральные законы вместе с их принципами не только существенно отличаются от всего прочего, в чем заключается что-то эмпирическое, но вся моральная философия всецело покоится на своей чистой части».
Но не из этой ли «эмпирики» мы и можем вывести закон нравственности, наблюдая за жизнью и сопоставляя качества человека с качеством его жизни? Нет, оказывается закон нравственности мы должны «выдумать».
«… существует только один категорический императив («объективно необходимая формула веления» – Ю.Ч.), а именно: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
Если же все императивы долга могут быть выведены из этого единственного императива как из их принципа, то мы, хотя и оставляем нерешенным вопрос, не пустое ли понятие то, что называют долгом, можем по крайней мере показать, что мы мыслим посредством этого понятия и что мы хотим им выразить.
Так как всеобщность закона, по которому происходят действия, составляет то, что, собственно, называется природой в самом общем смысле – (по форме), т. е. существованием вещей, поскольку оно определено по всеобщим законам, то всеобщий императив долга мог бы гласить также и следующим образом: поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы».
Итак. Человек! Ставь себе цель, которую, на твой взгляд, «не стыдно» было бы приписать самой природе, добивайся её, и ты будешь образцом добродетели… Быть может эти рассуждения Канта и имели бы под собой реальную почву, если бы «видение» этого закона было предоставлено не только уму человека, но и его Сердцу. Ан нет.
«Практическая необходимость поступать согласно этому принципу, т. е. долг, покоится вовсе не на чувствах, побуждениях и склонностях, а только на отношении разумных существ друг к другу, когда воля разумного существа должна рассматриваться также как законодательствующая, так как иначе разумное существо не могло бы мыслить долг в качестве цели самой по себе. Таким образом, разум относит каждую максиму воли как устанавливающей всеобщее законодательство ко всякой другой воле и также ко всякому поступку по отношению к самому себе, и притом не в силу какой-нибудь другой практической побудительной причины и не ради будущей выгоды, а исходя из идеи достоинства разумного существа, повинующегося только тому закону, какой оно в то же время само себе дает».
Как бы Кант ни трактовал понятие нравственного поступка, как бы ни ухищрялся в определениях, он у него представлен лишь как интеллектуальное решение, но не движение Сердца – его чувствование, его видение ситуации, его сострадание, его боль.
«В самом деле, в личности нет, правда, ничего возвышенного, поскольку она подчинена моральному закону, но в ней есть нечто возвышенное, поскольку она устанавливает этот закон и только потому ему подчиняется. Выше мы показали также, что не страх, не склонность, а исключительно уважение к закону составляет тот мотив, который может придать поступку моральную ценность».
В такой «научной атмосфере» логика Христа выглядит совершенно чуждым и бесполезным предметом…
«Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. … его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной». Из реферата студента кафедры философии.
Интересно: кто-нибудь пользуется в своей педагогической практике трудами Канта – «главного специалиста в области этики»?..»

Иногда заходит
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 08:21
Репутация: 0

Сообщение Шадрин В.В. » 27 авг 2008, 17:35

Читайте "Принуждение к мудрости"

добавлено...

«Но не из этой ли «эмпирики» мы и можем вывести закон нравственности, наблюдая за жизнью и сопоставляя качества человека с качеством его жизни? Нет, оказывается закон нравственности мы должны «выдумать».»

Вы не заметили главного! Природа вся разумна и вся создана ради цели, которую всего то и надо познать, а не выдумывать.

сообщение отредактировано (объеденены два поста)
_____________________
будьте внимательнее - нарушение п.11 правил форума...
Serahele

Иногда заходит
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 08:21
Репутация: 0

Сообщение Шадрин В.В. » 28 авг 2008, 07:25

истина -одна. А раз сейчас царит язычество в философии, то человечество и не может обрести правильное мировоззрение, которое может обеспечить МИР. Миротворцы не могут быть с оружием. Правильней их назвать людьми , сдерживающими войну.к тому же религия и наука на сегодня -разные вещи,а вот светская философия пристроилась в науке , но отношения к ней не имеет по причине своих неправильных взглядов, отсюда и мои попытки решать эту проблему.

Посетитель
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 24 апр 2008, 13:42
Репутация: 0

Re: Этика Канта

Сообщение RainMan » 18 сен 2008, 13:53

Шадрин В.В. писал(а): ..Интересно: кто-нибудь пользуется в своей педагогической практике трудами Канта – «главного специалиста в области этики»?..»
Кант жил давно , но его труды до сих пор многим непонятны, это естественно- он был человек опережающим время.
Многое из сформулированных им основ выливается в новую науку. Названье ей синтетика.
Вопросы причинно следственной связи и событийности, априорного принятия информации. Однако любой факт полагается на опыт, а опыт в свою очередь состоит из фактов.
Человечество находится еще не на той ступени развития - можно сказать оно находится лишь в младенческой колыбели. Человек разумный совсем недалеко ушел от обезьяны. На пороге переход к следующей фазе развития- человек сознательный. На этой стадии нам предстоит открыть еще несколько измерений, а именно пространство и время как те три оси Декарта.
Вы пытаетесь связать философию и качество жизни - не стоит пытаться этого делать.
Говорить об общественном мнении или общеизвестных фактах- это примерно как слушать мычанье коров,- там Вы не найдете не одного ответа на такие вопросы.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Философия»