Страх и самосознание.
Добавлено: 11 май 2012, 21:51
Страх - сильное душевное волнение, вызванное неожиданной опасностью. Это состояние может также вызываться неясным предчувствием, томительным ожиданием, чувством неблагополучия. Страх обладает всепроникающей мощью, он – глубочайшая бездна, в которой гибнут люди и народы. Люди размышляли о страхе исстари, едва задумались о мироздании. Позже, обратив взор на самих себя, люди стремились разгадать собственные наваждения. Страх – глубинное человеческое состояние, порождаемое способностью человека осознавать несовершенство мира, его коллизии. Человек – единственное животное, для которого само существование является проблемой… Страх нередко порождается конкретными причинами. Мы боимся смерти, разорения, предательства, нападения. Все это порождает смятение духа, потому что присутствует сильный фактор враждебности.
Совершенно другой тип страха возникает, когда никакой реальной опасности нет, а человек все равно бывает в предельном замешательстве. Это страх человека перед самим собой. Животные и бездуховные люди не подвержены этому страху, потому что они не определены духовно. И чем более духовен человек, тем более подвержен он страху. Великий датский философ Кьеркегор проводил различие между этими двумя состояниями.
1. - безотчетная тревога, постоянно живущая в душе человека и рождающая все новые и новые образы.
2. - и страх, порожденный конкретными угрозами.
Зигмунд Фрейд и его последователи тоже различали страх рациональный, который обусловлен внешними факторами, и страх глубинный, иррациональный.
В экзистенциальные (иррациональные) страхи Кьеркегор выделил
- «страх перед Ничто». Страх перед Ничто свидетельствует лишь о потенциальной возможности стать действительно свободным человеком.Страх есть непосредственная данность духа в личном опыте человеческой индивидуальности. В переживании страха Кьеркегор описывает духовный опыт трансцендирования человека, готовящегося к «качественному прыжку», выходу за свои пределы. Философ замечает, что, хотя страх мало дает для объяснения становления действительности свободы. И он, вместе с тем, позволяет выразить смысл экзистенциального состояния человека, когда дух его ещё скован, но требует прорыва. Кьеркегор утверждает, что страх есть непосредственная данность духа в личном опыте человеческой индивидуальности.
- страх человека быть духовным , т.к. выбор духовной жизни требует от человека мужества быть свободным;
- стах перед добром (он называет его демонизмом).
Кьркегорд писал, что человек как дух постоянно находится в состоянии отчаяния. Такие определения как бесконечность и конечность, вечность и бренность, возможность и необходимость, – все они концентрируются вокруг категории отчаяния и вопрошают об отчаянии. Страх человека перед «ничто» заставляет его сознание лихорадочно и напряжённо искать выход. Отчаяние у Кьеркегора носит в высшей степени сознательный характер – это высшая ступень сознания и самосознания. Чем выше сознание, тем выше, глубже, разностороннее и содержательнее личность, и, наоборот, чем содержательнее, глубже и разностороннее личность, тем выше её сознание и самосознание.
Парадокс?
Или в этом действительно есть глубокий смысл?
Думаю, что есть...
(использовались материалы с сайтов http://www.coolrefera.com и http://www.philosophydic.ru)
Совершенно другой тип страха возникает, когда никакой реальной опасности нет, а человек все равно бывает в предельном замешательстве. Это страх человека перед самим собой. Животные и бездуховные люди не подвержены этому страху, потому что они не определены духовно. И чем более духовен человек, тем более подвержен он страху. Великий датский философ Кьеркегор проводил различие между этими двумя состояниями.
1. - безотчетная тревога, постоянно живущая в душе человека и рождающая все новые и новые образы.
2. - и страх, порожденный конкретными угрозами.
Зигмунд Фрейд и его последователи тоже различали страх рациональный, который обусловлен внешними факторами, и страх глубинный, иррациональный.
В экзистенциальные (иррациональные) страхи Кьеркегор выделил
- «страх перед Ничто». Страх перед Ничто свидетельствует лишь о потенциальной возможности стать действительно свободным человеком.Страх есть непосредственная данность духа в личном опыте человеческой индивидуальности. В переживании страха Кьеркегор описывает духовный опыт трансцендирования человека, готовящегося к «качественному прыжку», выходу за свои пределы. Философ замечает, что, хотя страх мало дает для объяснения становления действительности свободы. И он, вместе с тем, позволяет выразить смысл экзистенциального состояния человека, когда дух его ещё скован, но требует прорыва. Кьеркегор утверждает, что страх есть непосредственная данность духа в личном опыте человеческой индивидуальности.
- страх человека быть духовным , т.к. выбор духовной жизни требует от человека мужества быть свободным;
- стах перед добром (он называет его демонизмом).
Кьркегорд писал, что человек как дух постоянно находится в состоянии отчаяния. Такие определения как бесконечность и конечность, вечность и бренность, возможность и необходимость, – все они концентрируются вокруг категории отчаяния и вопрошают об отчаянии. Страх человека перед «ничто» заставляет его сознание лихорадочно и напряжённо искать выход. Отчаяние у Кьеркегора носит в высшей степени сознательный характер – это высшая ступень сознания и самосознания. Чем выше сознание, тем выше, глубже, разностороннее и содержательнее личность, и, наоборот, чем содержательнее, глубже и разностороннее личность, тем выше её сознание и самосознание.
Парадокс?

Или в этом действительно есть глубокий смысл?
Думаю, что есть...

(использовались материалы с сайтов http://www.coolrefera.com и http://www.philosophydic.ru)