Перунов День 20 июля (2 августа)
Добавлено: 05 июл 2018, 23:39
Перуница, или день Перуна, главного бога древнеславянского языческого пантеона, испокон веков почитался общенародным праздником. Отмечали его 20 июля (или же 2 августа по новому стилю).
С закреплением на славянских землях православия Перун стал соотноситься с Ильёй-пророком; образ последнего вобрал в себя присущие языческому богу черты. Празднование Ильина дня и сегодня сохраняет многие обряды и традиции язычества.
Так как праздновать день Перуна было положено в самый грозовой день в году, многие, сверяясь с источниками, считают, что наши предки посвящали этому богу 20 июля. На самом деле источники чаще всего упоминают дату праздника по старому стилю. По новому же праздник выпадает на 2-е августа. Именно в этот день, если верить народной примете, "до обеда лето, а после обеда осень". Примерно в это же время действительно чаще всего случаются грозы.
"Перун есть мног" – говорят древнерусские источники, подразумевая наличие у него нескольких ипостасей. В день бога Перуна предполагалось почтить каждую из них.
Бог небесного огня и покровитель воинов представал и в образе бога-управителя, строго контролирующего выполнение законов – как глобальных основ Мироздания, так и договоров в отношениях между людьми. Перун, питающий землю живой влагой, благоволил земледельцам и пахарям в летнюю пору. Также он пристально следил за тем, чтобы Коло Сварожье – времена года – исправно сменяли друг друга, обеспечивая циклическое возрождение природы. Отважный и несокрушимый воитель, Перун зорко стоял на страже Яви – мира живых. Кроме того, в его власти было даровать мужскую силу.
После принятия православия на Руси церковь приурочила праздник, посвященный Илье-пророку - Ильин день. Традиции
В народе праздник Перуна именовали "сердитым днём". В этот день строго запрещались любые работы: нельзя было пахать землю, выгонять за околицу скот. Традиционно славить Перуна собирались в дубовой роще (в крайнем случае – у старого дуба), на возвышенности, неподалёку от текущей воды, также приветствуется наличие камня; т.н. «гремячих» ключей, т.е. источников, открывшихся после удара молнии.
Празднование Перунова дня продолжалось всю ночь, заканчиваясь лишь на рассвете. После этого дня традиционно завершался сенокос и начиналась пора жатвы, знаменуя окончание лета и переход к осенним работам.
Древнейшее свидетельство о почитании славянами Громовержца сохранилось в труде Прокопия Кесарийского «Война с готами», написанного в VI веке: «Они (воины антов и славян) считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды...» До начала ХХ века на Ильин день повсеместно крестьяне закалывали «обетного», жертвенного быка.
Из фольклора каспийских походов русов (VII–Х веков): Перун уважает стариков, любит детей, ценит хлеб и даже крошки подбирает. Именно эти крошки подтверждают достоверность рассказа, так как их собирание со стола в горсть, а затем съедение или подбрасывание вверх (птицам и предкам) являлось характерной чертой этнического поведения русских на протяжении последнего тысячелетия. Вспомним «Повесть о Петре и Февронии» ХV века. Бояре смеялись над крестьянкой-ведуньей, вышедшей замуж за князя, так как она, чтя заветы предков, и за богатым столом подбирала хлебные крошки.
В народе считается, что Перун торопится помочь людям, но действует с промашкой. Род сказал ему: «Пошли дождь, где просят», а он пришёл с дождём, где косят. В другой раз Род говорит: «Пошли дождь, где ждут», а он опять в запале не расслышал и пришёл с дождём, где жнут!
У балтийских славян-язычников в ХIII веке, по сообщению Гельмольда, культ Прове и посвящённых ему дубов был в самом расцвете. 11. На Руси на вопрос ребёнка «откуда я взялся?» мальчикам отвечали «ты на дубочку сидел». «Дубком» называли ребёнка, который набрал жизненной силы и встал на ножки. 12. В ХХ веке в деревнях
В Владимирской области в детской среде сохранялись обряды Перунова дня: именно в этот день дети шли за горохом, срывали рябинник и на палочку нанизывали стручки гороха, «и уж с этим бегли по домам». Веточка с нанизанными стручками называлась «ёжик», потому как топорщилась весьма агрессивно (из книги Науменко Г.М. Этнография детства). Такого рода Перуновы «штандарты» можно взять на вооружение и сегодня.
Бог-громовержец Перун был главой пантеона славянских богов. Его представляют могучим седым старцем, разъезжающим на огненной колеснице. Оружием Перуна были «громовые стрелы», палица, топор, камни, а священным деревом – дуб.С закреплением на славянских землях православия Перун стал соотноситься с Ильёй-пророком; образ последнего вобрал в себя присущие языческому богу черты. Празднование Ильина дня и сегодня сохраняет многие обряды и традиции язычества.
Так как праздновать день Перуна было положено в самый грозовой день в году, многие, сверяясь с источниками, считают, что наши предки посвящали этому богу 20 июля. На самом деле источники чаще всего упоминают дату праздника по старому стилю. По новому же праздник выпадает на 2-е августа. Именно в этот день, если верить народной примете, "до обеда лето, а после обеда осень". Примерно в это же время действительно чаще всего случаются грозы.
"Перун есть мног" – говорят древнерусские источники, подразумевая наличие у него нескольких ипостасей. В день бога Перуна предполагалось почтить каждую из них.
Бог небесного огня и покровитель воинов представал и в образе бога-управителя, строго контролирующего выполнение законов – как глобальных основ Мироздания, так и договоров в отношениях между людьми. Перун, питающий землю живой влагой, благоволил земледельцам и пахарям в летнюю пору. Также он пристально следил за тем, чтобы Коло Сварожье – времена года – исправно сменяли друг друга, обеспечивая циклическое возрождение природы. Отважный и несокрушимый воитель, Перун зорко стоял на страже Яви – мира живых. Кроме того, в его власти было даровать мужскую силу.
После принятия православия на Руси церковь приурочила праздник, посвященный Илье-пророку - Ильин день. Традиции
В народе праздник Перуна именовали "сердитым днём". В этот день строго запрещались любые работы: нельзя было пахать землю, выгонять за околицу скот. Традиционно славить Перуна собирались в дубовой роще (в крайнем случае – у старого дуба), на возвышенности, неподалёку от текущей воды, также приветствуется наличие камня; т.н. «гремячих» ключей, т.е. источников, открывшихся после удара молнии.
Празднование Перунова дня продолжалось всю ночь, заканчиваясь лишь на рассвете. После этого дня традиционно завершался сенокос и начиналась пора жатвы, знаменуя окончание лета и переход к осенним работам.
Древнейшее свидетельство о почитании славянами Громовержца сохранилось в труде Прокопия Кесарийского «Война с готами», написанного в VI веке: «Они (воины антов и славян) считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды...» До начала ХХ века на Ильин день повсеместно крестьяне закалывали «обетного», жертвенного быка.
Из фольклора каспийских походов русов (VII–Х веков): Перун уважает стариков, любит детей, ценит хлеб и даже крошки подбирает. Именно эти крошки подтверждают достоверность рассказа, так как их собирание со стола в горсть, а затем съедение или подбрасывание вверх (птицам и предкам) являлось характерной чертой этнического поведения русских на протяжении последнего тысячелетия. Вспомним «Повесть о Петре и Февронии» ХV века. Бояре смеялись над крестьянкой-ведуньей, вышедшей замуж за князя, так как она, чтя заветы предков, и за богатым столом подбирала хлебные крошки.
В народе считается, что Перун торопится помочь людям, но действует с промашкой. Род сказал ему: «Пошли дождь, где просят», а он пришёл с дождём, где косят. В другой раз Род говорит: «Пошли дождь, где ждут», а он опять в запале не расслышал и пришёл с дождём, где жнут!
У балтийских славян-язычников в ХIII веке, по сообщению Гельмольда, культ Прове и посвящённых ему дубов был в самом расцвете. 11. На Руси на вопрос ребёнка «откуда я взялся?» мальчикам отвечали «ты на дубочку сидел». «Дубком» называли ребёнка, который набрал жизненной силы и встал на ножки. 12. В ХХ веке в деревнях
В Владимирской области в детской среде сохранялись обряды Перунова дня: именно в этот день дети шли за горохом, срывали рябинник и на палочку нанизывали стручки гороха, «и уж с этим бегли по домам». Веточка с нанизанными стручками называлась «ёжик», потому как топорщилась весьма агрессивно (из книги Науменко Г.М. Этнография детства). Такого рода Перуновы «штандарты» можно взять на вооружение и сегодня.