В чем же здесь порок? Он объективно был учителем, кармическим. Не потому что он желал, а потому что у них была такая группа финансистов, у каждого была своя категория людей, и его определили на "работу" с золотой молодежью. Рекламу он не давал и насильно никого не тянул, обращались к нему лишь в самом крайнем случае сами.
Это не похоже на некое порочное желание делать людям плохо. И он не издевался над кем либо, желая услышать какие-то мольбы о пощаде или наслаждаться близостью павших женщин, издеваясь над ними из-за их нужды. Вовсе нет. Он был крайне скуп на эмоции вообще. Он воплощение холодного разума, не имеющего никаких желаний.
Не думаю что у него было желание быть над людьми. Поскольку такое желание требует и признания другими людьми его превосходства. Этому старику не требовалось это признания вообще. Он сознательно жил скромно, можно сказать даже бедно. Если бы он хотел быть выше, разве бы он не жил в шикарном особняке и не заставлял бы бегать вокруг себя кучу работников, садовников, кухарок, лакеев? Не стал ли бы он влиять на политику?
Нет. У него не было именно такого желания. Он ходил по городу пешком, имея все возможности ездить в экипаже.
И здесь сложно сказать, либо это его стратегия, либо это заболевание. Но во всяком случае, с моей точки зрения заболевание это очень полезное. Человек имел все необходимое, а к остальному относился не то чтобы с презрением, а с пониманием того, что все это показуха, не стоящая внимания. Что это все некие шалости людей, их пороки, стремления блеснуть, покрасоваться, или получить побольше наслаждения и удовольствий. Он это презирал как пороки.
Так в чем же его можно обвинить? В том что он умер скромно? Или в том, что у него не было желания использовать свои богатства чтобы облегчить себе старость или удлинить свою жизнь? Или в том, что он давал ссуды просящим и нуждающимся под процент и брал что-то в залог?
Вы знаете, вот есть люди, которые хотят тату, идут портить свое тело. А татуировщик любит искусство тату и за определенную плату может наколоть татуировку. Есть в этом порок? С одной стороны ведь он портит первозданный вид, портит эстетику. Но кто-то скажет нет, в тату есть своя эстетика, просто она другая и не понятная тем кто не любит татуировки.
Здесь тоже самое. Автор показывает прелесть некоей крайности, ее могущество и ее безобразие. При этом. Гобсек утверждает что выше всего покой. Сначала он обрел покой, а потом уже такое большое финансовое благосостояние.
Это где-то за гранью светского понимания. Это подобно йогу медитирующему в горах или в келье, который лишает себя удовольствий и обильного питания преследуя высшую цель в виде осознанности и покоя. Гобсек тоже преследовал покой и мастерство прозорливости, проницательности в человеческие пороки.