Сообщение
vaspupkin » 11 авг 2009, 01:02
Умное делание в православии
В православной аскетике, во многом перенявшей опыт её греческой сестры, существуют особые, сакральные приёмы молитводелания, так называемое " умное делание " или "исихазм" (от греч. ήσυχία [hesychia] - покой,- безмолвие, отрешенность) и его составляющая - "умная молитва". " Умное делание " называют "сердцем православия", "христианской йогой", как нам представляется, небезосновательно. Пришественник исихазма, один из видных представителей мистико-аскетического направления в христианстве и ученик Синаита - патриарх Каллист - просветленное состояние которого достигает в молитвенном экстазе молчальник, сравнивал с состоянием, в котором находился Адам до своего грехопадения.
-----------------
Умное делание
Традиции исихастов
Исихазм сегодня актуален как никогда: в Киеве прошла международная научная конференция “Богословское и философское осмысление исихастской традиции».
Еще в начале XX века исихазм воспринимался как «монашеское мракобесие» и, если удостаивался упоминания в богословских энциклопедиях, то трактовался исключительно негативно как мистическое движение изоляционистской направленности, получившее кратковременную популярность в среде греческого монашества, преимущественно на Афоне.
Однако трагический опыт, пережитый человечеством в минувшем столетии, одном из самых кровавых за всю мировую историю, когда даже далекие от Церкви люди почувствовали всю полноту утраты связи с Богом, помог распознать в исихазме единственный путь спасения человеческой души, проверенный на духовном опыте. Век падения многих земных царств стал временем возвращения к евангельской истине, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Влекомые жаждой обрести единство с Богом, сказавшего: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36), уже первые христианские отшельники в совершенном безмолвии (по греч. – «исихии»), очищая от страстей свое сердце (в монашеском делании это называлось «хранением сердца»), полностью погружались во внутреннюю молитву (« умное делание »), дарующую причастность Богу («обόжение»). При этом христианская исихастская молитва принципиально отличается от техники индусской йоги и мусульманской дхикр, несмотря на внешнюю схожесть практики соединения дыхания с молитвой божественного Имени. Стремление к личному «обόжению» в христианском исихазме не ограничивалось автоматическим погружением в мистическое состояние, как в индуизме и мусульманстве, но становилось надежным основанием к началу преображения других людей и всего мира.
----------------------
В связи с наблюдаемым в посление три десятилетия интересом к восточной (православной) Церкви, особенно в Германии, широкую известность получила так называемая «психастическая» молитва, которая практиковалась афонскими и византийскими монахами в 13—14 вв. в школе «исихастов» (исихия — мистический покой), во главе с Григорием Паламой (Салонкским).
Метод исихастов представляет лишь модификацию древней Иисусовой или умной молитвы, с фиксированием взгляда на пупке. Возникшая на этом методе мистика ничем не отличается от древнецерковной ортодоксальной мистики. Проф. Георг Вундерле в своей книге об этом методе говорит, что задача исихастическои молитвы — «пробуждение и активирование благодати решения, что она ведет к »собиранию себя», к объединению всех духовно-душевных функций, с привлечением всей энергии к объекту молитвенного созерцания. В этом состоянии, говорит Вундерле, нет пассивности души, напротив, собранность духа и души ведет их к высшей активности. Прав автор, когда он считает сосредоточение на пупке несущественным. Он соглашается с мнением Карла Холла о том, что исихастический способ молитвы относится к харизмам апостольского времени, устанавливая тем самым генетическую связь исихастическои молитвы с ее древним образцом Иисусовой молитвой.
---------------------------
СПАСИБО ЗА МНОГОЛЕТНЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!
Всем спасибо за сотрудничество!
В силу смены приоритетов... я потерял интерес к публичной жизни на Форуме. Не поминайте лихом( впрочем, не подействует).
:)