Меня привлекло вот это:
"Не важно, что происходит кругом. Важно, как мы себя при этом чувствуем. Поскольку любой из нас есть то, чем себя ощущает."
Такое может понять только сознание, вышедшее за пределы своего личностного восприятия.
AstaLaBabyVista писал(а): ↑08 июл 2018, 15:16
Есть ли здесь патология - вот что меня интересует.
Паталогия понятие относительное. Для обычного состояния человека, не характерно наблюдать себя со стороны. А вот для практикующих - это важный и полезный этап. Он позволяет выйти за рамки привычного себя и понять что воспринимающий - это не то, что проявлено в форме тела, не чувственная природа и не действия ума. И даже не совокупность этого. Воспринимающая природа как раз за пределами перечисленного.
И многое зависит от того, на чем она фиксируется и с чем себя отождествляет. Большинство людей фиксируются на своем эго, которое представляет собой сочетание деятельности ума и чувств. Поэтому у них много рефлексии и оценки всего происходящего относительно себя.
Воспринимающая природа сознания человека она не нуждается в этих оценках, она работает по другому принципу.
Еще момент.
В условиях когда можно что-то исправить и изменить, мы полагаемся на себя и думаем что от нас что-то зависит. А вот если человека поместить в полосу событий, где от него ничего не зависит и он знает что не откуда ждать помощи, и что не перед кем изображать несчастного или некому жаловаться, то привычные модели поведения эго отмирают. И сознание дистанцируется и просто регистрирует происходящее, осознавая детали, но не увлекается эмоциональной рефлексией, поскольку совершенно понятно что эта рефлексия в таком случае пользы не принесет.
Это очень интересная штука. Вот вы спрашиваете патология или нет. Для буддистов и йогов - рефлексия и потокания своим слабостям - вот это патология. Когда человек вместо совершения изменений занимается переживаниями на одну и ту же тему и портит себе настроение и состояние, поскольку не может переключится, рефлексирует, рефлексирует - вот это патология. В силу того, что такое поведение требует большого расхода жизненной силы на переживания и самокопания.
А режим созерцания он более экономичен, и в некотором роде более эффективен. Но, конечно, подходит не для всех.
AstaLaBabyVista писал(а): ↑08 июл 2018, 15:16
есть ли здесь то самое "деяние в недеянии"
По состоянию сознания похоже. Но не является тем что имелось в виду деянием в недеянии.
В деянии человек действует и телом и мыслями и эмоциями. Он желает, мыслит, мечтает, намеревается, принимает решения, выполняет, старается.
Недеяние предполагает определнное состояние равновесия сознания и психики, в котором энергия жизни не утекает, не бурлит, не расплескивается, а накапливается и преображается в более качественные состояния. И таким образом, при накоплении скажем так условно некоей жизненности или заряда потенциала сознания, действия могут свершаться только за счет перемены состояний и намерений. Без участия мыслей и чувств. Даже не действия, а перемены в окружающем мире.
То есть, человек сосредоточен, активных действий не проявляет, но изменения в событиях происходят, поскольку перемены совершаются во внутреннем состоянии.
Вы, наверное, замечали, что одним людям буквально везет и все складывается. А другие пашут пашут, пашут пашут, а все через трудности и результата меньше? Вот есть такой феномен, что взаимодействия с реальностью зависят от внутреннего состояния. О чем Довлатов тоже пишет.
Не важно, что происходит кругом. Важно, как мы себя при этом чувствуем.
С точки зрения йоги и буддизма - это очень верная и выработанная позиция. Потому что реальность по сути, зеркалит наши состояния. Состояние внутри - это зерна кармы. Из них могут быть какие-то всплески активности, выражение этих состояний, переходящие в мысли, действия, чувства.
AstaLaBabyVista писал(а): ↑08 июл 2018, 15:16
кто/что управляет движениями мышц тела, кто говорит, когда сознание становится сторонним наблюдателем?
В восточной философии человек воспринимается как свого рода матрешка состоящая из разного рода активностей и природ. Вот мы же не управляем сердцем и работой и делением клеток в собственном организме. Оно как-то само по себе по своим законам функционирует. Так же и на уровне органов чувств, природа звука и вибраций, и природа светового восприятия они как бы сами по себе, наше сознание только воспринимает конечный импульс, эффект прошедший через мозг.
Так же и на уровне ума, ментальной природы - в некотором смысле ментальная природа вполне автономна и может вырабатывать и создавать свой арсенал поведенческих моделей и шаблонов реакций.
В этом то вся и фишка, что человек как истинное Я не является всем из этих перечисленных. Все это созданные оболочки под воздействием условий внешней среды. А человек как Я лишь получает допуск к управлению этими всеми уровнями для действий в окружающей среде и осознании чего-то для себя в процессе опыта.
Но это не значит, что все эти оболочки и уровни какие-то чужие. Они на самом дел часть нас, поскольку в них работает некий объем нашего же сознания, который втянут в установленные с ними связи. В том числе в тело.