Сообщение
mudder » 09 ноя 2021, 21:52
Любимый дзен
Слово дзен произошло от санскритского слова дхиана (сосредоточенность, размышление). Дзен-буддизм зародился в Китае в 5 веке н. э. и распространился далее - во Вьетнам, Корею, Японию.
Традиция прямой передачи просветления от ума к уму является краеугольным камнем учения дзэн, практикуемого во всем мире. Как-то, сидя на Грифовой горе и рассказывая о сущности просветления расположившимся вокруг монахам, Будда Шакьямуни показал им цветок и улыбнулся. Монахи не отреагировали, молча продолжая следить за учителем, и только один из них поднял цветок и улыбнулся в ответ - он пережил мгновенное пробуждение, которое получил от Будды непосредственно, без всяких словесных наставлений.
Тут будет уместным буддийское правило-притча:
«Можно долго говорить о воде, но уста от этого не увлажнятся. Можно полностью объяснить природу огня, но тело при этом не согреется.
Не прикасаясь к подлинной воде и подлинному огню, человек не познает этих вещей. Даже объяснение, основанное на знании книг, не углубит его понимания. Пищу также можно детально описать, но это не утолит голода.
Едва ли можно достичь подлинного понимания, опираясь на объяснения других».
Из этого правила истекает еще одно отличие дзен от других течений буддизма: откровение без посредства священных текстов; независимость от словесно-буквенных описаний.
«Смотри в свою природу, и станешь Буддой»- еще один важный аспект дзен-буддизма. Подразумевается проникновение в истинную природу ума, который становится своим собственным господином, и освобождение от всех неестественных помех и условностей, а также социальных норм. Правильность решения определяется не глубокой концентрацией на проблеме, а интуитивно, неким периферийным зрением сознания, степенью его развития и способностью “чувствовать” ситуацию. Это проявляется тогда, когда, этими качествами не пытаются сознательно управлять, доверяют их спонтанности в состоянии покоя ума.
Достигается эта способность в результате систематической практики медитации дзадзен. Медитирующий входит в состояние медитации без предварительно выбранного объекта концентрации, не обращая внимание ни на одну вещь в отдельности, воспринимая все окружающее в целом. В дзен-буддизме считается, что совершенный человек обладает умом, подобным зеркалу: ум ничего не фиксирует, ничего не отвергает, воспринимает, но не хранит.
Еще одной практикой дзен является использование коанов. Коаны – это либо короткие истории, либо алогичные загадки, иногда кажущиеся парадоксальными и запутанными. Цель коанов – выбить ум ученика из привычного состояния, пробудить его. Коан нельзя решить интеллектом, чтобы решить его необходимо выйти за пределы сферы ума, подняться над ним.
Задача практикующего дзэн состоит в реализации способности к просветлению. В других направлениях буддизма пробуждение представлялся чем-то далёким, требующим серьезных усилий, и достижимым лишь после многих перевоплощений. Дзен-буддизм же считает, что пробуждение это нечто вполне естественное, которое может произойти в любой момент. Всё слишком просто, и именно поэтому просветления так трудно достичь.
Мгновенное просветление и постижение истины в дзен называется сатори.
Исследователь и пропагандист Д. Т. Судзуки пишет, что сатори – это и есть дзэн и отмечает 8 его важнейших черт:
1. Иррациональность, необъяснимость, непередаваемость.
2. Интуитивное проникновение в сущность природы.
3. Авторитетность сатори, которое трудно опровергнуть, не испытав этого состояния.
4. Ощущение необычности состояния сатори.
5. Сатори не относится к моральным ценностям.
6. Невыраженность сатори в цвете, запахе, звуке, образе. Судзуки отмечал, что сатори приходит в сером цвете, без запаха и в крайне непривлекательной обстановке.
7. При этом испытывается чувство восторга, как результат самоудовлетворения, при реализации чего-то неосознанного, подсознательного.
8. Краткость, внезапность, мгновенность сатори.
Практика нацелена на: успокоение ума, освобождение от жёстких взглядов, отпускание привязанностей. Она помогает увидеть свою собственную истинную природу.
Дзен-буддизм не делает человека центром мироздания и не разделяет мир на субъект и объект. Он предлагает познавать и осмысливать себя и мир, не отделившись от него, а слившись с миром, признавая единство существования.