Сообщение
Ратмир » 13 июн 2010, 17:37
2 Pure
Спасибо за мудрые слова!
Мне кажется, что к Создателю ведет и путь гнозиса, познания, и путь веры. Мистик, конечно, находится на стезе гнозиса и не испытывает острой нужды в церковной институционализации веры, но ведь только избранные единицы готовы следовать за ним. Основная же масса людей живет земными заботами и очень далека сердцами от Бога, а вспоминает о Нем только тогда, когда беда случается. В нужде и отчаянии такие люди обращаются к религии, надеясь получить утешение и послабление. Великий христианский подвижник 4 в. Ефрем Сирин назвал Церковь «лечебницей», подтверждая слова Христа: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы" -Мф. 11, 28-. Может быть, поэтому христианский эгрегор показался Вам нерадостным, хотя, с другой стороны, трудно себе представить что-то более радостное и ликующее, чем «Et resurrexit» («И воскрес») И.С.Баха из «Высокой мессы». Наверное, неправильно лишать всех этих простых людей религиозного, церковного утешения, хотя подобное большинство чаще всего и становится нетерпимым и жестоким гонителем инакомыслия в любой культуре, в любой религии.
Всегда вспоминаю в этой связи великого немца, Альберта Великого, которому удалось быть и могучим магом, и высоким иерархом католической церкви, и выдающимся ученым. Рассказывают, что когда к Альберту приехал с визитом папа римский, он принял его в Кельнском соборе. Дело было зимой, в соборе было очень холодно. Альберт приказал провести высокого гостя во внутренний дворик, чем привел слуг в замешательство – ведь там холодно, сыро и пустынно! Но как только Альберт зашел во дворик, все чудесным образом преобразилось в цветущий сад. Стало тепло и солнечно, плодоносили разнообразнейшие фруктовые деревья, пели на их ветвях экзотические птицы, из ниоткуда возникшие столы ломились от всевозможных яств, а по аллеям стояли золотые и серебряные статуи прекрасных юношей. Но вот статуи ожили и стали прислуживать пирующим за столом, а из невидимого источника зазвучала прекрасная небесная музыка. В полном восторге папа покинул Альберта и Кельн, но как только его нога ступила за пределы дворика, все мгновенно преобразилось и приняло прежний вид. Возникает вопрос – знал ли папа, что Альберт почтил его с помощью магического искусства? Мне кажется, что наверняка знал, ибо человек он был духовно искушенный и многоопытный. Однако за использование магии он не только не отправил Альберта на костер, но всячески возвеличил его. Значит, и внутри самого христианства, внутри Церкви, было место для высочайших духовных возможностей гностического порядка, но открывались эти возможности лишь избранным и тайно. Подобное можно встретить и в восточной церкви, в учении Григория Паламы и в исихазме. А величие Альберта, как представляется, в том, что он, будучи человеком, в полной мере владеющим всеми силами Универсума (доказательство – чудесный прием папы!), оставался, в то же время, архиепископом Кельнским, совершая мессы, исполняя требы, исповедуя и причащая.
Sol lucet omnibus