Я, как проклятый абсолютным музыкальным слухом, до кучи ещё и разницу между аналоговым и цифровым воспроизведением на слух различаю. Даже если это воспроизведение профессиональной аналоговой(Hi-End) техникой. А шутка в чём(это вобще баг, но уже раскрутили как фичу): оцифровка способна конкретно глючить на некоторых голосах. В чём прикол, поясню. Но немножко длинно.
Есть такой алгоритм Фраунхгофера. Более известный как алгоритм сжатия MPEG3. Суть его в том, что по записанной АЦПшкой кривульке(фактически "нарезке колбаски" тонкими ломтиками с частотой обычно 44100 Гц) делается быстрое разложение в ряд Фурье с шагом частот, соответствующим заданному битрейту. Т. е. колбаска звукового спектра тоже на ломтики режется по гармоническим частотам и в конечный файл попадают уже динамики аргументов полученных рядов. Именно таким вот варварским способом размер файла и "усыхает" минимум на порядок. Потому что звук стандартным статистическим алгоритмом(который в обычных архиваторах для воспроизведения файлов в исходном виде) вобще-то не сжимается(потому что тупо повторяющихся последовательностей не содержит). А варварским потому, что разжатый потом файл *.mp3 (без разницы в файл или прямиком на ЦАП звуковой карты) с исходной кривулькой по осциллограмме ничего общего не имеет. Но поскольку улитка внутреннего уха тоже воспринимает звук аппаратным разложением в тот же ряд Фурье - ухо разницы(в идеале) не замечает.
Голос голосовыми связками генерируется тоже в достаточно широком спектре частот, жёстко заданном геометрией выросшего голосового аппарата(образуемыми там стоячими волнами). Тут как раз принцип получения нот в уже помянутой флейте: зажимая дырки меняем длинну стоячей волны в трубке и соответственно ноты воспроизведения. У инструмента - ступенчато. А вот голосовой аппарат - он вобще-то мышечный и могёт менять плавно. Отсюда возникает такой эффект, как девиация - плавное изменение частоты между 2 соседними гармоническими транзитом через все негармонические, которую Фраунгофер уже достоверно не проглатывает. Поэтому если сильно цинично зажать битрейт - можно просто услышать, как голос ощщутимо разваливается на ощутимо-полосатый динамический спектр. И резко бьёт по ушам.
На клавиатуре любого клавишного инструмента не просто так в 2 местах октавы нет чёрных кнопок. Да, это подсказка клавишнику, где край октавы(между Си и До нет чёрной кнопки, поэтому си-диез и до-бемоль шлёпнуть просто так нельзя), но причина не в этом. Некоторые комбинации "двух соседних" (а это и есть чёрная кнопка) гармонических частот способны вполне себе реально вызывать болевые ощущения. Поэтому, чтобы нельзя было прииздевнуться над слушателем даже случайно, их с клавиатуры и убрали. А в большинстве MIDI-процессоров электронных инструментов исключается и воспроизведение эффекта злонамеренно, фильтрацией нажатия "двух соседних белых". Поэтому на электронных инструментах этот фокус и не получается.
Вот таким вот нехитрым образом ноты немного и постригли. Именно в этом и разница "на слух" между воспроизведением одной и той же мелодии на живых инструментах и на электронных. Потому что любой неклавишный инструмент "запретные" ноты вобще-то тоже прекрасно воспроизводит(ибо там уже фиг их чем запретишь).
Э, не, голос то этим как раз обладает. Только если определённым образом натренировать голосовую полифонию(способность воспроизводить голосом несколько разных нот одновременно, воспринимаемых при этом как обьёмный звук). Только это уже определённая шаманская практика. Поэтому в современных музыкальных школах этому давно уже не учат...(с)пан Клякса.
В гаджетах, кстати, тоже этот эффект вовсю используется, позволяя воспроизводить квазистереофонию одним динамиком, пуская при этом звук с 1 излучателя в 2 разных дырки по разной длинны каналам... И определённым образом сфазировав кривульку, подаваемую на излучатель. В чём можно тоже шкурно убедиться, одну из дырок случайно зажав и услышав, как рухается при этом качество воспроизведения из обоих встречным подавлением волны в противофазе.